Разработка урока по географии по теме «Особенности населения Пермского края»

Урок по географии Прикамья в 9 классе
Учителя высшей категории МОУ « Гимназия»
Г. Александровска Пермского края
Бахановой Антонины Андреевны

Тема урока «Население Пермского края»
Цель урока - изучение структуры населения Пермского края.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с численностью населения Пермского края;
определить причины, влияющие на изменение численности населения;
дать определение понятий “демографический кризис”, “естественный прирост населения”; “миграция”.

Развивающие:
способствовать формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности;
развивать творческие способности, умение анализировать статистические данные.

Форма урока - комбинированный урок с применением ИКТ

Методы обучения:
создание проблемной ситуации;
организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников;
создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений

Оборудование урока:

Учебник “География Пермской области”, атлас “Пермская область”, компьютер, проектор, презентация.
Ход урока.

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Учитель: Мы приступаем к изучению новой темы “Население”. Самое большое богатство любого края – это люди. Они являются носителями разума и интеллекта, творческого созидания и технического прогресса.

(презентация, слайд №1)

Давайте вспомним, что означают следующие термины:
Демография
Демографическая ситуация
Естественный прирост
Миграция

Ученик: ответы учащихся, проверка терминов (презентация, слайд №2)

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы:
Численность населения: Россия и Пермский край.
Естественное движение
Механическое движение
Половозрастная структура
Демографическая политика

(презентация, слайд №3)

Учитель: На 1 января 2009 года численность населения Пермского края составляла 2 млн. 718 тыс/ч. По предложенной схеме и карте определите:
чему равна доля жителей края от общего числа жителей России
занимаемое место по числу жителей среди субъектов России

(презентация, слайд №4 и слайд №5)

Ученик: 2% всего населения страны. По числу жителей Пермский край занимает 14 место в РФ

Учитель: Постоянное число жителей любой страны или территории определяют по переписи населения:

1897 г. – первая перепись населения в России.

В СССР перепись проводилась 7 раз.

Последняя перепись проводилась 9 октября 2002 г.

С 14 по 24 октября 2010 года прошла очередная перепись населения. Результаты и данные еще предстоит обработать и составить статистические материалы, которыми мы в дальнейшем можем воспользоваться на своих уроках.
Кто может назвать какие показатели еще, кроме численности населения, определяются при помощи переписи населения?

Ученик: ответ на вопрос, проверка правильного ответа

(презентация, слайд №6)

Учитель: Изменение численности населения связано с такими показателями как:

Естественный прирост - рождаемость –количество родившихся за год на 1000человек и смертность – количество умерших за год на 1000 человек .

За период 2008 года в Пермском крае родилось 12,1/1000 человек и умерло 15,7/1000 человек.

Рассчитайте естественное движение населения края за этот период

Ученик: по формуле и данным рождаемости и смертности учащиеся высчитывают естественное движение ЕП = 12,1 – 15,7 = - 3,6

(презентация, слайд №7)

Учитель: Какой вывод можно сделать из полученного результата?

Ученик: На территории нашего края отрицательное естественное движение, которое приводит к сокращению численности населения! В настоящее время Пермский край, как и Россия в целом, переживает острый демографический кризис, который характеризуется преждевременной смертностью и сокращением численности населения одновременно с его старением.

Учитель: По предложенной диаграмме сделайте вывод о том, как менялась численность населения за последние 20 лет?

(презентация, слайд №8)

Ученик: активное снижение населения – демографический кризис

Учитель: Назовите причины демографического кризиса.

Ученик: называются причины:
Ухудшение социально-экономической ситуации в стране и крае
Сокращение числа браков и рост количества разводов
Повышенная заболеваемость населения
Ухудшение экологической ситуации
Высокое потребление алкоголя
Курение
Распространение наркомании.

Учитель: Второй показатель, который влияет на число жителей: механическое движение – это миграционные потоки, влияющие на изменение численности населения. С 2002 года наблюдается миграционная убыль населения. Миграционный отток населения за пределы края за период с 2002 по 2007 год составил более 18 тыс. человек.

Назовите причины миграционных потоков?

Ученик: Мигрируют чаще всего молодые люди в поисках высокооплачиваемой работы, желание жить и учиться в больших городах – Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург и другие.

Миграция значительно изменяет возрастную структуру населения, поскольку уезжают чаще молодые, в результате в местах убытия происходит “старение” населения, усиливающееся естественным падением рождаемости.

Учитель: Подведите итог - от чего же зависит численность населения нашего края?

Ученик: общая численность населения зависит от естественного и механического движения. В естественном движении количество родившихся увеличивает численность, а количество умерших наоборот уменьшает. В механическом движении эмигранты уменьшают численность, а иммигранты ее увеличивают.

(презентация, слайд №9)

Учитель: Структура населения отражает различия в половом и возрастном составе. Из предложенной схемы определите разницу в возрастной структуре

(презентация, слайд №10)

Ученик: Возрастной состав населения отражает демографическую ситуацию Пермского края. На схеме показано увеличение доли пенсионного возраста над долей детей 19% и 16%, что говорит о снижении рождаемости и уменьшении численности населения, сокращении экономически активного населения.

Учитель: Из предложенной схемы определите разницу:
в половом структуре
продолжительности жизни

(презентация, слайд №11)

Ученик: В половом составе Пермского края число женщин преобладает над числом мужчин. Женщины составляют 53% от общей численности населения, мужчины – 47%. Мужчины живут меньше женщин, нарушение соотношения мужчин и женщин в пенсионном возрасте.

Учитель: Как процесс сокращения численности населения сказывается на социально-экономическом развитии края?

Ученик: Процесс сокращения численности населения приводит к старению населения, сокращению трудоспособного населения и падению производства.

Учитель: Рассмотрим национальную структуру населения Пермского края. Самостоятельная работа в атласах “Пермская область”

Какой вывод можно сделать по данному вопросу?

Ученик: Наш регион можно назвать многонациональным, т.к проживает более 80 народов. Все народы относятся к трем языковым семьям: славянская, тюркская и финно-угорская. По процентному соотношению можно определить народы, лидирующие по числу жителей:
русские – 84%
татары – 5%
коми-пермяки – 4%
башкиры – 1,6%
украинцы – 1,5%
другие – 4%

(презентация, со слайд №13 по слайд № 41)
Край ежегодно проводит фестивали различного уровня, где творческие коллективы представляют свое мастерство и демонстрируют культуру, искусство, самобытность, национальные костюмы своего народа. Представляют свои работы по камню, дереву, изделия из бересты и т.д.

3. Итог урока: Слайд № 42


Сценка 1 (участвуют 2 ученика):
Встречаются два старых друга, которые не виделись два года. Первый: Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес» и костюм за тысячу долларов.

Второй: А у тебя все тоже старенький «Пежо»?

Первый: Да! Да! Старенький автомобиль, милая жена Мария и единственная дочь Катя. Да что мы все обо мне? Говорят, ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь!...

Второй: Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей!

Сценка 2 (участвуют 2 ученика): Диалог между мужем и женой.

Муж: Милая, где наш сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.

Жена: Он ушел в зоопарк с бабушкой и дедушкой, а мне бы хотелось поговорить с тобой о планах, которые меня сейчас волнуют.

Муж: Ой, господи, ну чего тебе не хватает? У нас есть все: у каждого велосипед, в каждой комнате – телевизор, есть видео. Скоро сложим все запрлаты и доплаты и купим мини-сауну и видеокамеру!
Жена: Нет, нет, я не хочу этого Я хочу ребенка!
Муж: Да ты с ума сошла!
Учитель: какие причины демографического кризиса вы бы назвали, увидев эти две сцены?
Учитель: Подведите итог сложившейся демографической ситуации на территории нашего края
Ученик: Перечисляют вышеизложенные проблемы
Учитель: Для решения сложившейся отрицательной демографической ситуации в Пермском крае, как и по стране в целом, проводится демографическая политика -то есть совокупность экономических, социальных мер, направленных на регулирование естественного прироста, увеличения рождаемости, снижения смертности, повышения уровня жизни.

(презентация, слайд № 42)

Закрепление нового материала 2 мин. - (Найдите соответствие).

Тестирование.
Естественный прирост
Демографическая политика
Демографический кризис
Количество народов, проживающих в крае
Доля трудоспособного населения
Место края среди субъектов РФ по числу жителей
Число жителей, покинувших Пермский край
Доля русских на территории края
а) уменьшение численности населения
б) 18 т/ч
в) разница между рождаемостью и смертностью
г) совокупность мер, направленная на регулирование естественного прироста.
д) 80
е) 14
ж) 65%
з)84%

Ответы: 1в,2г,3а,4д,5ж, 6е,7б ,8з

Домашнее задание: Предположим, что вы работаете в правительстве России. Ежедневно вы принимаете новые законы, вносите поправки к старым, какие бы вы предприняли действия, чтобы повысить рождаемость в стране? Для выполнения творческого задания необходимо воспользоваться ресурсами интернет.









13PAGE 15


13PAGE 14115