ДЕЙСТВИЯ НАД ОБЫКНОВЕННЫМИ ДРОБЯМИ


ДЕЙСТВИЯ НАД ОБЫКНОВЕННЫМИ ДРОБЯМИ
5 КЛАСС
Евстегнеева А.С., учитель математики
Костанайская обл., Алтынсаринский р-он., КГУ “Зуевская средняя школа”
Цели урока: усвоение и обобщение учащимися правил сложения, вычитания, умножения и деления обыкновенных дробей, формирование умений и навыков применения их при решении задач,;
- развить память учащихся, культуру устной речи, познавательный интерес школьников;
- воспитать ответственное отношение к учебному труду, самостоятельность, трудолюбие;
Оборудование: презентация, одноразовые тарелки с наглядностями, плакаты, линейка, кухонные стаканы, раздаточный материал.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: игра «Математическая кухня»
План урока: 1. Организационный момент
2. Устный счет
3. Солянка дробных чисел
4. Сказочная запеканка
5. Каша – малаша
6. Фруктовик
7. Постановка д/з
8. Подведение итогов
Ход урока:
Организационный момент. Сообщаю тему. У нас сегодня не обычный урок, я приглашаю Вас на математическую кухню. - А какие цели Мы можем поставить на уроке? (обговариваем цели урока). Ребята! Мы научились выполнять различные действия с обыкновенными дробями: находить сумму, разность, умножать и делить дроби на натуральное число. Сегодня нам понадобятся все эти знания при решении задач, примеров и уравнений.
Учащимся предлагается «Меню» из 4-х «блюд»
11430053340
Меню
На 1: Солянка дробных чисел.
На 2: Сказочная запеканка
На 3: Каша –малашаНа десерт: Фруктовик
Устный счет.
Для повышения «аппетита» я предлагаю Вам следующие задания (задание заранее заготовлены на белых одноразовых тарелках):
1.Вычислите: 12+13 ; 12: 16; 12∙23
2. Таблица умножения на 6
3. У Вити 7 рыбок, а у Маши в 1/7 раза больше, чем у Вити. Сколько рыбок у Маши? (1).
Молодцы, аппетит у нас разыгрался, пора приступать к насыщению знаниями.
Солянка дробных чисел
∙3: 2
: 3
: 5
+426613- 139+34Итак на первое у нас с Вами вкусная солянка дробных чисел (выполняя действия над обыкновенными дробями, одновременно вспоминаем и комментируем правила)

51435005715
Загадочная запеканка
На второе у нас Загадочная запеканка (решаем задачи у доски)
Задача 1
5143500443230 Почтальон Печкин разнёс по адресам 6 писем , это составляет части всех писем в его сумке. Сколько писем надо доставить по адресам Печкину?
Задача 2
Кот Матроскин надоил от своей коровы 20 литров молока.
этого молока превратилось в сметану. Сколько сметаны получил счастливый Матроскин?

Каша – малаша
На третье «Каша - малаша», здесь Вам необходимо отгадать кроссворд.
1. 3. 6. 1. 2. 5. По вертикали: 1.Как называется дробь, записанная в виде аb?
По горизонтали: 2.Как называется число, записанное над чертой дроби?
3. Как называется число, записанное под чертой дроби?
4.Как называется дробь, у которой числитель и знаменатель делятся на одно и то же число?
5. Как называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя?
6. Как называется дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю?
(Ответы)
1. 3. с о к р а т и м а я б ы к 6. н е п р а в и л ь н а я
о в 1. ч и с л и т е л ь н 2. з н а м е н а т е л ь а 5. п р а в и л ь н а я Перед тем как мы с Вами приступим к десерту, давайте проведем физкультминутку.
- Я буду называть некоторые утверждения. Если оно верное “ДА”, то делайте наклоны вперед, руки на поясе. Если “НЕТ”, делайте повороты туловищем руки за голову.
 - правильная дробь (да)
 - несократимая дробь (нет)
3 - смешанное число (да)
на 0 делить нельзя (да)
 - неправильная дробь (нет)
 - смешанное число (нет)
2х 1=2 (да)
 - правильная дробь (нет)
Фруктовик
(Обобщение и систематизация знаний и их применение при выполнении практических заданий)
На десерт «Фруктовик». Учащимся надо расшифровать фразу, для этого, каждый из учащихся должен выбрать любой фрукт на тарелке, на обратной стороне которого написан пример, вычислить значение выражения, записанного на фрукте, найти ответ на доске, (каждому ответу соответствует буква), и записать эту букву в бланк ответов под своим номером.
1.(14+ 29)∙1819 2. (38- 14)∙4853 3. 37+ 56:16 4. 109- 23 5*. 49+ 23:16156. 78- 127. 259∙ 35 8. 1114- 379. (47+ 25)∙151710. 56- 13:194411. 720∙ 151412. 1415∙ 25213. 910∙ 51214. 3512: 7415. 112: 31616. 256: 4524.
г д е л м н о с т ы ц я
25 24 5 3 4 9 35 3 22 19 514 3 8 53 7 1738 6 53 20 9 6 7 Учащиеся составляют фразу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Т Ы С Е Г О Д Н Я М О Л О Д Е Ц
Бланк ответов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Домашнее задание
Домашнее задание заранее приготовлено на кухонных салфетках, для каждого учащихся индивидуально.
1 25∙57+38 2. 423-258 3. (2715-512)∙56 4. 213+4110 5. 2+8712+5566. 249:323 7. 75- 120 8. 249:323+113 9. . 109- 23 10. 935∙ 512 11. 252: 1524Подведения итогов
Выполняя задания по теме «Все действия с обыкновенными дробями» мы повторили ранее изученные правила. Выполняя задания на уроке, вы проявили смекалку и находчивость, показали хорошие теоретические знания и умение применять их на практике.
Выставление оценок
Спасибо за урок!