Доклад на тему: Что такое современный урок?


Доклад на тему: «Что такое современный урок?»
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся  школе  потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их  применения  в практической деятельности;- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Мы выделили несколько методов и форм современного  урока  на  начальной  стадии обучения:
Метод проектов
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии и др.
1. Информационно-коммуникационные технологии
Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог  школы , попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества  на   уроке  являются:
игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах;
проблемное обучение.
 В   начальной   школе  невозможно провести  урок  без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
 Применение   ИКТ   на   уроках  усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование  ИКТ   на   уроке  позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
Принцип равенства позиций
Принцип доверительности
Принцип обратной связи
Принцип занятия исследовательской позиции.
Реализация этих принципов просматривается на всех  уроках, где применяется  ИКТ .
Использование  ИКТ  позволяет проводить  уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
способствует повышению качества образования
Применение   на   уроках   ИКТ  способствует так же:
сделать  урок  эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого используют различные методы и приемы.
При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:
мультимедийные курсы
 презентации  к урокам
логические игры
тестовые оболочки
ресурсы Интернет
электронные энциклопедии.
При разработке  урока  с использованием  ИКТ  уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий
 Применение   на   уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картинууровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся  начальной   школы  значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса.  Уроки  позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.  В   начальной   школе  мы используем информационные технологии на всех этапах  урока . При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Приведу примеры из опыта работы.
Урок обучения грамоте.
Фрагмент урока.
На уроке обучения грамоте я использовала
1.Анимированную азбуку
2.Дидактический материал, из ресурсов Интернета.
Урок письма
1. Анимированный плакат «Письмо с секретом»
2. Составление предложений
Урок русского языка
Программа по русскому языку уделяет большое внимание знаниям и умениям учащихся в области фонетики. В связи с этим предлагаю игру, с помощью которой закрепляются сведения из области фонетики гласных и согласных звуков.
1. Вставь пропущенную букву
2. Составление текста.
3. Работа над словарными словами.
4. Письмо по памяти.
Урок окружающего мира
1. Использую программу создания электронных презентаций MicrosoftPowerPoint. Слайды с иллюстрациями для уроков окружающего мира,
2. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова
Урок математики
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.
1.Устный счёт
2.Решение задач (запись задач)
3. фрагмент урока «Приключение Колобка»
Ведущее место среди методов принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Учителя нашей школы применяют метод проектов на уроках и во внеурочной деятельности.
На уроках:
1класс кл. руководитель Цыремпилова Т.И.
Обучение грамоте. Проект «Живая Азбука»
Окружающий мир. Проекты: «Моя семья»
Литературное чтение. Проект «Наш класс – дружная семья»
4 класс кл. руководитель Бадлуева С.Б.
Технология. Проект «Старинный замок»
Окружающий мир. Проект «Берегите всё живое на нашей планете»
Внеклассная работа. Проект «Моё портфолио»
Во внеурочной деятельности мы используем долгосрочные проекты. Защита данных проектов осуществляется на общешкольном Дне наук, который проходит два раза в год. Большую помощь в работе над проектами оказывают родители.
Виды проектов:
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы и т. д.
В 2014 – 2015 уч. года начальная школа работала над проектом «Моя мама – лучше всех».
В своих проектах дети рассказали о своих мамах.
1 класс – тема «Моя любимая мамочка» (Бадлуева С.Б.)
2 класс – тема «Наши мамы» (Бадлуева С.Б.)
3 класс – тема «День Матери России» (Цыремпилова Т.И.)
4 класс – тема «Моя мама лучше всех» (Цыремпилова Т.И.)
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
И в заключении:
Современный урок - это
Успешность современного  урока  зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств  ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера  на   уроке  - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке.
На мой взгляд, современный урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.
Учитель начальных классов: Бадлуева Сэсэгма Будаевна,
МБОУ «Гаргинская средняя общеобразовательная
школа им. Н.Г. Дамдинова»,
Курумканского района
2015 г.