Конспект урока по математике Действия с обыкновенными дробями (6 класс)


МКОУ «Новопетровская СШ»

Открытый урок по теме

МАТЕМАТИКА 6 КЛАСС
Учитель: Маркина Г.А.
Ноябрь 2014 г.
Урок математики в 6-м классе "Действия с обыкновенными дробями"

Цели урока:
Образовательные:
1. Проверить сформированность у учащихся умений выполнять действия с обыкновенными дробями.
2. Отработать, упрочить, углубить, полученные умения и навыки.
3. Приобщить учащихся к разнообразным формам и методам изучения материала.
Развивающие: Развитие любознательности, памяти, внимания, мышления, вычислительных навыков, ответственности друг перед другом.
Воспитательные: Воспитание любви к предмету, самостоятельности и целеустремлённости, умения преодолевать трудности.
Тип урока - урок закрепления по теме: "Действия с обыкновенными дробями".
Ход урока
I. Организационный момент. Здравствуйте, я рада нашей встрече на уроке математики. Сегодня у нас гости, подарите им улыбку и тепло. А для того, чтобы вам сопутствовала удача, когда вы будете рассуждать, доказывать, исследовать, выполним упражнение: 1. Пять раз хлопаем в ладоши. 2. Большим и указательным пальцем растираем мочки ушей. 3. Массируем последнюю фалангу каждого пальца. Сели удобно, откинулись на спинку стула, глубоко вдохнули, задержали дыхание, выдохнули.
II. Работа над темой урока.
1. Актуализация знаний учащихся.
Тема нашего урока: " Действия с обыкновенными дробями". Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (Откройте тетради запишите сегодняшнее число и тему урока). Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету, будем активны, внимательны, работать с большим желанием.
Чтобы научиться выполнять действия с дробями нужно много упражняться, поэтому сегодня будем: складывать, умножать, вычитать, т.е. будем отрабатывать и закреплять полученные умения и навыки. Некоторые правила, связанные с обыкновенными дробями повторим через работу, которую назовём “Верно, неверно”. Приготовьте сигнальные карточки. Помним: верно – знак “+”, неверно – знак “–”. На соседа внимание не обращаем, помня о тех словах, которые произнёс когда-то Нивен: “Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!”. (Далее задания предлагаются на слайдах). 4 и 5 слайды.
1. 0,4 – обыкновенная дробь. (–) Обратите эту десятичную дробь в обыкновенную. Что можно сказать об этой дроби? Приведите примеры сократимых дробей.
2. EQ EQ \F(3;5) = 0,3. (–) А как дробь EQ \F(3;5) обратить в десятичную? Обратите следующие обыкновенные дроби EQ \F(1;2) и \F(4;5) и смешанное число 2 EQ \F(1;4) в десятичные дроби.
3. EQ \F(8;16) – сократимая дробь. (+) Сократите эту дробь. Какое свойство применили?
4. EQ \F(3;7) = \F(9;21) . (+) Почему эти дроби равны? 5. 3 EQ \F(2;5) = \F(10;5) . (–) Сформулируйте правило обращения смешанного числа в неправильную дробь.
6. 32% = 3,2. (–) Что называется процентом? Как процент выразить дробью?
7. 0,09 = 90%. (–) Как дробь записать в виде процента? Вас на столе лежат жетоны с помощью которых вы будете оценивать себя. Ребята есть среди вас те, кто не допустил ни одной ошибки?
II этап.Вы должны были заметить, что мы не повторили правила действий над обыкновенными дробями. Вспомните, как выполнить сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. (Учащиеся формулируют правила.)



Зная правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и основное свойство дроби, можно сформулировать правило сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. (Учащиеся формулируют правила.)
В правилах встретились слова: «привести к знаменателю».
Приведите дробь EQ \F(5;8) к знаменателю 24; а дроби EQ \F(3;4) и \F(2;5) к знаменателю 40. Будет ли число 40 наименьшим общим знаменателем этих дробей? Назовите НОЗ для них. Приведите эти дроби к НОЗ. Сравните их. Найдите сумму и разность.
А если встречаются смешанные числа? Покажите на примере 3 EQ \F(3;5) + 1 \F(3;7) .
III. Теперь самостоятельно выполните действия. На слайде №8 примеры, ниже для контроля самими учащимися ответы для двух вариантов. По истечении времени осуществляется взаимопроверка. После каждого примера появляется ответ (при наведении мышки на соответствующее число – оно «уходит» к своему примеру).
Условия для проверки:

Если учащиеся допустили больше количество ошибок, то работа не оценивается. Соответствующие жетончики лежат на каждой парте.
Задание для I варианта: EQ а) \F(1;8) + \F(7;12); б) 5 \F(5;6) + \F(3;4); в) EQ 5\F(3;8) – 3\F(5;6); г) 3\F(2;7) + 5 \F(3;14); д) 6 – 4 EQ \F(5;8).
Задание для II варианта: а) EQ \F(3;4) – \F(1;6); б) \F(1;4) + \F(2;5); в) 1 – EQ \F(3;4); г) 2 \F(3;5) + 1 \F(2;3); д) 5 \F(2;3) – \F(1;4).
А сейчас, ребята, есть среди вас те, кто не допустил ни одной ошибки?
Прежде чем перейти к следующему этапу я предлагаю вам отдохнуть. Выполним физкультминутку. Я попрошу вас встать и выполнить несколько упражнений. Молодцы, хорошо, садитесь.
Мы хорошо поработали, и я предлагаю вам погреться на солнышке.
Надо заполнить лучи солнца… слайд № 10.
IV. Много решали примеров, в которых необходимо было выполнить конкретное действие с дробями. А сейчас пример на все действия. Пример решаем все вместе, он состоит из 7 действий. На слайде «табло» по типу «Поле чудес». Но правила немного изменены. Слово откроется только в том случае, когда будут угаданы все буквы, т. е. когда будут выполнены все действия. Результату каждого действия соответствует своя цифра «табло». При выполнении каждого действия соответствующий ответ под табло показывается щелчком мышки, число исчезает, появляется буква. В итоге появляется слово

*0,9
Пример решаем такой: (9 EQ \F(1;4) – 8 EQ \F(2;3) ) 1 EQ \F(5;7) + (4 EQ \F(2;9) – 2 \F(5;6)) : 1 \F(1;9) – 1,4 EQ \F(3;4) .IV. Домашнее задание. Творческое задание (по желанию): Я предлагаю вам написать небольшой рассказ (эссе) по высказыванию Л.Н.Толстого «Человек есть дробь, у которой числитель есть то, что человек собой представляет, а знаменатель – то, что он о себе думает». Кому не нравится такое задание открывает учебник, смотрим № 549 и № 550. Запишите себе в дневники.
V этап. Подведение итогов Урок подошёл к концу. Настало время оценить результаты своей работы.
Понравился ли вам сегодняшний урок? Что в нашем уроке вы хотели бы изменить? Какие моменты вам особенно понравились?
Рефлексия. У каждого из вас на столе карточки (зелёная, жёлтая, красная). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них. Карточка зелёного цвета обозначает: «Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал всё о чём говорилось и что делалось на уроке».
Карточка жёлтого цвета обозначает: «Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».
Карточка красного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, мне это неинтересно, к ответам на уроке я был не готов».
Выставление отметок за работу на уроке. При анализе результатов определяется степень активности участников, продемонстрированный уровень знаний и умений по теме урока.
Я в ладоши хлопаю
Я в ладоши хлопаю (Хлопки в ладоши.)
И ногами топаю. (Потопать ногами.)
Руки разотру, Тепло сохраню. (Потереть ладонь о ладонь.)
Ладошки, ладошки, Утюжки-недотрожки.
(Ладонью погладить предплечье и плечо противоположной руки.)
Вы погладьте ручки, Чтоб играли лучше,
(Погладить голень и бедро ладонями обеих рук.)
Вы погладьте ножки, Чтоб бежали по дорожке.
(Постучать носками ног по полу.)
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗЗадачи:
способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;
предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно- вегетативное) утомление у школьников.
Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали, Глаза у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)