Краткосрочный план по русскому языку виды односоставных предложений 8 класс


Предмет: русский язык Класс: 8 Дата: урок №
Тема урока: «Виды односоставных предложений». Береги честь смолоду.
Цельурока: Познакомить учащихся с видами односоставных предложений.
Задачи:
Обучающие: учить детей находить в тексте односоставные предложения; актуализировать умение определять грамматическую основу предложения и способы ее выражения; формировать умение определять тип односоставных предложений;
Развивающие: развивать логическое мышление, способность анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления; Воспитывающие: воспитывать коммуникативные отношения, способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию, взаимодействию.
Тип урока: введение новых знаний и самостоятельная деятельность учащихся
Методы и приемы: «Пометки на полях», групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, РАФТ
Ресурсы: интерактивная доска,напечатанные тексты, картинки, таблица, круг в видесолнца, полоски голубого и жёлтого цвета.
Структура и ход урока:
№ Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность ученика Оценивание Ожидаемые результаты
1 Организационный момент 2 мин 1. Сейчас я хочу вам раздать кусочки разрезанной картинки. Пожалуйста, соберите вместе картинки. У вас должны получиться три картинки, значит делимся на три группы.
2. Прочитайте каждый слово, которое получилось, какая получилась фраза? Как вы ее понимаете -объясните.
3. Психологический настрой на урок. Видеоролик. Ученики из кусочков собирают картинки и рассаживаются в три группы. Из кусочков получаются картинки со словами:
1-береги, 2-честь, 3-смолоду
Ученики говорят о правилах работы в группе. Похлопывание


Ученики умеют делиться на группы по картинкам
2 Опрос домашнего задания. Актуализация знаний 6 мин Для повторения «Мозговой штурм»
Каждой группе задание
1 группа- Что такое синтаксис? Какие бывают предложения по наличию грамматических основ?
Выполните синтаксический разбор предложения. (Средний сын хотел прославить королевский род строительством храмов и замков) упр 148 стр 90
2 группа- Что такое предложение?
Способы выражения главного члена предложения подлежащего. Составить схему "Паучок"
3 группа- Назовите второстепенные члены предложения, их особенности?
Способы выражения главного члена предложения сказуемого. Составить схему "Паучок"
Один из учащихся в паре защищает общую работу.
1 ответ - Синтаксис -раздел русского языка изучает предложение и словосочетание. По наличию грамматических основ -двусоставные и односоставные. Синт. разбор: Средний сын хотел прославить королевский род строительством храмов и замков. (повест., невоскл., прост., двусост.,распр., полн., неослож.)
2 группа-Предложение -основная синтаксическая единица, имеет грамматическую основу. Подлежащее выражается: существительным в им. пад, местоимением в им.падеже, прилагательным в им.пад., числительным в им.пад., причастием вим.пад., глаголом в неопределенной форме, словосочетанием.
3 группа- определение согласованное и несогласованное, дополнение прямое и косвенное, обстоятельство места, времени, причины, условия, уступки и т.д. Сказуемое-глагол, краткое прилагательное, существительное в им.пад., числительное в им.пад, глагол неопределенной формы Смайлики -стикеры наклеивать на
таблицу:
1 г 2г 3г
1 2 3 4 Знают
3 Новый урок 10 мин 1. РР Чтение текста упр 148 стр 90
Разбейте на части, назовите кажду часть: 1-Три сына короля, 2-Интересы младшего сына,3-Любовь к Родине превыше страха смерти.
Какова идея притчи? Как можно выразить любовь к Родине? (трудом, делами, образованием...)
2. Совместное изучение- Назывные предложения стр 96 слайд
3. Самостоятельное усвоение материала учебника:
1 группа-стр 92 ,определенно-личные предложения пример привести из упр.150
2 группа -стр 93 неопределенно-личные предложения, упр 151
3 группа- стр 93 обобщенно-личные предложения пример стр197 (обратить внимание -односоставные предложения)
4. Совместное изучение на стр 94. Безличные предложения. слайд Ученики читают текст: 1 группа- 1 абзац, 2 гр-2-5, 3гр- 6 и до конца.
Ученики на постерах выполняют задание, объясняют.
Смайлики
Слайды Правильно отвечают на вопросы
4 Закрепление темы урока 20 мин Выполнение тренировочных заданий учащимися с последующей самопроверкой
1.Объяснительный диктант с грамматическим заданием.
Задание. Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения.
сущ. Им.п сущ. Им.п. сущ. Им.п.
Майский полдень. Топот и фырканье. (н)
Расскажите мне что-нибудь веселенькое.
В газетах бранят его очень.
На этот вопрос нельзя ответить сразу.
Дождя уже не было слышно.
Ему стало стыдно за человечество.
Чуть брезжило.
И скучно, и грустно, и некому руку подать.
2. Графический диктант.
Задание. Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ, используя сокращения (о-л, н-л,б-л,н)
Серое осеннее утро. Вот и станция.
О причинах не спрашивайте.
Заговорили насмерть
Было холодно и сыро.
Чуть брезжило.
Нет войне! Анализирует результаты выполнения заданий
Выполняют задания, применяют знания в практической ситуации; сопоставляют полученный результат с эталоном Смайлики
слайды Умеют анализировать, сравнивать
Умеют находить в тексте односоставные предложения, определять вид
5 Подведение итогов
урока 7 мин По схеме:
1. Какие предложения называются односоставными?
2. Какие виды односоставных предложений вы можете назвать?
3. Как определить вид односоставного предложения? Отвечают на вопросы учителя, воспроизводят основные понятия и правила
Слайд
Алгоритм определения типа односоставного предложения Правильно отвечают на вопросы
6 Рефлексия 2 мин Что знали? Что узнали? Что хотят узнать? Уч-ся заполняют карточки. Сдают. 7 Домашнее задание 2 мин Стр 96 упр 158 с дополнительным заданием для сильных учащихся 1 группа БЕРЕГИ
Задание Образец рассуждения
1 группа- Что такое синтаксис? Какие бывают предложения по наличию грамматических основ? Выполните синтаксический разбор предложения. упр 148 стр 90 Средний сын хотел прославить королевский род строительством храмов и замков. РР Чтение текста упр 148 стр 90 Разбейте на части, назовите кажду часть: 1- 2- 3-
Какова идея притчи?
Как можно выразить любовь к Родине? Назывные предложения стр 96 Назывное предложение – это такое предложение, в котором ? выражено…
1 группа-стр 92 , определенно-личные предложения
пример привести из упр.150
Определенно- личное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено…
Совместное изучение на стр 94. Безличные предложения. Безличное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено…
Тренировочные задания ... предложение односоставное, так как в нем один главный член предложения ? - , выраженное ......; это ........... предложение.
2 группа ЧЕСТЬ
Задание Образец рассуждения
2 группа- Что такое предложение? Способы выражения главного члена предложения подлежащего. Составить схему "Паучок" РР Чтение текста упр 148 стр 90 Разбейте на части, назовите кажду часть: 1- 2- 3-
Какова идея притчи?
Как можно выразить любовь к Родине? Назывные предложения стр 96 Назывное предложение – это такое предложение, в котором ? выражено…
2 группа -стр 93 неопределенно-личные предложения, упр 151
Неопределенно- личное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено…
Совместное изучение на стр 94. Безличные предложения. Безличное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено…
Тренировочные задания ... предложение односоставное, так как в нем один главный член предложения ? - , выраженное ......; это ........... предложение.
3 группа СМОЛОДУ
Задание Образец рассуждения
3 группа- Назовите второстепенные члены предложения, их особенности? Способы выражения главного члена предложения сказуемого. Составить схему "Паучок" РР Чтение текста упр 148 стр 90 Разбейте на части, назовите кажду часть: 1- 2- 3-
Какова идея притчи?
Как можно выразить любовь к Родине? Назывные предложения стр 96 Назывное предложение – это такое предложение, в котором ? выражено…
3 группа- стр 93 обобщенно-личные предложения пример стр197 (обратить внимание -односоставные предложения) Обобщенно- личное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено…
Совместное изучение на стр 94. Безличные предложения. Безличное предложение – это такое предложение, в котором сказуемое выражено…
Тренировочные задания ... предложение односоставное, так как в нем один главный член предложения ? - , выраженное ......; это ........... предложение.
1 группа БЕРЕГИ 2 группа ЧЕСТЬ 3 группа СМОЛОДУ
Что знали? Что узнали? Что хотите узнать? Что знали? Что узнали? Что хотите узнать? Что знали? Что узнали? Что хотите узнать?

Объяснительный диктант с грамматическим заданием. Подчеркните главные члены. Укажите тип односоставного предложения. каждой группе по 2 предложения записать
сущ. Им.п сущ. Им.п. сущ. Им.п.
Майский полдень. Топот и фырканье. (н)
Расскажите мне что-нибудь веселенькое. (о-л)
В газетах бранят его очень. (н-о)
На этот вопрос нельзя ответить сразу. (б-л)
Ему стало стыдно за человечество. (б-л)
И скучно, и грустно, и некому руку подать.(об-л)
Графический диктант. Задание. Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ, используя сокращения (о-л, н-л,б-л,н)
Серое осеннее утро.
О причинах не спрашивайте.
Было холодно и сыро.
Нет войне!
Вот и станция.

Запись образцов рассуждения.
Примеры и образцы рассуждений к ним также записываются в опорном конспектев следующем виде:
Пахло милым тлением осени - предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное личным глаголом в безличном значении; это безличное предложение.
Люблю грозу в начале мая - предложение односоставное, так как в нем один главный член- сказуемое, выраженное глаголом 1-лица будущего времени; это определенно- личное предложение.
Славная осень - предложение односоставное, так как в нем один главный член - подлежащее, это предложение назывное.
Схоронили его за Москвой – рекой - предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное глаголом 3 лица множественного числа прошедшего времени, это предложение неопределенно- личное.
Возьмемся за руки, друзья! - предложение односоставное, так как в нем один главный член - сказуемое, выраженное наречием; это безличное предложение.