«Суровая красота Норвегии. Музыка Э.Грига»


Управление образования администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Вельска»
«Суровая красота Норвегии. Музыка Э.Грига»
Конспект урока по музыке в 4 классе.

Панюковой Светланы Васильевны,
Учителя музыки.
Адрес: г.Вельск, Архангельской обл,
Ул.Октябрьская, д.8,кв.1.
2014г
г.Вельск.

2
Аннотация.
Материал содержит разработку урока и презентацию на тему"Суровая красота Норвегии .Музыка Э.Грига». Работа расширяет знания учеников о творчестве композитора 19 веке, о Норвегии , стране, где он родился. Формирует знания и умения слушать и слышать музыку.
Содержание.
I часть. Ведение.
II часть. Основная часть.
1.Беседа.
2 . Слушание и разбор музыкальных фрагментов.
3. Разучивание песни.
III часть. Заключение.
Вывод урока.
IV часть. Список использованных источников.
V часть. Приложения.


3
Тема: «Суровая красота Норвегии. Музыка Э.Грига» Данный урок музыки для учащихся 4 класса разработан на основе программы «Музыка (авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев) .Цель:
- Сформировать личностные установки учащихся к творчеству и музыке Э.Грига.
Задачи:
- развить умение вслушиваться в тончайшие движения души другого человека, композитора, исполнителя; улавливать различные музыкальные оттенки .
- формирование внимательного отношения к музыкальному языку музыки Э Грига.
- развитие умения целостно анализировать музыкальное произведение, высказывать свое отношение к на писанному автором.
Ход урок:
Введение.
Урок традиционно начинается с песни И.Дунаевского «Летите, голуби». На доске Физическая карта, по которой проходят уроки – путешествия. У учителя бумажный голубь, который прикрепляется к той стране на карте , куда будет путешествие.
Звучит песня «Летите, голуби». Приложение 1 слайд№4
У. Много разных стран есть на свете, и в каждой есть свои особенности. Сегодня наш голубь приземлился в северной стране , которая называется Норвегия.
Основная часть.
(Рассказ сопровождается показом слайдов о Норвегии.)Приложение 1 слайд№,5,6,7,8,9,10
У. Представьте себе величавые норвежские скалы, клубящиеся водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают причудливыми прозрачными статуями. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы. Вслушайтесь в звучащую музыку . Она называется «Странник». (Звучит музыка). Не правда ли, словно человек,

4
проходящий по горной стране Норвегии, восхищенно всматривается в окружающий его мир.Что за дивный волшебник нарисовал для нас в музыке эти картины? Его имя Эдвард Григ. (Проецируется портрет композитора). Это великий норвежский композитор, чье творчество неразрывно связано с мелодиями его родины. Приложение 1 слайд №11.
Действительно, музыка Э.Грига удивительно мелодична. Его мотивы узнаешь, даже если их слышал всего один раз. Вот, например, знаменитая «Песня Сольвейг» из музыки к драме писателя Г.Ибсена «Пер Гюнт». Приложение 1 слайд №12
Я расскажу вам прекрасную историю. Давно ушел Пер Гюнт странствовать по свету. Но в родной деревушке его осталась ждать верная невеста по имени Сольвейг. В своей песне Сольвейг тоскует о женихе, которого она давно не видела, и надеется на то, что он скоро возвратится. (Звучит песня).
У. В какой форме написана песня? В тетради покажите форму в цвете. (Дети рисуют, выбирая два цвета – темный и светлый).
Д. Это двухчастная форма. В первой части она тоскует о женихе, а потом вспоминает веселые дни, когда она была счастлива. Два разных настроения.
У. Много диковинных странствий выпадает на долю Пера Гюнта. Вот он оказался в пещере Горного Короля. Послушайте, какими удивительными красками рисует бал
в пещере Горного Короля композитор? Какие выразительные средства для этого использует? (Звучит музыка).
Д. Композитор меняет динамику , используя то громкую, то тихую музыку . Он хочет показать приближение и удаление троллей.
У. Нарисуйте в тетради схему изменения динамики. (Дети рисуют схему P < f > P )
Д. В музыке еще меняется и темп. Музыка начинается медленно , а потом все убыстряется . В конце снова звучит медленно.
У. В самом конце пьесы раздаются громкие удары всего оркестра: праздник кончился, все сказочные существа улетают прочь. Что же спугнуло бешено веселящихся троллей?.
Д. Лучи света, наступило утро.
5
У. Правильно. Тролли существа ночные и боятся только солнца. Мы сейчас послушаем пьесу Э.Грига, которую он назвал «Утро».
Наклоните головы и внимательно вслушайтесь в звуки оркестра. Надо поднять голову в тот момент, когда вы услышите, как взошло солнце. (Звучит музыка).
У. Солнышко бросает на землю лишь первые робкие лучи. Оркестр рисует картину, как эти лучи растут, крепнут, как кругом светлеет. И вот, наконец, из – за горизонта показывается яркий солнечный диск. (Дети поднимают голову).
У.Молодцы!.Вы правильно и вовремя подняли голову. Что помогло определить восход?
Д. Когда показалось солнце оркестр заиграл громче, торжественней.
У.Главное качество музыки Э.Грига – доброта. Даже в короткой песенке вы услышите, будто он говорит: «Даже в холодной стране можно быть счастливым, если относиться к друг другу с любовью и добротой».
(Звучит песня Э.Грига «Заход солнца»).
У. Какую картину представили? Опишите это состояние природы.
Д.Солнце садится, окрашивая в багряный цвет небо, лес, озеро. Все вокруг темнеет, выпадает роса, природа засыпает.
У. Разучим эту красивую песню. (Работа по разучиванию песни.
1.Работа с текстом;
2. Работа над звуком, характером песни.)
3. Исполнение.
Заключительная часть.
У. Ну вот, мы и совершили путешествие в Норвегию, где познакомились с музыкой композитора Эдварда Грига.
Я думаю , что теперь музыку Грига вы не спутаете ни с какой другой. А домашним задание будет рисунок, к понравившейся музыке, прозвучавшей сегодня на уроке.
(Повторяют названия музыкальных пьес прозвучавших на уроке).

6
Список использованных источников:
1. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. Методическое пособие.- Н. Н. Кондратюк, издательство “Т Ц М”, Москва, 2005 г.
2. Современный урок музыки. Творческие приёмы и задания. – Е. А. Смолина, Ярославль, Академия развития, 2007 г.
3. Любимые и другие. Пестрая книга о музыке. – Л. Мархасёв, Ленинград “Детская литература”, 1978 г.
4. « Мир музыкальных праздников». Методическое пособие . И.А. Агапова, М.А.Давыдова. ООО « 5 за знания» Москва 2006 г.
Видеоматериал:
1.Презентация (слайды указаны в тексте конспекта). Приложение 1.
2. Физическая карта .Музыкальный материал:
1. Музыкальная пьеса «Странник» Э.Григ;
2. «Песня Сольвейг» музыка из драмы «Пер Гюнт»;
3. Пьеса «В пещере Горного Короля» музыка из драмы «Пер Гюнт»;
4.Пьеса «Утро» музыка из драмы «Пер Гюнт»;
5. Песня «Заход солнца» - разучивание.