Выступление на на мо классых руководителей.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Агрызская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"
«ДИСЦИПЛИНА В ШКОЛЕ – ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ ИЛИ ПРИНУЖДЕНИЯ».
Подготовила
Учитель 1 категории
Гильфанова Е.А.
Выступление на МО
классных руководителей
01.11.16.
Агрыз 2016 год
Дисциплина в школе – территория свободы или принуждения.
В ряду теоретических понятий, которые обозначают примерно одно и то же: школьная среда, пространство детства, правовое пространство школы (все это среда обитания детей, в той или иной степени педагогизированная, окультуренная) – существует и такое понятие как дисциплина школы, или школьная дисциплина.
Проблеме дисциплины придавали первостепенное значение великие педагоги-практики: Шацкий, Сухомлинский, Макаренко. Да и сегодня любой учитель и родитель согласятся, что это понятие очень важно для харакеристики школы. Это действительно температура тела школы, она сигнализирует о ее здоровье или болезни. Заявление, что в этой школе или в этом классе нет дисциплины звучит как приговор: это плохая школа, плохой класс, туда ребенка отдавать не следует. Недисциплинированный ученик – беда всей школы.
И поэтому есть смысл поговорить о дисциплине, о ее сущности, месте и роли для школы и школьника и некоторых способах работы с нею. Начнем с того, что у большинства людей слово «дисциплина» ассоциируется с запретами и наказаниями и потому вызывает отрицательные эмоции. Я же полагаю, что дисциплину нужно рассматривать как общего беспристрастного и бескомпромиссного защитника всех жителей школы. Школьная дисциплина есть педагогическая ценность, и если мы, педагоги, не сформируем у школьника правильное отношение к школьной дисциплине, то есть опасность, что в обществе не вырастет законопослушная личность. Феномен школьной дисциплины сложен, в ней можно отыскать несколько смысловых характеристик:
– политический смысл дисциплины заключается в том, что ребенок впервые соприкасается с властью – директор, администрация и педагоги, это опасность и с ней надо ладить;
– юридический или правовой смысл – впервые ребенок живет по достаточно суровым правилам взрослых, за нарушение которых грозит наказание, порицание.
Если рядом с этой властью, среди этих законов ребенку комфортно: он защищен, его признают и ценят, значит, законы школы и власть справедливы. Но педагог часто сталкиваются со своеобразным бунтом в ответ на все школьные правила.
Справедливость – это лакмусовая бумажка благополучия школьной среды, для ребенка – это доказательство нравственности мира. Справедливость – это условие для формирования здорового нравственного мира ребенка: совести, стыда, достоинства, чувства чести.
Фундаментом, на котором держится школьный уклад, ядром, определяющим положение ребенка в системе школьных отношений, являются правила поведения школьника. Создание правил для учащихся, а тем более целостного школьного законодательства не должно быть единичной повесткой школьного парламента, конференции или педсовета. Это целое отдельное направление педагогической работы в школе. Над донной проблемой необходимо работать в течении всего учебного года.
В младшем школьном возрасте – это разработка кодекса элементарных основ этики поведения – почтение к учителю, уважение к старшим, забота о девочках… Данный возраст самый подходящий для закладки основ человеческой культуры. Психологи утверждают, если это время упустить, то можно опоздать навсегда.
В среднем звене – кодекс чести своего класса в классном уголке, который должен быть зеркалом деловой и духовной жизни класса. Случилась в классе драка – данный момент необходимо обсуждать на классном часе, что дает значительный эффект.
Старшая школа – время самостоятельного действия, время заботы и передачи своих правовых знаний другим, время законотворчества.
Правила должны исполняться. Для контроля за их исполнением должны создаваться надзорные органы школы. Ими должны и могут быть:
- актив класса;
– педагогические советы и советы школы;
– система шефства и наставничества;
– школьные линейки.
Детские собрания были разработаны и созданы великими педагогами – Макаренко, Шацким, Корчаком. У Корчака в законодательном кодексе было перечислено сто правонарушений (сто статей), только одна из них предусматривала наказание. Таким образом Корчак своим судом учил поучать и больше прощать.