Презентация на тему Решение проблем как условие развития научного знания


Решение проблем как условие развития научного знания Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента - ее постановку и решение Процесс осмысления проблемы четко выделял В. Гейзенберг: «Все всегда начинается с весьма специальной, узко ограниченной проблемы, не находящей решения в традиционных рамках. Революцию делают ученые, которые пытаются действительно решить эту специальную проблему, но при этом еще и стремятся вносить как можно меньше изменений в прежнюю науку. Как раз желание изменять как можно меньше и делает очевидным, что к введению нового нас вынуждает предмет, что сами явления, сама природа, а не какие-либо человеческие авторитеты заставляют нас изменить структуру мышления". В. Гейзенберг отмечал, что при постановке и решении научных проблем необходимо следующее: определенная система понятий, с помощью которых исследователь будет фиксировать те или иные феномены;система методов, избираемая с учетом целей исследования и характера решаемых проблем; опора на научные традиции, поскольку, по мнению ученого, «в деле выбора проблемы традиция, ход исторического развития играют существенную роль», хотя, конечно, определенное значение имеют интересы и наклонности самого ученого. Процесс решения проблемы оказывается поэтапным: Вначале выдвигается сравнительно слабое предположение и делается попытка проверки этого предположения с помощью тех фактов, которые были не в состоянии объяснить старые гипотезы или теории.Если это предположение окажется неверным, то исследователь получает более ясное представление о степени трудности проблемы.На основе такого более ясного представления выдвигается более сильное предположение для того, чтобы устранить расхождение между предположением и фактами. К. Поппер считает: наука начинается не с наблюдений, а именно с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим — от менее глубоких к более глубоким.Проблемы возникают:а) либо как следствие противоречия в отдельной теории; б) либо при столкновении двух различных теорий; в) либо в результате столкновения теории с наблюдениями. Общую схему исследовательского процесса К. Поппер представляет в следующем виде: P1→ТТ→ЕЕ→Р2P1 – исходная проблема;ТТ – пробная теория;ЕЕ – устранение ошибок в ходе ее оценки; Р2 – новая проблема. К. Поппер подчеркивает, что "оценка всегда является критической, и ее цель – открытие и устранение ошибок. Рост знания – или процесс познания – не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок. Это дарвиновский отбор, а не ламарковское обучение". Поскольку для первоначального решения проблемы выдвигается несколько пробных предположений или гипотез, то приведенная выше схема приобретает более сложный характер. ТТ1 Р1 ТТ2 ЕЕ→Р2 ТТ3 Основываясь на этом, К. Поппер делает вполне справедливый вывод, что "рост знаний идет от старых проблем к новым проблемам, посредством предположений и опровержений". Для успешного решения любой научной проблемы Поппер формулирует два основных условия: а) ясное, четкое ее формулирование; б) критическое исследование различных ее решений. Определяющее влияние на способ постановки и решения проблемы имеет, во-первых, характер мышления той эпохи, в которую формулируется проблема, и, во-вторых, уровень знания о тех объектах, которых касается возникшая проблема. Каждой исторической эпохе свойственны свои характерные формы проблемных ситуаций. По поводу механизма решения проблем существует немало точек зрения, и многие из них содержат "рациональные зерна" размышлений по поводу отдельных составляющих такого механизма. Однако важным является комплексное представление о таком механизме.