Урок музыки Поход в зоопарк

МОУ Горбатовская СОШ



Конспект урока
«Поход в зоопарк»
(1 класс)


Подготовила: Самиддинова Н.В.
Учитель музыки









2010

Цель: Познакомить обучающихся с музыкальным произведением Сен-Санса « Карнавал животных»; проникнуть в суть создаваемых характеров персонажей, нахождение и выражение в них типического; через игру раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого французского композитора Сен-Санса,
развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
воспитательные: воспитывать личность ребёнка на произведениях музыкального искусства.
Методы:
организации и осуществления учено-познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный;
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
ситуация занимательности;
сравнение, анализ, обобщение;
приём сопоставления со смежными видами искусств.
по источнику информации и характеру деятельности:
словесные;
наглядные;
практические.
по назначению и дидактическим задачам:
приобретение знаний;
формирование умений и навыков;
применение знаний;
повторение.
Приёмы:
слушание;
исполнение;
сюжетно-ролевая игра.
Оборудование:
фортепиано, музыкальный центр, корточки с изображением животных, буклет из серии «Шедевры классической музыки», аудиокассеты.
Ход урока.

Музыкальное приветствие.
- Здравствуйте, дети!
- Здравствуйте, учитель!
Работа по теме урока
Учитель: Прежде чем мы с вами отправимся в музыкальный зоопарк, давайте поиграем с вами в игру « Кто как кричит». Я сейчас прочитаю стихотворение А. Барто, а вы определите, сколько персонажей в нём спряталось.(по мере чтения подбираем движение мелодии для каждого персонажа и даём характеристику изобразительным интонациям. Головой, мимикой, жестом, движениями изображаем животных, подбираем регистр( в данном случае на фортепиано) инструмента к каждому животному.
Ку-ка-ре-ку !
Кур стерегу.

Кудах-тах-тах
Снеслась в кустах.

Пить-пить-пить!
Воды попить!

Мур-мурр!
Пугаю кур.

Ам-ам!
Кто там?

Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра.

Му-му-му-!
Молока кому?
Учитель: Ребята, а кто из вас был в зоопарке? Каких животных вы видели там?
Обучающиеся: Слонов, тигров, львов, обезьян, кенгуру, верблюдов, волков и т.д.
Учитель: А теперь ребята, мы с вами отправимся в зоопарк, не в обычный зоопарк, а в музыкальный , музыка будет вам рассказывать о животных, которых вы будете рисовать в своём воображении, а для этого вам нужно внимательно слушать музыку. Музыку, которая будет нас сопровождать в нашем путешествии, написал замечательный французский композитор Сен-Санс.
Чтобы попасть в зоопарк, нам нужно пройти через лес. Давайте остановимся и послушаем звуки леса.
- Ой, что это?
- Я слышу звуки какой-то птицы. Кто это?
Тихо в лесу. Лишь звучит в отдаленье.
Птицы какой-то грустное пенье.
Учитель: Так кто же это был?
Обучающиеся: Кукушка.
Учитель: Давайте попробуем подобрать на инструментах пение кукушки.
Обучающиеся:
Учитель: В каком лесу живёт кукушка? Как нам об этом рассказывает музыка?
Обучающиеся: Мы видим мрачный, тёмный лес, стоящие как колонны, могучие деревья. И сквозь них доносится одинокий голос кукушки.
Учитель: Наконец мы в зоопарке. Нас встречают знакомые нам
Звучит пьеса» Куры и петух»
Учитель: Кто нас встретил?
Обучающиеся: Курочки, петушки.
Учитель: Что происходит в клетке?
Обучающиеся: Разговоры, шум, гам, переполох.
Учитель: Может быть это из-за нас? Давайте успокоим петушка с курочками и споём им песенку.
Разучивание и исполнение песенки « Петушок».
Приём- «Сломанный телевизор».
1.Слушам первую фразу ( поёт учитель).
2. Учитель поёт второй раз, обучающиеся мысленно поют с учителем.
3. Учитель поёт в третий раз, « сломанный телевизор»- хорошая артикуляция, но нет звука.
4. Поём вместе.
Исполнение первого куплета.
Учитель: Курочки с петушком успокоились, им очень понравилась наша песенка. Пойдём скорее дальше, посмотрим на следующего жителя зоопарка.
Звучит пьеса «Упрямцы с длинными ушами».
Учитель: Какого животного нарисовала нам музыка?
Обучающиеся: Осла.
Учитель: А кто когда-нибудь видел ослика, может кто-то знает какой у него характер?
Обучающиеся: Ослик животное упрямое, у него длинные уши и он очень красивый и добрый. Слушая музыку мы услышали, что он кричал: « И-а, и-а, и-а.
Учитель: А какие инструменты нам изображали упрямца-ослика?
Обучающиеся: Скрипка и виолончель.
Учитель: Мы подошли к следующему животному. Можете ли вы узнать его?
Звучит пьеса Кенгуру».
Учитель: Давайте опишем музыку словами, как звучала музыка?
Обучающиеся: Музыка звучала быстро, то замедляя темп, то ускоряя, нам показалось, что кто-то прыгает.
Учитель: Назовите животного, которого вам нарисовала музыка. Я вам дам подсказку, это животное живёт в Австралии. Про этого животного написал в своей книге замечательный английский писатель А.Милн « Винни-Пух и все-все-все».
Обучающиеся: Наша героиня- весёлый кенгуру.
Учитель: А как вы думаете в каком ладе написана эта пьеса?
Работа с карточками. ( солнышко, тучка). В мажоре поднимают солнышко, в миноре поднимают тучку.

Учитель: Сейчас мы вместе с весёлым кенгуру поиграем и споём.
Песня-игра « Зверобика».
Песня-игра « Зверобика».

Сидела кошка на окошке,
Училась лапкой ушки мыть,
И мы попробуем, как кошка,
Движенье это повторить.
Припев: Раз, два, три, ну-ка, повтори.
Три, четыре, пять, повтори опять-2 раза.

Очень хорошо.
Скакали зайки на лужайке,
Учились лапками махать.
И мы попробуем как зайки,
Движенья эти повторить.

Стоит в своём болоте цапля,
И ловит клювом лягушат
Не трудно нам стоять ни капли,
Для тренированных ребят.

Зверей на свете очень много,
Мартышек, кошек, птиц и змей.
Но человек – он друг природы,
И должен знать он всех зверей.
Учитель: Давайте отправимся дальше по нашему зоопарку. Кто же это там стоит ?
Звучит пьеса « Слоны».
Учитель: Кого вы представили слушая эту пьесу?
Обучающиеся: Слона.
Обучающиеся: А как вы думаете, какой музыкальный инструмент в этой пьесе помог нам представить себе слона?
Обучающиеся: Музыка этого инструмента очень похожа на скрипочку, только голос у этого инструмента другой, намного грубее, ниже.
Учитель: А мне вспомнилось стихотворение:
Слон большая умница,
Всё умеет слон.
А играть на скрипочке,
Не умеет он.
- Как вы думаете, почему же слон не умеет играть на скрипочке?
Обучающиеся: Слону не удобно держать её, слон большой, а скрипочка маленькая.
Учитель: В этой пьесе изобразить слона нам помог музыкальный инструмент- контрабас.
Показ контрабаса.( буклет).
Учитель: Внешне он похож на скрипку, но гораздо большего размера. Это струнный инструмент, играют на нём так же, как и на скрипке, смычком. Контрабас очень большой, ростом со взрослого человека, при игре на нём контрабас ставят на пол. Музыканта играющего на контрабасе, называют контрабасистом. Звук у контрабаса низкий, чуть глуховатый, на нём очень трудно сыграть быструю мелодию.
Учитель: Итак, в исполнении какого музыкального инструмента прозвучала пьеса « Слоны»?
Обучающиеся: Пьеса исполнялась на контрабасе.
Учитель: И последний герой, к которому мы приблизились
Звучит пьеса « Королевский марш льва».
Учитель: Кого же нам изобразила музыка и каким, в каком настроении наш герой?
Обучающиеся: Это лев. Он приветствует всех своим рычанием, горделиво вышагивает. Он думает, что все его боятся.
Учитель: Как вы думаете, музыка действительно изобразила нам льва страшным?
Звучит последняя часть пьесы.
Обучающиеся: Нет. Он смешной, добрый, в то же время важный, идёт и как- будто пританцовывает.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что лев входит в десятку самых ленивых животных? В десятке он занимает второе место.
Лев покрасовался перед нами, поважничал и очень устал ( спит лев по 20 часов в сутки), давайте споём ему колыбельную песенку.
Исполнение колыбельной песни « Спят усталые игрушки».
Учитель: Вот и пора возвращаться в класс. Наш поход в музыкальный зоопарк закончился.
Итог урока.
Учитель: Что понравилось вам на сегодняшнем уроке?
Обучающиеся: Нам понравилась музыка, которая рисовала животных, новая песенка про петушка, песня-игра, где мы изображали разных животных.
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Обучающиеся: Узнали об инструменте контрабас. Познакомились с новым музыкальным словом - регистр. Разучили новую песенку. Узнали, что музыку, которая изображала животных, написал французский композитор Сен-Санс.
Учитель: Кто из животных побывал у нас в гостях?
Обучающиеся: Петух и куры, слон, кенгуру, осёл, лев.
Вывод: Сегодня ребята, мы с вами познакомились с музыкой французского композитора Сен-Санса. Слушая его пьесы, мы убедились, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц, в этом композитору помогли музыкальные звуки и музыкальный язык.
Домашнее задание: нарисовать любимого животного и движением, мимикой, головой, походкой, жестами изобразить его.
Рефлексии настроения и эмоционального состояния: дети показывают карточки с изображением грустных или улыбающихся лиц.




Рисунок 0Описание: 458_1.jpg15