Урок русского языка в 5 классе на тему Аудирование. Работа над содержанием прослушанного текста



КЗ «Долинская ООШ І-ІІ ст.» ВРС ЗО
Урок русского языка в 5 классу
(первый год обучения)
«Аудирование. Работа над содержанием прослушанного текста»
Подготовила
учитель зарубежной литературы и русского языка высшей категории
Дудова Любовь Алексеевна
Октябрь, 2016
Тема. Аудирование. Работа над содержанием прослушанного текста.
Цель урока: развивать связную речь; формировать умение воспринимать текст на слух, представлять и запоминать услышанное, строить вопросы по содержанию текста; воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества, уважение к старшим членам семьи, наблюдательность.
Тип урока: урок речевого развития.
Ход урока
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Пожелание в начале урока.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели.
На меня все посмотрели.
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Эмоциональный настрой. Музыкотерапия.
- Говорят, что музыка способна творить чудеса в душе, создавать настроение и заряжать положительными эмоциями. А вам музыка помогала когда-нибудь??? Давайте проверим на деле.
Звучит музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки»
- Вам понравилась эта музыка? Какие картины вы представили во время слушания? Что она напоминает?
- Действительно, ребята, прослушанная вами музыка напоминает сказку и является заставкой к телепередаче «В гостях у сказки».
ІІ. ВВОДНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Введение в тему урока.
- Вы скажете, причем тут сказка, ведь у нас урок русского языка.
- А что мы делаем обычно на уроках русского языка? (читаем, пишем, говорим, слушаем).
- Верно. Все это виды речевой деятельности. Какими качествами должен владеть современный человек? (быть культурным, образованным, воспитанным, начитанным, быть хорошим собеседником, т.е. владеть качествами хорошей, грамотной речи) - И этот урок не исключение. Сегодня мы продолжаем развивать свою речь с помощью слушания (аудирования) текста и поможет нам в этом именно русская народная сказка.
Сообщение темы урока.
ІІІ. ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Речевая разминка (текст на доске).
Мыла Мила мишку мылом,Мыло Мила уронила,Уронила Мила мыло -Мишку мылом не домыла.
Подготовка к восприятию текста.
- Я не зря подобрала вам скороговорку про медведя. Сказку, которую вы сейчас будете внимательно слушать, называется «Маша и медведь».
Прослушивание сказки в аудиозаписи.
Выполнение заданий после прослушивания.
Прием «Озвучим картинку»

Иди, только смотри от подружек не отставай, не то заблудишься.
«Кто же здесь живет? Почему никого не видно?..»
Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.
Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:— Сяду на пенек,Съем пирожок!
А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
Прием «Поймай ошибку». Тот, кто первым заметит ошибку, хлопает в ладоши.
1. Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Наташенька. (Машенька)
2. Собрались раз подружки в лес по цветы. (по грибы и ягоды)
3. Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес со зверушками! (подружками)
4. Пришли девушки к речке (в лес), стали собирать грибы да ягоды.
5. Вошла Машенька в избушку, села у окна на кровать (лавочку).
6. А в той избушке жил большущий волк (медведь). 
7. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, огорчился ( обрадовался).
8. Напекла она пряников (пирожков),
9. Сяду на бугорок (пенек),съем пирожок!
10. Далеко (Высоко) сидит, высоко (далеко) глядит!
Прием «Домино» (коллективно). Расположите события сказки в правильной последовательности, так как они все перепутались.
Жили-были дедушка да бабушка.
Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. 
Пришла она в саму глушь, в саму чащу.
А в той избушке жил большущий медведь.
Стала она жить у медведя в избушке.
Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
Вернулся медведь, видит — короб готов. 
Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и говорит:— Сяду на пенек,Съем пирожок!
Проблемный вопрос «Какой урок получила Маша в этой истории?»
( как плохо может получиться, если не слушаться взрослых. Девочке просто повезло, что мишка оказался не совсем плохим и не съел ее, но в жизни бывает все гораздо хуже).Прием «Вопросик».
- Постройте вопрос по содержанию сказки, чтобы она начинался следующими словами:
Кто ... ?За чем ...?
Куда... ?Что ... ?С кем...?
Прочитайте пословицы. Выберите ту, которая касается сказки. Объясните свой выбор.
Старого человека надо слушаться, молодого надо учить.
Все из рук валится, а он хвалится.
Пока молод — нипочем холод. 
Без работы пряников не кушать.
Повторение теоретических сведений. Беседа.
- Можно ли назвать эту сказку текстом?
- Какой тип речи использован в сказке? (повествование).
- Что нужно для того, чтобы хорошо запомнить текст? (внимательно слушать, представлять картины и звуки, понимать услышанное).
«Орфографическая минутка».
Вставьте пропущенные буквы в словах.
Медвед (ь,ъ), Маш (ы,и), с(ъ,ь)ем, ж(и,ы)ть, Машен(ь,ъ)ка.
ІУ. КОРРЕКЦИОННО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП.
- Пришло время оценить ваши умения воспринимать текст на слух. Проведем тестирование.
1. Сказка называется:
А. «Маша и барсук».
Б. «Маша и медведь».
В. «Наташа и медведь».
2. Героиня сказки жила вместе с:
А. Матерью и отцом.
Б. Бабушкой и дедушкой.
В. Братьями и сестрами.
3. В лес Маша пошла с :А. Подружками.
Б. Зверушками.
В. Родителями.
4. В лесу девочки собирали:
А. Ягоды.
Б.Цветы.
В. Желуди.
5.В лесной избушке жил:
А. Барсук.
Б. Волк.
В. Медведь.
6. Маша в избушке:
А. Кашу варила.
Б.Детей кормила.
В. Ничего не делала.
7.Маша положила пироги в :А. Сумку.
Б. Миску.
В.Короб.
8.Маша пообещала медведю наблюдать за ним с дерева:
А. Ели.
Б.Дуба.
В.Березы.
9.Машенька попросила медведя выйти на крылечко, чтобы посмотреть:
А. Не идет ли дождик.
Б. Взошло ли солнце.
В. Не пришли ли гости.
10.По дороге в деревню медведь решил отдохнуть на:
А. Земле.
Б.Траве.
В. Пеньке.
11.В погоню за медведем бросились:
А.Волки.
Б.Собаки.
В.Пчелы.
12. В тексте сказки использован тип речи:
А.Описание.
Б. Повествование.
В. Рассуждение.
Инструктаж по выполнению домашнего задания: перескажите сказку близко к тексту; придумайте продолжение сказки (по желанию)
Заключительная беседа.
- Как вы думаете, мы достигли целей урока?
- Какие задания были интересными?
- Что вызвало трудности?
- Я желаю вам успехов в изучении русского языка.