Перспективный план работы на сентябрь, подготовительная группа


Сентябрь
1 НЕДЕЛЯ. Тема: «День знаний»
№ Тема Цели Наблюдение на прогулке Вторая половина дня
1 Художественное творчество. Лепка/аппликация «Вспомним, что мы лепили в старшей группе» Побуждать рассказывать о впечатлениях по поводу своей творческой деятельности, добиваясь развернутых ответов; напомнить основные приемы лепки; побуждать выбирать тему, доводить замысел до конца. Наблюдение за деревьями.Цель: Напомнить о деревьях растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление
Словарная работа: активизация: рябина, береза, осина, тополь, ягоды, семена, плоды, сладкая. Обогащение: хина, хитрая, пошутить, не дозрела.
Художественное слово: «Рябина» И. Токмакова.Красную ягодку мне дала рябинаДумал я, что сладкая, а она как хина.Толи эта ягодка просто не дозрела,Толь рябина хитрая пошутить хотела?
Беседа по содержанию стихотворения.
Индивидуальная работа: дидактическая игра: «Назови ласково» (деревья)Дидактическая игра: «С какой ветки детка?»
Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет)
Знакомство с видами тканей и волокнистыми материалами.
2
Развитие речи.
- Составление рассказа по картине «В школу»
- Чтение рассказа Ф. Шкулева «Царица-осень» Закрепить представление о том, что дети подготовительной группы – будущие школьники; закреплять умение строить простейшие сооружения; уточнить безопасный маршрут от дома до школы, правила безопасного поведения на дороге; побуждать обыгрывать ситуации безопасного поведения на дороге; учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя структуру построения сюжета: завязка, кульминация, развязка; учить самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенному на картине.
Закреплять знания об изменениях в осенней природе; побуждать участвовать в описании пейзажных картин
Наблюдение за дождемЦель: Пополнить знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать речь, согласовывая глаголы с существительными.Словарная работа: активизация: дождь, лужи, тучи, зонт;обогащение: моросит, барабанит, проливной, затяжной, грибной.Художественное слово:                  «Дождик»Дождик, дождик, капелька,Водяная сабелька,Лужу резал, лужу резал, И устал, и перестал. И. Токмакова.
Беседа по содержанию стихотворения.
Подвижная игра: «Мы – веселые ребята» (бег)
Словесная  игра: « Хорошо – плохо» (ТРИЗ)Цель: Закрепить знания о дожде, учить искать противоречия.
Исследовательская деятельность: Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает предметы, (испаряется на солнце и от ветра).
ОВД: Прыжки вперёд на двух ногах.Труд: уборка опавших листьев.
Аппликация «Разные листья»
Цели: Закреплять умение вырезывать из бумаги, сложенной вдвое; закреплять представление о пользе прогулок на свежем воздухе.
3 Формирование целостной картины мира - «Хочу все знать» Уточнить представления о Дне знаний, начале занятий в школе; обобщить представления о том, как люди получают информацию; дать первоначальные представления о Конвенции о правах ребенка и праве на образование; способствовать пониманию того, что знания приносят человеку пользу. Наблюдение за птицамиЦель: Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и повадках птиц, приспособление к среде обитания. Уточнить понятия «перелетные и зимующие».Словарная работа: активизация: птицы, кормушка, обогащение: перелетные, зимующие, оперение, повадки, экологическая тропа, объект, клин, косяк.Художественное слово: Птицы на юг улетают                                          Гуси, грачи, журавли,                                          Вот уж последняя стая,                                          Крыльями машет в дали.Беседа по содержанию стихотворения.Подвижная игра: «Целься вернее» (метание)Экологическая тропа: Уточнить знания детей об экологической тропе. Показать им карту план, обойти все объекты. Остановиться на объекте «кормушка».Труд: чистка кормушки, кормление, наблюдение. Художественный ручной труд
«Совушка-сова, умная голова»
Цели: Дать представление о сове как символе мудрости, знаний; продолжать учить делать фигурки из шишек; закреплять умение прочно крепить к еловой шишке детали.
4 ФЭМП - «Как мы считали в старшей группе»
- «Будем учиться считать как будущие школьники» Закреплять навыки порядкового счета до 10; закреплять знание состава числа из единиц в пределах 5; учить находить сходство геометрических фигур с предметами окружающей обстановки; закреплять знание последовательности дней недели.
Закреплять представление о Дне знаний и начале учебы в школе; закреплять умение сравнивать рядом стоящие числа 8 и 9; упражнять в различении пространственных расположений предметов относительно друг друга; закреплять состав числа 5 из единиц; упражнять в делении предмета на 2 равные части; формировать позицию будущего школьника. Наблюдение за листопадом.Цель: Углубить и обобщить знания детей о деревьях, о характерных признаках изменения природы. Учить устанавливать связи между условиями жизни и средой обитания, развивать доказательную речь.Словарная работа: активизация: листопад, облетают, кружат; обогащение: шуршатХудожественное слово: «Парк». Разноцветный парк,Разноцветный сад
Листопад начался, Начался листопад Под ногами у ребят Листья весело шуршат М. АвдееваБеседа по содержанию стихотворения
ОВД: бег «змейкой» между деревьями..Дидактическая игра: «С какой ветки детка?»
Исследовательская деятельность: Определить, на каких деревьях листья начинают быстрей желтеть? Труд: подметание листьев с дорожек, сортировка формочек и совков. Конструирование из строительного материала «Дорога и тротуар»
Цели: Закрепить представление о том, что дети подготовительной к школе группы – будущие школьники.
5 Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность.
- «Вспомним, что мы умеем строить» Активизировать конструктивные умения, полученные в старшей группе. Наблюдение за транспортомЦель: Закреплять название улиц города, продолжать знакомить с разными видами транспорта, напомнить о его частях. воспитывать уважение к труду водителя, закрепить ПДД.Словарная работа: активизация: шина, дорога, кузов, мотор, кабина, груз, дрова, пешеходный переход, Менжинского, Нива; обогащение: шины шуршат, водитель, проезжая часть, двухстороннее движение.Художественное слово: Шуршат по дорогам веселые шины-
Спешат по дорогам машины, машины…
А в кузове важные, срочные грузы: Кирпич и железо, дрова и арбузы.  Работа шофера трудна и важна  А как она людям повсюду нужна.Наблюдение: за проезжей частью, тротуаром, за проезжающим мимотранспортом; рассматривание частей разного транспорта, беседа с водителем. Закрепление ПДД.Беседа по содержанию прогулки.Дидактическая игра «Кто все запомнит?»Цель: активизировать внимание, память, речь.Воспитатель предлагает понаблюдать за транспортом, а затем сказать какие машины и в какой последовательности проезжали по дороге. Игра «Детский сад»
Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказывать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители
Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет медицинской сестры. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача»; чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Экскурсия в прачечную. Наблюдение труда прачки. Организация труда детей – стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на тему «Кто и как работает в нашем детском саду».
Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад»
Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, младший воспитатель, повар
6 Художественное творчество. Рисование. - «Какой я представляю себе Осень» Закрепить знания о приметах осени; уточнить знания об элементах дымковской росписи; упражнять в умении выражать свои впечатления от красоты природы; упражнять в изображении фигуры человека в длинном платье, передаче пропорций; упражнять в рисовании дымковского узора. Наблюдение за ветром
Цель: Развивать наблюдательность и интерес к природе, закрепить понятия «живая – неживая» природа. При помощи исследовательской деятельности объяснить значение ветра, учить определять его силу, направление.Словарная работа: активизация: листопад, листья. опадают, осень, сентябрь, природа, север, юг; обогащение: сильный, задувает, пронизывающий, ветреная.
Методический прием: Наблюдение за листопадом, за тем, как осыпаются семена с травы, кустарников; за сохнувшим бельем на веревке, за высыхающими лужами.
Исследовательская деятельность: при помощи султанчиков, лент, шарика  определить направление и силу ветра.
Художественное слово: «Одинокий пастух»– релаксация Ярко светит солнце, Дует легкий ветерок. Мы вдыхаем его чистый и Свежий воздух. Нам хорошо и приятно. Мы хотим жить в мире с природой, Будем ее друзьями, Будем ее любить и защищать.
Д. ЛолейБеседа по содержанию стихотворения.Дидактическое упражнение: «Подскажи словечко» (подбор прилагательных, характеризующих ветер) Игра «Детский сад»
Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказывать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители
Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет медицинской сестры. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача»; чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Экскурсия в прачечную. Наблюдение труда прачки. Организация труда детей – стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на тему «Кто и как работает в нашем детском саду».
Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад»
Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, младший воспитатель, повар
Сентябрь
2 НЕДЕЛЯ. Тема: «Что растет в саду и в поле»
1 Художественное творчество. Лепка/аппликация Аппликация «Осенний ковер» Закреплять знания об особенностях составления узора на прямоугольнике; побуждать образно описывать свою работу. Наблюдение за инеем.
Цель: Научить чувствовать детей предвестники зимы, учить различать снег от инея, устанавливать связи, Наблюдать за замерзанием луж, их таянием при нагревании солнцем.Словарная работа: активизация: травы, лужи, утро; обогащение: серебро, блюдца, иней, заморозки, блещут, заря.Художественное слово:   
В сентябре, в сентябреУтром травы в серебре.Как серебряные блюдцаБлещут лужи на заре.
Беседа по содержанию стихотворения.
Исследовательская деятельность: определить опытным путем скорость таяние льда на лужах в тени и на солнце.
Знакомство с инструментами:
-история об игле;
- история о булавке;
- история о ножницах;
- история о наперстке;
2
Развитие речи.
- Рассказывание из личного опыта на тему: «Летний отдых на даче»
- Чтение сказки Х.К Андерсена «Дюймовочка» Закрепить представление о летних явлениях природы; способствовать осознанию положительных впечатлений от совместного отдыха всей семьи; учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, передавая впечатления о лете; побуждать связно и последовательно излагать события; упражнять в употреблении сложносочиненных предложений, согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; упражнять в подборе определений к заданным словам.Упражнять в подборе антонимов; учить воспринимать образное содержание сказки; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять выразительные средства; закрепить представление о лете. Наблюдение за гроздьями рябины
Цель: Развивать наблюдательность, закреплять знания о  лекарственных деревьях, плодах, учить объяснять их предназначение, способы приготовления отваров. Поддерживать и развивать желание узнавать о деревьях больше.Словарная работа: активизация: рябина, дерево, осень, листопад; обогащение: гроздья, лекарственное растение, витамины, отвар, целебный.Методические приемы: загадка, беседа внешнем виде и  пользе дерева  Стройная и прекрасная, На ней ягодка красная.
Труд: уборка листьев под деревья, сбор ягод и веток  рябины для поделок, кормления птиц.
Конструктивная деятельность: учить строить мосты, используя бросовый материал, закреплять названия частей моста.
Лепка «Что растет в саду»
Цель: Упражнять в передаче характерных особенностей овощей и фруктов приемами пальцевой лепки.
3 Формирование целостной картины мира. «Во саду ли, в огороде» Обобщить представления о растениях сада и поля, их разновидностях, значении для всего живого; рассказать о сообществах «Сад» и «Поле»; дать знания о разных видах садов; закрепить представление о труде людей в сельском хозяйстве. Прогулка по экологической тропе.
Цель: Учить различать деревья по форме листов и их окраске. Отметить, на каких деревьях есть плоды, с каких деревьев опало больше листьев, есть ли деревья с зеленой листвой. Какие?Словарная работа: активизация: березка, золотая, роща; обогащение: багрянаяХудожественное слово:    
Как хорошо в гостях у осениСреди березок золотых…Подольше б золото не сбросилиСтоял бы лес багрян и тих.
Беседа по содержанию стихотворения.
Посещение объекта «роща»Рассматривание деревьев по плану: корни, ствол, ветви, листья.Индивидуальная работа: подбор родственных слов к сущ. береза.(березовый, березняк, березовая, береста, берестяной(ая).
Аппликация «Фрукты и овощи»
Цель: Упражнять в вырезывании из бумаги, сложенной вдвое; закреплять знание о пользе витаминов для здоровья.
4 ФЭМП - «Во саду ли, в огороде»
- «Букет для мамы» Закреплять представления о растениях сада и огорода; закреплять умение различать порядковое и количественное значения числа в пределах 10; закреплять знание состава числа 5 из единиц; упражнять в раскладывании предметов по убывающей длине; закреплять знание пространственной терминологии; упражнять в использовании слов и сочетаний: длинный, короче, еще короче, самый короткий.
Закрепить представление о растениях сада; упражнять в сравнении рядом стоящих чисел 9 и 10; закреплять умение отсчитывать предметы по образцу; упражнять в нахождении сходства с геометрическими фигурами в окружающей действительности; побуждать делать приятное для близких; закрепить знание садовых цветов; упражнять в употреблении слов, обозначающих фрукты, в косвенных падежах. Наблюдение за туманомЦель: Познакомить с природным явлением, напомнить о разных агрегатных состояниях воды, развивать любознательность. Закрепить названия осенних месяцев.Словарная работа: активизация слов: туман, пенек, куст, опыт. обогащение слов: испарение, впитать, высушить.Методический прием: наблюдение за утренним туманом: во время тумана предметы становятся плохо видны. На что похож туман? (на пар, дым, облако) Что такое туман? (дыхание земли). Земля, почва, растения дышат накопленным пеплом, а холодный воздух опускается на землю. Они смешиваются и получается туман – мельчайшие частицы воды. Их очень – очень много, они быстро двигаются,  и воздух становится не прозрачным.Художественное слово:    
Кто – то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром  – исчез! Не осталось не пенька, ни куста,  Только белая кругом пустота.
И. Такмакова.Беседа по содержанию стихотворения.В народе шуточно говорят «Воры украли горы!».Дидактическая игра: «Наоборот»Цель: активизация словаря, подбор антонимов (холодно, тепло, пасмурно, осенний, земля, дождь)Исследовательская деятельность: «Воздух осенью влажный» :на скамейку положить лист сухой бумаги. В конце прогулки дети обнаружат, что он влажный. Почему это произошло? Как его можно высушить? (батарея, солнце, утюг, теплое помещение и т. д.) Где быстрей высохнет? Закрепить знания о намокании и просушивании. Можно разорвать лист пополам. Одну половину поместить на батарею, другую на стол. Дети наблюдают, делают выводы. Художественный ручной труд
«Рамка для аппликации»
Цель: Учить оформлять рисунок, аппликацию; закреплять умение создавать узор из различных круп, семян и других природных материалов.
5 Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность.
- «Дом бабушки в деревне» Уточнить представление об особенностях сельских домов и построек на сельском дворе; способствовать созданию комплекса сооружений; упражнять в коллективном строительстве. Экскурсия в осенний лесЦель: Закрепить знания детей о приметах осени, учить показывать изменения в природе, развивать доказательную речь. Учить устанавливать связи между живой и неживой природой.Методический прием: экскурсия в лес, беседа с детьми.Воспитатель приводит детей в лес, переодевается в костюм осени и проводит экскурсию по плану:1.Художественное слово:Кроет уж лист золотой             
Влажную землю в лесу…         Смело топчу я ногой                
Вешнюю леса красу.                
  С холоду щеки горят,
Любо в лесу мне          дышать,                                        Слышать, как сучья трещат,Листья ногой    загребать                          Беседа по содержанию стихотворения.1. Отгадывание загадок (осенняя тематика)2. Поиск осенних примет.3. Сравнение осенних и летних примет. Цель: развивать знания о сезонных изменениях, составление предложений с союзом «а» в дид. игре «Сначала- потом» Игра «Детский сад»
Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказывать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители
Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет медицинской сестры. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача»; чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Экскурсия в прачечную. Наблюдение труда прачки. Организация труда детей – стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на тему «Кто и как работает в нашем детском саду».
Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад»
Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, младший воспитатель, повар
6 Художественное творчество. Рисование. - «Мое веселое лето»
- «Платочек для Дюймовочки» Закрепить представление о лете; побуждать высказываться о своей работе; учить отражать летние впечатления, располагать изображение на широкой полосе: выше и ниже.
Закрепить знания о геометрических фигурах; закрепить умение оформлять декоративную композицию на квадрате, используя хорошо сочетающиеся цвета. Наблюдение за небомЦель: развивать наблюдательность, умение различать изменения в характере туч, облаков. Уточнить знания об осадках.Словарная работа: активизация: синий, голубой, серый, седой, черный, грозный; обогащение: шатер, стремится.Художественное слово: (загадка)Шатер огромный над землейТак часто цвет меняет свой.Бывает синий, голубой,Бывает серый и седой.Бывает черный, звездный,Бывает очень грозный.Он посылает дождь и снег,К нему стремится человекОн радугой порой играет.И нет ему конца и края.Беседа по содержанию стихотворенияДидактическая игра: «Назови больше» Цель: подбор прилагательных к существительному  «н е б о»Исследовательская деятельность: «Разноцветное небо». Доказать, что небо меняет цвет, если на него смотреть в разноцветные стекла. Игра «Детский сад»
Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказывать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители
Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет медицинской сестры. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача»; чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Экскурсия в прачечную. Наблюдение труда прачки. Организация труда детей – стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на тему «Кто и как работает в нашем детском саду».
Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад»
Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, младший воспитатель, повар.
Сентябрь
3 НЕДЕЛЯ. Тема: «Что растет на лугу и в лесу»
1 Художественное творчество. Лепка/аппликация Лепка «Корзинка с грибами» Закрепить знание особенностей внешнего вида грибов; уточнить представление о грибах съедобных и ядовитых; закрепить знание названий грибов; упражнять в передаче форм разных грибов, используя приемы лепки пальцами; закрепить умение лепить корзину. Наблюдение за дождем
Цель: закреплять знания детей о дожде, его пользе и вреде, его значении для жизни растений осенью. Развивать доказательную речь.Словарная работа: активизация: капля, туча, высота, прятаться, намочу; обогащение: осадки, поспевать, подгонять.Художественное слово: загадка
Из маленьких капель я состою,А домик мой – туча, я в нем живу.С большой высоты я на землю лечу-Скорее все прячьтесь, а то намочу!Беседа по содержанию стихотворения.Дидактическая игра «Подбери признаки» Погода какая?(грустная, дождливая, пасмурная, хмурая невеселая, печальная)
Правила обращения с инструментами (игла, ткань, ножницы, нитки, наперсток)
2
Развитие речи.
- Пересказ рассказа к. Ушинского «Четыре желания»
- Чтение рассказов: М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Осинкам холодно», Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки», А. Блок «На лугу» Закрепить представление о смене сезонов; учить передавать текст без пропусков и повторений; учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий; упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным и глаголам; закреплять умение произносить фразу с разной силой голоса; закреплять умение передавать впечатления от прочитанного.
Обобщить представления о лесе и луге; упражнять в подборе определений к «лесным» словам; закреплять умение видеть отличие прозаических и поэтических произведений. Осмотр участка
Цель:  Отметить, что листьев на деревьях и кустах практически нет. Продолжать закреплять характерные признаки осени.Учить применять народные приметы в жизни.Методический прием: беседа с целью закрепления и пополнения знаний об осенних приметах.Вопросы:  -Какое время года?-Докажите, что осень.-Какая осень?-Какая сегодня погода? (небо, солнце, ветер, осадки).Издавна народ внимательно наблюдает  за погодой, примечает народные явления, по ним можно угадать, предвидеть осадки, какой будет погода в следующем сезоне.Знания передаются из поколения в поколение. Они дошли и до наших дней.        -   В октябре и лист на дереве не держится.- Осиновые листья ложатся «лицом» вверх – к студеной заме, изнанкой вверх – зима будет теплая.- Солнце садится красное – погода будет ясная.- Чайки крик затеяли – жди дождя. Рисование «Мое желание»
Цели: Закреплять умение передавать впечатления от прочитанного; способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни.3 ФЭМП - «Лесное путешествие»
- «Прогулка на луг» Закрепить представление о сообществах «Лес» и «Луг»; познакомить с цифрами 1 и 2; учить понимать отношения между числами; закрепить знание дней недели; упражнять в использовании слов "число" – «цифра», словосочетаний типа: три больше двух на один.
Закрепить знание о растениях луга; познакомить с цифрой 3; закрепить представление об отношениях между числами в пределах 4; упражнять в ориентировке на листе бумаги; уточнить понимание слов: клетка, строчка, упражнять в их употреблении. Наблюдение за ветромЦель:  Пополнять знания о ветре, его силе, направлении, поддерживать  интерес к  неживым  объектам природы Поддерживать познавательный интерес, развивать речь.Словарная работа: активизация: ветер- ветерок, задувает, подтолкнуть; обогащение: штормовой, пронизывающий.Художественное слово:    Я березку качну, я тебя подтолкну.     Налечу, засвищу, даже шапку утащу.                              А меня не видать. Кто я?                              Можешь отгадать? (ветер).  Беседа по содержанию загадки.Индивидуальная работа:«Подбери действия»: ветер – шумит, дует, задувает, воет,  свистит, уносит…«Подбери признак»: ветер- сильный, штормовой, южный, северный, пронизывающий, легкий…
Исследовательская деятельность. С помощью султанчиков дети определяют силу ветра, его направление. Художественный ручной труд.
«Лесовичок»
Цель: Закрепить представления об осени; учить создавать изображение из шишек, желудей и веточек; продолжать учить прочно скреплять части фигуры.
4 Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность.
- «Лесная школа» Закреплять умение строить здания и мебель для зверей; учить строить по условию. Наблюдение за небом и дождем.Цель: Наблюдение за тем, как черные, тяжелые тучи медленно передвигаются по небу, потому, что их гонит ветер. Развивать интерес к любой погоде.Словарная работа: активизация: туча, небо, облака, дождь; обогащение: кроет, моросит, хмурое, голые, обнаженные, ветер воет увядание.Художественное слово: Туча небо кроет- небо не блестит,Ветер в поле воет, дождик моросит.Беседа по содержанию стихотворения.Дидактическая игра: «Скажи иначе» Осенью небо серое (темное, хмурое, пасмурное) Осенью деревья нагие (голые, безлиственные, обнаженные)  Осенью цветы высохли (увяли)  Осенью ветер летит (дует, задувает)Труд: сортировка выносного материала.Игра «Детский сад»
Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказывать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители
Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет медицинской сестры. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача»; чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Экскурсия в прачечную. Наблюдение труда прачки. Организация труда детей – стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на тему «Кто и как работает в нашем детском саду».
Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад»
Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, младший воспитатель, повар.
5 Художественное творчество. Рисование. - «Золотая осень»
- По рассказу М. Пришвина «Осинкам холодно» Активизировать впечатления от осенней природы; учить отражать впечатления, передавать колорит осени; побуждать рисовать разнообразные деревья, использовать разные краски для изображения стволов, разные приемы (всем ворсом и концом кисти); учить располагать изображение по всему листу.
Помочь вспомнить содержание рассказа; учить выбирать краски, передавать настроение произведения. Наблюдение за дождем, мокрым снегом.
Цель: Отметить, что часто идут дожди со снегом. Лужи не высыхают. Учить сравнивать. Отмечать схожесть и различия. Практиковать детей в чтении  стихов об осени.Словарная работа: активизация: дождик, обогащение: проливной, затяжной.Методический прием Воспитатель предлагает детям прочесть стихотворение об осени.Беседа по содержанию стихотворенийДидактическое упражнение: «Подбери признаки»: дождь – сильный, мелкий, моросящий, холодный, проливной, затяжной, бесконечный.Конструктивная  деятельность: выкладывание силуэтов из природного подручного материалов. Игра «Детский сад»
Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказывать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители
Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет медицинской сестры. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача»; чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Экскурсия в прачечную. Наблюдение труда прачки. Организация труда детей – стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на тему «Кто и как работает в нашем детском саду».
Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад»
Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, младший воспитатель, повар.
Сентябрь
4 НЕДЕЛЯ. Тема: «Охрана природы»
1 Художественное творчество. Лепка/аппликация Аппликация «Паровозик из Ромашкова» Способствовать осознанию мысли о красоте природы, скоротечности прекрасного и необходимости беречь природу; закреплять умение участвовать в коллективной работе; закреплять умение вырезывать части вагона, передавая форму и пропорции, оформлять его. Наблюдение за дождем, мокрыми лужами.Цель: Отметить, что поздней осенью часто идут дожди с мокрым снегом, рассказать, что они нужны растениям и земле.Словарная работа: активизация: осень, дорожка, лужи; обогащение: просвет, затерялось, накапливает, впитывать.Художественное слово: 
Уходит осень по дорожке,Промочила в лужах ножки. Льют дожди  И нет просвета.  Затерялось лето где-то.Беседа по содержанию стихотворения. Витье шнуров из нитей.
2
Развитие речи.
- Составление рассказа по серии картин «Посадка дерева»
- Заучивание стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало» Закреплять представление об охране природы; побуждать бережно относится к зеленым насаждениям; учить составлять последовательный рассказ, используя развернутые описания персонажей.
Уточнить приметы золотой осени; упражнять в подборе определений; помочь запомнить стихотворение; побуждать читать стихотворение спокойно, передавая настроение легкой грусти. Наблюдение за птицами, их повадками.
Цель: Продолжать наблюдение за птицами на участке. Рассказывать о перелетных  птицах, как она собираются в стаи, готовятся к отлету.Обратить внимание  на воробьев и синиц, послушать, как поют эти птицы,  наблюдать за быстротой их    движений.Рассказать о том, что во время полета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобнее и легче лететь. (Молодняк летит посередине). Журавли летят клином. Цапли и гуси –шеренгой, утки летят линией, скворцы и дрозды летят скученной стаей. У птиц длинный, долгий путь. Редкие остановки на подкрепление и отдых.Словарная работа: активизация:  льет, журавли, перелет; обогащение: клин, шеренга, стая.
Художественное слово: 
Льет дождь холодный,  словно лед. Кружатся листья по полянам,И гуси длинным караваном Над лесом держат перелет.                                 Беседа по содержанию стихотворения. Художественный ручной труд
«Осенняя фантазия»
Цели: закреплять умение делать аппликацию из листьев; продолжать учить передавать настроение осенней природы.
3 Формирование целостной картины мира - «Природу надо беречь» Дать первоначальное представление о культуре природоиспользования; познакомить с назначением заповедника; дать представление о Красной книге России и своей области; воспитывать деятельную любовь к природе. Наблюдение за листопадом.Цель: закреплять знания о сезонных изменениях, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.Словарная работа: активизация: осень, сад, пожелтевшие, вянущих; обогащение: вдали, краснеются, – березняк, ольховник, дубрава,осинник.Художественное слово:           Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.           Листья пожелтевшие по ветру летят.           Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,           Кисти ярко- красные вянущих рябин.Беседа по содержанию стихотворения. Занятия по ПДД
ЦЕЛЬ: выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения.
- основные части улицы
- улица, на которой расположен наш детский сад
4 ФЭМП - «Помогаем леснику»
- «Путешествие в заповедник» Уточнить представления об охране природы и труде лесника; учить понимать отношения между числами в пределах 5; закрепить знание о составе числа 6 из единиц; упражнять в нахождении предыдущего и последующего чисел; уточнить знание о четырехугольниках; упражнять в употреблении словосочетаний типа « 3 больших 2 на 1»; упражнять в согласовании числительных с существительными в именительном падеже (один стул, одна табуретка, одно кресло).
Закрепить представление о заповедниках; закрепить знания о цифрах 1-3 и их названия; учить понимать отношения между числами в пределах 5; упражнять в нахождении предыдущего и последующего чисел; упражнять в делении предмета на 4 части.
Наблюдение за солнцем
Цель: пополнять знания о светиле, развивать желание прочесть о солнце в энциклопедии.Словарная работа: активизация: солнышко, алые, шелест, шорох, пестрые; обогащение: ворохи, кузовок, полярная ночь.Художественное слово:Солнышко усталое,Скупо греешь ты!Желтые да алыеКружатся листы.В шелесте, да шорохеНаш осенний сад.На дорожках ворохиПестрые лежат. М. ПожаровБеседа по содержанию стихотворения. Знакомство с настольным театром
Просмотр представлений настольного театра
«Колобок»
«Репка»
«Теремок»
5 Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность.
- «По замыслу» Закрепить умение создавать постройку, развивать навыки творческого конструирования; закреплять умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению других, помогать друг другу в реализации задуманного; способствовать формированию коллективного замысла. Осмотр участкаЦель: закреплять характерные осенние приметы, развивать наблюдательность, памятьСловарная работа: активизация: листопад, облетели, серое, голые; обогащение: перелетают, пролетные.Художественное слово: дети читают стихотворения, рассказывают о народных приметах осени.Труд: сгребание опавших листьев, засыпание ими деревья.Подвижная игра: «Что изменилось?»В сентябре листья были зелено-желтые, а в октябре? ….В сентябре дождь шел редко, а в октябре? ….В сентябре птицы не улетают на юг, а в октябре? ….В сентябре люди одеты легко, а в октябре? ….Подвижная игра: « У медведя во бору» Игра «Детский сад»
Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказывать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители
Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет медицинской сестры. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача»; чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Экскурсия в прачечную. Наблюдение труда прачки. Организация труда детей – стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на тему «Кто и как работает в нашем детском саду».
Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад»
Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, младший воспитатель, повар.
6 Художественное творчество. Рисование. - «Мы гуляем с мамой в парке»
- «Плакат о защите природы» Побуждать рассказывать о впечатлениях, используя распространенные предложения; закреплять умение рисовать фигуры взрослого человека и ребенка; упражнять в рисовании контура простым карандашом и закрашивании цветными; закрепить знание о пользе прогулок для здоровья.
Предоставить возможность деятельно проявить любовь к природе; побуждать рассказывать об идее и содержании плаката; учить выбирать содержание в соответствии с темой. Наблюдение за деревьями(Прогулка по экологической тропе)
Цель: продолжать циклические наблюдения за деревьями, отмечать изменения, делать вывод.Словарная работа: активизация: экология, наш дом, жители, планета; обогащение:стройное, безлиственное, хвойноеХудожественное слово:загадка:
Весной оно веселит,
Летом – холодит,Осенью – питает, Зимой – согревает.Прогулка по экологической тропе с целью наблюдения за состоянием всех деревьев сада.Дидактическая игра « Подбери действия»листья – падают, осыпаются, парят, улетают, сохнут, гниют, радуют, защищают, укрывают. Предложить детям объяснить, что означают слова.Труд: подметание крыльца, веранды. Игра «Детский сад»
Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказывать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.
Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители
Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет медицинской сестры. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача»; чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Экскурсия в прачечную. Наблюдение труда прачки. Организация труда детей – стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на тему «Кто и как работает в нашем детском саду».
Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад»
Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, младший воспитатель, повар.
Сентябрь
5 НЕДЕЛЯ. Тема: «Осень»
1 Художественное творчество. Лепка/аппликация Аппликация «Осенний пейзаж» Закрепить знание о приметах осени; учить отображать впечатления от природы, используя разные приемы (симметричное вырезывание из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой, силуэтное вырезывание, обрыв); побуждать создавать красивую композицию, подбирать цвета. Наблюдение за действием ветра.Цель: Развивать практические навыки детей (определение силы, направление  ветра, развивать конструктивную деятельность, развивать речь, логическое  мышление).Словарная работа: активизация: ветер, султанчик ;обогащение: ветромер.Методические приемы: загадка: «Без рук, без ног, а калитку открывает? (ветер)Беседа о ветре:       – почему вы решили что это ветер?- сегодня есть ветер?- докажите, с помощью чего можно измерить силу ветра? (помочите палец, посмотрите на маленькие ветки, сухие травинки, на одежду детей( шевеление шарфов, кистей на шапках) снежинки, фантики, султанчики, мельницы и т.д.) Контурные поделки из цветных шнуров: матрешка, клоун, лошадка
2
Развитие речи.
- Составление рассказа по пейзажной картинке»
- «Осенний концерт» Продолжать знакомить с жанрами живописи; продолжать формировать умение понимать и чувствовать настроение картины, передавать его словами; упражнять в подборе синонимов и антонимов; упражнять в составлении предложений из 2 слов (без предлогов); упражнять в передаче различных интонаций.
Активизировать представление об осенних явлениях природы; упражнять в использовании образных выражений в рассказах о природе; побуждать выразительно читать знакомые стихи.
Рассматривание берез покрытых инеем.
Цель: Закрепить название деревьев, растущих на участке детского сада.Напомнить, что иней кристаллики льда. Иней – тоже вода. Воспитывать видение красоты,  умение любоваться ею.Словарная работа: обогащение: иней, хата, береза, лекарственная, лечебная, полезная, активизация: белостволая, стройная.                                                                 Художественное слово: Стоят деревья в инее-    То белые, то синие.    Столбами синеватыми    Стоят дымки над хатами.    И все на свете в инее –    То белое, то синее. (М. Дружинина) Беседа по содержанию стихотворения.
Художественный ручной труд
«Лес, словно терем расписной – зеленый, золотой, багряный»
Цель: Обобщить знания об изменениях в растительном мире с наступлением осени; уточнить представление о пейзаже; упражнять в технике пластилинографии; закреплять умение изображать пейзаж.
3 Формирование целостной картины мира - «Овощехранилище»
Обобщить представления об осенних явлениях природы, изменениях в растительном и животном мире; уточнить представление о жанре живописи натюрморт. Наблюдение за птицамиЦель:  Дать определение осени: поздняя, назвать приметы. Развивать наблюдательность, воспитанность, отзывчивость, доброту, желание помогать птицам.Словарная работа: активизация: снегирь; обогащение: красногрудка.Беседа о птицах:Воспитатель: Какое сейчас время года?Правильно, осень. По каким признакам можно об этом догадаться? (холодно, заморозки, мороз, снег, холодный ветер, теплая зимняя одежда у людей, животные сменили мех, птицы улетели на юг).- На  юг улетели все птицы?- Почему зимующие остались?- Назовите их.- Что происходит с ними в холодное время года? (они стараются быть ближе к жилью человека, а дятел, клест, сова- нет.- Зачем они прилетают в город, к людям?- Как мы им можем помочь? Активизировать детей, развивать их память и внимание
Фонограмма, необходимые атрибуты для данных упражнений
«Будь внимателен»
«Дюймовочка», «Утята и коршун» викторина «Мир сказок», «Маша обедает»
4 ФЭМП - «Овощехранилище»
- «Прогулка в осеннем лесу» Закрепить представление о заготовке овощей и фруктов на зиму; познакомить с цифрой 8; закрепить знание о составе числа 7 из 2 меньших; упражнять в определении пространственного расположения предметов на листе бумаги.
Закрепить представление об изменениях в природе с наступлением осени; закреплять знание о составе числа из единиц; познакомить с цифрой 9; закрепить знание о составе числа 8 из 2 меньших; упражнять в классификации предметов по форме. Наблюдение за солнцем, небом.
Цель: Развивать наблюдательность, монологическую речь, расширять знание народных примет, учить детей объяснить их. Обратить внимание на солнце: (оно все реже показывается, не  греет.Словарная работа: активизация: тучи, тяжелые ; обогащение: свинцовые тучи
Наблюдение и беседа.Подкрадывается полярная ночь, объяснение понятий- скажите, какое небо! (серое, свинцовое, хмурое, грустное).- Что есть на небе? (облака, тучи)- В пасмурную погоду дети определяют, что солнце днем есть, но его лучи не проходят через густую толщу (слой) туч и облаков (в зависимости от погоды). Какие бывают тучи?Индивидуальная работа: Что бывает солнечное? Солнечная? Солнечный? Занятие по ПДД
ЦЕЛЬ: закрепить представление о различных видах транспорта
- какие бывают автомобили
- правила для пассажиров
5 Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность.
- «Столик и скамейка для нашего участка» Продолжать учить конструировать из деталей конструктора по рисунку; учить крепить винтами кронштейны к средней площадке; закрепить употребление слов: площадка, кронштейн, уголок. Винт, гайка, ключ гаечный, ключ накидной. Наблюдение за трудом взрослых
Цель: Расширять знания детей о труде взрослых, учить объяснять увиденное,  закреплять знания о профессиях.Словарная работа: активизация: профессия, труд, польза; обогащение: трудолюбивый, слесарь, врач, учительНаблюдения и беседа: Воспитатель выводит детей за участок, и наблюдают за: дворником, мусороуборочной машиной, машиной скорой помощи, машиной – газ и т.д.  Дети рассматривают транспорт, определяя его назначение, рассказывают о труде и   значимости людей, работающих на этой машине.Художественное слово: Загадывание загадок об орудиях труда. Звуки а, о, у, ы
Цель занятия.
Развивать фонематическое восприятие.
Учить выделять голосом из слова звуки а, о, у, ы. Учить последовательно выделять звуки в словах типа осы.
6 Художественное творчество. Рисование. - «Ветка рябины»
- «Завиток» Закреплять представление о разновидностях деревьев; учить передавать характерные особенности натуры. Сопоставлять рисунок с натурой, добиваясь точности изображения; упражнять в рисовании акварелью; закреплять навыки рисования всем ворсом кисти и концом.
Закрепить представление об элементах хохломской росписи; учить рисовать крупную ветку с завитками, использовать для украшения растительные элементы (цветы, листья, ягоды), дуги, мелкие завитки. Закрепление знаний об осени
Цель: Закрепить знание об осени. Назвать приметы, знать название месяцев, вспомнить народное название месяцев, уметь его объяснить.Словарная работа: активизация:  солнышко блистало, туман, гуси, юг ;обогащение:   обнажилась, поникли, побурела, караван.
Художественное слово:   Уж небо осенью дышало,   Уж реже солнышко блистало,   Короче становился день.   Листов таинственная сень   С печальным шумом обнажилась                             Ложился на поле туман,  Гусей крикливый караван тянулся к югу.  Приближалась довольно скучная пора: Дидактическая игра по звуковой культуре речи «Поезд»
Цели игры: Упражнять в определении заданного звука в слове; местонахождении звука (в начале, середине, конце слова) ; Дифференциации звуков; делении слов на слоги.
Материал: Плоскостное изображение паровоза и вагончиков с тремя окошками.
Карточки с изображением зверей и птиц.
Со звуком "с" - слон, собака, лиса.
Со звуком "з" - коза, зебра, заяц.
Со звуком "р" - зебра, курица, корова.
Со звуком "л" - слон, лиса, белка.
Картинки могут быть с изображением животных с другими звуками или разным колличеством слогов.
Задание: Разместить пассажиров по вагоном. Условие - в вагоне занимают места только пассажиры, в названии которых есть заданный звук или заданное количество слогов.
Ребенок контролер проверяет правильно ли выполнено задание