Дидактический материал по теме:Стихотворные упражнения по орфографии


Дидактический материал по русскому языку (1-4кл.)
по теме: «Стихотворные упражнения по орфографии»

Горбунова Галина Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ-СОШ №10
г. Армавир

Развитие интереса в процессе учебной деятельности
на уроках русского языка
(Стихотворные упражнения по орфографии)
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это сизифов труд. Ученик на уроке читает, пишет, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то им усваивается, но сочетание пассивного восприятия и усвоения не может быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учёба не захватывает их.
Занимательность достигается созданием проблемной ситуации, неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, необычайной формой ведения урока. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в русском языке.
Работа по орфографии на уроках русского языка всегда доставляет учителю немало хлопот. Многие дети плохо запоминают правила, не очень охотно выполняют задания учебника, не проявляют интереса к уроку. Поэтому я хочу рассказать об использовании стихотворных упражнений по орфографии, накопленных мною в результате практической работы с детьми. Я использую на уроках, для отработки правил правописания следующий дидактический материал:

Прописная буква в начале предложения
- Ты пишешь предложение?
Старайся! Не спеши!
И первое же слово
С заглавной напиши!

Буква обычная
Выросла вдруг,
Выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтением
На букву подруги.
Но почему?
За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и непросто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква
У строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
Знаем твёрдо:
жи и ши
Пишем через букву и
ча и ща
Пишем через букву а
чу и щу
Пишем через букву у.

Жи - ши, жи - ши
Только с И всегда пиши:
Мыши, ёжики, моржи,
Лыжи, лужи, камыши.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, шипеть и шить.
Все сочетанья жи и ши
Ты только с буквой и пиши!

Сочетанья ЧА и ЩА
Пишем только с буквой А!
Ча и ща. ча и ща –
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча –
С буквой а и ча и ща.

Сочетанья ча и ща
В словах пища и свеча,
Куча, гуща каланча,
Туча, роща, саранча,
Чаща, дача и печать –
Нужно с буквы а писать.

Щука,чум, ищу, молчу-
Я слова учу, учу.
Чу да щу, чу да щу –
Я пятёрку получу.
Не стучу, не пищу,
Не ворчу и не кричу,
А учу и учу
Все слова на чу и щу.
Чум, чудак, чулок, чурбан,
Щука, чудо и чулан.

Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щу учу:
Чулок и чудо, и чугун,
Чуда и чудо, и ворчун,
Чумазый, чучело, чурбан,
Чудесный, чувство и чулан,
Кричу, ворчу, ищу, тащу –
Я с у пишу, и чу и щу!

Безударные гласные
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.

Безударный тихий гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!

Сосна, вода, дела, трава –
Проверить надо все слова.
Безударный гласный –
Стоп!
Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело,
А теперь пишите смело.

Село, гнездо, сосна, весна –
Одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
Коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
Подскажут гласную они:
Сёла, гнёзда, вёсны
И, конечно, сосны.

Гряда, цена, скала, весна –
Коза, стрела, стена, сосна,
Места, земля, столяр, сова –
Проверить надо все слова.
Ты будь внимательным, мой друг,
В словах есть безударный звук,
Поставь его под ударенье,
Потом пиши стихотворенье.

Страна, земля, стрела, сосна,
Гряда, игла, звезда, весна,
Роса, зерно, следы, листок,
Кормушка, озеро. Цветок.
Диктанту нашему конец,
Кто не ошибся – молодец!

Имена, фамилии людей, клички животных.

Начинает буква важные слова:
Иванова Анна, Шуя и Москва.

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей и
Серёжа, и Андрей
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.

Кошка Маришка,
Котёнок Тишка,
Щенок Дружок,
Цыплёнок Пушок,
Корова Бурёнка,
Коза Найдёнка,
Поросёнок Хрюша
И бычок Гаврюша.
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной!

Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Воробей Тишка,
Поросёнок Гришка,
Красотка синичка,
Как напишешь клички?

Имена, фамилии, клички, города –
Все с заглавной буквы пишутся всегда.

Парные звонкие и глухие согласные

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело заменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды –
Будешь грамотным и ты.

- Где растёт морковь?
- На грядках.
- Буквы пишут где?
- В тетрадках.
- Чистим что мы?
- Чистим зубки.
- Надеваем в холод?
- Шубки.
- Любим все?
- Снежки, салазки.
- А читаем часто?
- Сказки.
Парный звук ты проверяй!
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего?
- Нет грядок.
- А тетрадка?
- Нет тетрадок.
- Зубки!
- Изменили – зубы.
- Шубки!
- Проверяем – шубы.
Ждём снежинок и салазок,
И побольше чудных сказок.

Правописание чн и чк

Козочка, горочка,
Тридцать три пригорочка.
Ой чк! чк! чк!
Кочка, точка, звёздочка.

Речка, ночка, строчка,
Точка, кочка, дочка,
Строчный, булочный, ночной,
Точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
Где чн, а где чк.

Разделительный мягкий знак

Перед е.ё, и, ю, я
Я в корнях стою всегда.
Воробьи, семья, жильё –
Перед я, ю, и, е, ё.

Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.

Разделительный твёрдый знак

Было сели, Стало съели,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
- Твёрдый знак.
Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объяснение,
И подъезд, и объявление.

Мягкий знак – показатель мягкости

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится.
Но в слово часто просится.

Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим, шест,
Вместо есть напишем, ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками - угольки,
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, мыть,
Кон, конь, шум, шить.
Подчеркни, в каких словах
Не напишешь мягкий знак.

В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.

Гласные и согласные
Бывают такие опасные:
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.

Проникнув в тайны фонемы,
Осилим мы эти проблемы.
Мы под ударением пишем
Без сомненья то, что слышим.

Если ж звук без ударенья,
Вызывает он сомненья.
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной!
Использование рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебников, другими дидактическими материалами способствуют более успешному овладению детьми орфографическими навыками.
15