Метод поощрения и наказания при работе с детьми с расстройством аутистического спектра


Методист ЦППиМСП
Горбовская И.Н.
Метод
поощрения и наказания
при работе с детьми с расстройством аутистического спектра
Поощрение – это основной метод прикладного поведенческого анализа.
Поощрение – это событие, которое следует за поведением и повышает вероятность возникновения этого поведения опять.
Поощрения: естественные и условные.
Естественные – безусловные поощрения (утоление жажды, обеспечение безопасности, телесного комфорта, сна).
Данные поощрения будут усиливать поведение, в том случае, когда в них есть потребность. Если потребности в них не то они теряют свою эффективность.
Этими поощрениями мы не имеем права манипулировать.
Условные поощрения необходимо сформировать. Условные поощрения соединяются с уже работающими и формируются в течение всей жизни.
Например: Ребенок хочет пить – апельсиновый сок (условное поощрение).
Условные поощрения м.б. пяти уровней:
I уровень – пищевые (обычно используются для низкофункциональных детей)
II уровень – предметные
IV уровень – социальные
.Например: При обучении ребенка комментировать происходящие в его окружающей среде события, с целью привлечения внимания окружающих. Малыши указывают пальцем в небо и кричат: "Самолет! Мама, смотри - самолет!". Функция этого поведения - это не получить самолет в свои руки, а привлечь внимание мамы. То есть, данное поведение усиливается социальным поощрением (реакцией мамы: "Ух ты!" (похвала, улыбка, выражение лица, и т.п.), а не доступом к желаемому предмету или действию.
V уровень – сенсорные поощрения.
Мягкая среда: маты напольные и настенные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло, трапеция с гранулами пенопластовой крошкой; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, валики и мячи; одеяла; гамак; водяная кровать.
Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аквалампы пузырьковые колонны; проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; светильники пламя, переливающиеся цветы, кристаллическая лампа, фонтан света; подвески; световые картины; фотообои с изображением природного ландшафта.
Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; висячая система Мелодичный звон; музыкальные инструменты мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон.
Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; стол-ванна для песка и воды; подвесная груша из мешковины; пальчиковые бассейны наполнители — горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик.
Воздушная среда: вентилятор; установка для ароматерапии; ароматические масла; ароматические палочки; ароматические мешочки саше; комнатные растения.
Банк зрительных ощущений: неоновые палочки; карманные фонарики; цветные стёклышки, пластинки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; елочные мишура и дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце.
Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта; резиновые шары с сыпучими веществами песок, мука, крахмала, крупа.
Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры.
Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; пакетики со специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами.
Поощрение, это м.б. то, что человек не всегда любит. Ребенку необходимо предоставлять возможность выбрать поощрение самостоятельно. Иногда мы определяем поощрение эмпирическим путем.
Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:
наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;
эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;
измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);
сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.
Выбор поощрения:
Опрос человека. В беседе необходимо выяснить: «Что человек хочет получить за выполнение конкретного действия».
Если человек сомневается, то ему предоставляется возможность выбора как минимум между двумя поощрениями. Необходимо предоставлять поощрения одного вида:
пищевое – пищевое
предметное – предметное
сенсорное – сенсорное
действие – действие.
С целью эффективности поощрения, необходимо наблюдать, как оно работает в действии. Так же надо расширять репертуар поощрений (трансформируем (преобразование, превращение) поощрение из одного вида в другой). Например: рисование автомобиля - работа с конструктором - вырезаем из бумаги и т.д..
Нормируя количество полезной деятельности с поощрением, следует учитывать, что количество функциональной деятельности должно увеличиваться, а поощрения должны уменьшаться.
Ограничение человека. Ограничьте человека в чем-то, а потом данное ограничение можно использовать в виде поощрения.
Исключение составляют безусловные поощрения в еде, питье, сне и туалете. Данную категорию поощрений нельзя депривировать, т.к. они составляют функциональный комфорт организма.
Факторы эффективности поощрения.
Обусловленность.
Когда мы продумываем изменение нежелательного поведения на желательное, то все поощрения, используемые нами, будут условными. Потом условные поощрения будут исчезать, и становиться безусловными (естественными).
Необходимо обратить внимание на один момент, когда мотивационный стимул, который является поощрением, будет препятствовать при переключении ребенка на другой вид работы, и он будет испытывать затруднение, то данную форму поощрения лучше не использовать.
Поощрения необходимо все время тестировать. Золотое правило поощрения: «Первый кусочек должен быть БЕСПЛАТНЫМ!!!».
Незамедлительность.
Поощрение и поведения связаны между собой. Время предъявления поощрения до 3-х секунд.
Размер.
Размер поощрения должен соответствовать затраченным на поведение усилиям. Поощрять можно от души, но не перебарщивать, так как м.б. пресыщение.
Характеристика поощрений:
Поощрения надо уметь ограничить время: счет до 3-х, хлопки, таймер.
Количество поощрений за отрезок времени. (Пищевые поощрения д.б. микроскопическими).
Качество поощрения.
Приоритетом АВА служат предметные поощрения.
Когда мы обучаем поведению, и оно не стало наученным, и у ребенка и у взрослого не видна зависимость поведения от поощрения, то поощрение должно даваться регулярно в достаточном количестве, после каждого поведения.
Поощрения нужно уменьшать, по мере того как поведение становится более наученным, если поощрение будет оставаться стабильным, то данное поведение будет уменьшаться.
Депривация.
Деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, секс, общение ребёнка с отцом или матерью, и т. п.), либо лишением таких благ, к которым человек долгое время был привычен.
Эффективность поощрения при депривации увеличивается. Психолог должен контролировать частоту, с которой человек получает это поощрение при обучении.
Условия депривации.
Это состояние когда вы что-то в окружающей среде изменяете, с целью усиления поощрения. Чтобы усилить эффективность поощрения, создаем условия, когда поощрение необходимо больше всего.
Например: автомобиль стоит на верхней полке (условия депривации), но достать нельзя. Назови и получишь.
При формировании речевого контакта необходимо учитывать, что если поощрения присутствуют в достаточном количестве в окружающей среде то у ребенка нет повода для общения со взрослым.
Насыщение.
Поощрения так много было за последнее время, что оно перестало быть желаемым. Человек должен хотеть поощрение перед началом поведения. Свободный доступ к условным поощрениям снижает их эффективность до нуля.
Методика «Обучение по цепочке».
Цепочка – это особая последовательность отдельных поведений, которые объединены в одно сложное поведение.
Если ребенку трудно выполнять определенный отрезок поведения, то взрослый ему помогает.
Например: Завязывание шнурков. Взрослому важно подробно описать последовательность данной процедуры.
Каждое отдельное поведение является отличительным стимулом для следующего и промежуточным поощрение для предыдущего. Основное
поощрение ребенок получает после окончания всех поведений. После завершения цепочки.
Наказание (торможение).
Торможение – это одновременно процесс и методика.
Позитивное торможение - это методика когда после поведения происходит наказание и поведение останавливается или уменьшается по своим параметрам (количество, частота, интенсивность).
Негативное торможение – методика при котором, происходит изъятие стимула, который присутствует во время поведения, или который м.б. присутствовать, если бы не было поведения. И что приводит к остановке поведения или уменьшения по каким-то параметрам.
Если ситуации угрожающие жизни и здоровью – то поведение наказания является уместным.
Виды наказания.
Тайм-аут- с выведением из ситуации или с ограничением доступа к ситуации. (Ребенок не участвует в процессе, а только наблюдает).
Например: все поют хором, а ты стоишь у доски и молчишь).
Вычитывание – говорим определенные слова оппоненту и поведение останавливается.
Плата за ошибку – лишение человека чего-то.
Например: ребенок работает за токены, в индивидуальной форме, сделал что-то неаккуратно, токены забрали.
Методики позитивного торможения.
При применении методик позитивного и негативного торможения мы ждем определенной реакции человека.
Вычитывание - отчитывание.
Блокировка – не даем человеку совершить определенное действие. Физически удерживаем его.
Предупреждение – лучше уйти от такого наказания (поведение останавливается, но мы не обучаем чему–то новому).
Сверхисправление. Например: ребенок совершил ошибку, родители заставляют переписать тетрадь.
Игнорирование – если целью поведения будет привлечение внимания,
мы используем игнорирование.