Выступление на на мо классых руководителей.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Агрызская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"
«ДИСЦИПЛИНА В ШКОЛЕ – ТЕРРИТОРИЯ СВОБОДЫ ИЛИ ПРИНУЖДЕНИЯ».
Подготовила
Учитель 1 категории
Гильфанова Е.А.
Выступление на МО
классных руководителей
01.11.16.
Агрыз 2016 год
Дисциплина  в  школе – территория  свободы  или  принуждения.
В  ряду  теоретических  понятий, которые  обозначают  примерно  одно  и  то  же: школьная  среда, пространство детства, правовое  пространство школы (все  это среда обитания  детей, в той  или  иной  степени педагогизированная, окультуренная) – существует  и  такое  понятие  как  дисциплина  школы, или  школьная дисциплина.
Проблеме  дисциплины  придавали  первостепенное  значение  великие  педагоги-практики: Шацкий,  Сухомлинский, Макаренко. Да  и  сегодня  любой  учитель  и  родитель  согласятся,  что  это  понятие  очень  важно  для  харакеристики  школы. Это  действительно  температура  тела  школы, она  сигнализирует  о  ее  здоровье  или  болезни. Заявление,  что  в  этой  школе  или  в  этом  классе нет  дисциплины  звучит  как  приговор: это  плохая  школа, плохой  класс, туда  ребенка  отдавать  не  следует. Недисциплинированный  ученик – беда  всей  школы.
И  поэтому   есть  смысл  поговорить  о  дисциплине,  о  ее  сущности,  месте  и  роли  для  школы  и  школьника  и  некоторых  способах  работы  с  нею. Начнем  с  того,  что  у  большинства  людей  слово  «дисциплина»  ассоциируется  с  запретами  и  наказаниями  и  потому  вызывает  отрицательные  эмоции. Я  же  полагаю,  что  дисциплину  нужно  рассматривать  как  общего  беспристрастного  и  бескомпромиссного  защитника  всех  жителей  школы. Школьная  дисциплина  есть  педагогическая  ценность,  и  если  мы,  педагоги,  не  сформируем  у  школьника  правильное  отношение  к  школьной  дисциплине,  то  есть  опасность,  что  в  обществе  не  вырастет  законопослушная  личность. Феномен  школьной  дисциплины  сложен,  в  ней  можно  отыскать  несколько  смысловых  характеристик:
– политический  смысл дисциплины  заключается  в  том,  что  ребенок  впервые  соприкасается  с  властью – директор, администрация  и  педагоги, это  опасность  и  с  ней  надо  ладить;
– юридический  или  правовой  смысл – впервые  ребенок  живет  по  достаточно  суровым  правилам  взрослых,  за  нарушение  которых  грозит  наказание, порицание.
Если  рядом  с  этой  властью,  среди  этих  законов  ребенку  комфортно: он  защищен,  его  признают  и  ценят,  значит,  законы  школы  и  власть  справедливы. Но педагог часто сталкиваются со своеобразным бунтом в ответ на все школьные правила.
Справедливость – это  лакмусовая  бумажка  благополучия  школьной  среды, для  ребенка – это  доказательство  нравственности  мира. Справедливость – это  условие  для  формирования  здорового  нравственного  мира  ребенка: совести,  стыда,  достоинства,  чувства  чести.
Фундаментом,  на  котором  держится  школьный  уклад,  ядром,  определяющим  положение  ребенка  в  системе  школьных  отношений,  являются  правила  поведения  школьника. Создание  правил  для  учащихся,  а  тем  более  целостного  школьного  законодательства  не  должно  быть  единичной  повесткой  школьного  парламента,  конференции  или  педсовета.   Это  целое  отдельное  направление  педагогической  работы  в  школе. Над донной проблемой необходимо работать в течении всего учебного года.
В  младшем  школьном  возрасте  – это  разработка  кодекса  элементарных  основ  этики  поведения – почтение  к  учителю,  уважение  к  старшим,  забота  о  девочках… Данный  возраст  самый  подходящий  для  закладки  основ  человеческой  культуры. Психологи  утверждают,  если  это  время  упустить,  то  можно  опоздать навсегда.
В  среднем  звене – кодекс  чести  своего  класса  в  классном  уголке,  который  должен  быть  зеркалом  деловой  и  духовной  жизни  класса. Случилась  в  классе драка – данный момент необходимо обсуждать на классном часе, что дает значительный эффект.
Старшая  школа – время  самостоятельного  действия,  время  заботы  и  передачи  своих  правовых  знаний  другим,  время  законотворчества.
Правила  должны  исполняться. Для  контроля  за  их  исполнением  должны  создаваться  надзорные  органы школы. Ими   должны  и  могут  быть:
- актив класса;
– педагогические  советы  и  советы  школы;
– система  шефства  и  наставничества;
– школьные линейки.
Детские  собрания  были  разработаны  и  созданы  великими  педагогами – Макаренко, Шацким,  Корчаком. У  Корчака  в  законодательном  кодексе  было  перечислено  сто  правонарушений  (сто  статей),  только  одна  из  них предусматривала  наказание. Таким  образом  Корчак  своим  судом  учил  поучать и больше прощать.