Презентация на тему Нескучная работа на уроках русского языка со словарными словами


«Не скучная» работана уроках русского языка со СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИфилиал МКОУ «Шалинская СОШ №45» – «Илимская ООШ»учитель начальных классов: Сарафанова Наталья Викторовна Цель данного пособия – 1. Помочь учителю организовать повседневную практическую работу над трудными словами в начальной школе, обогатить словарный запас и повысить орфографическую грамотность. 2. Помочь ученикам раскрыть секреты слов с непроверяемым написанием, а учителям – найти новые формы работы со словарными словами. Что же нужно, чтобы дети не допускали ошибок? 1. Необходимо научить детей видеть, где возможна ошибка, для этого нужна строгая научная основа преподавания.Нужно понятие фонемы. Приёмы и принципы, помогающие усвоить написание трудных слов Приём МНЕМОНИКИРифмовки Петерсона.по тематическому принципуэтимологический анализ Словарно-орфографические упражнения Первая группа - упражнения, направленные на изучение правописания трудных слов;Вторая группа – для закрепления правописания слов, их цель предупредить ошибки;Третья группа – контрольные упражнения, имеющие цель проверки и оценки правильности написания трудных слов. План знакомства с трудным словом: 1. Осмысление значения слова;2. Привлечение: слуховой памяти;зрительной памяти; моторной памяти. Работа над одним словом: 1.Слово для запоминания: … 2.Толкование слова: … 3.Этимология: … 4.Однокоренные слова:… 5.Загадки:… 7.Ребус:… 6.Пословица: … 8.Фразеологический оборот: … Формы работы по закреплению правописания словарных слов: Слуховой диктант (контрольный) – проводится после изучения и закрепления слов, чтобы выяснить, как они усвоены. В результате выявляются пробелы в знаниях учеников и намечаются пути их устранения. Комбинированный диктант – позволит учителю, увеличить материал для работы со словарными словами, помогает повторять ранее пройденные, и закрепить вновь изученные орфограммы. Проверочные задания в виде комбинированного диктантаВариант №1- Распределите слова на две группы.Слова с безударным гласным, проверяемым ударением записывайте в один столбик, а слова с непроверяемым безударным гласным – в другой.Работа, острова, слова, смола, сосна, ловушка, посуда, ворона, гостиная, город, лопата, коньки, водитель, собака, моря, молоко, товарищ, лесник, девочка, земля._________________________ __________________________ _________________________ ___________________________________________________ __________________________ _________________________ ___________________________________________________ __________________________ _________________________ ___________________________________________________ __________________________ _________________________ ___________________________________________________ __________________________ Зрительный диктант – нужно чередовать со зрительно-слуховым диктатом, давать его можно не только в виде пропущенных букв, но и пропущенных слов, (например, при записи антонимов и синонимов). Ценность этого вида работ заключается в том, что, чередуя анализ и синтез слова, ученики предупреждают ошибки ещё до написания слова. Проверочные задания в виде зрительного диктантаВариант №1 - Подберите в выделенным словам антонимы. Напишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.В…_сёлый ученик - _________уч_...ник добрый м_...дведь - ________ м….дведьчистая т_...традь - __________т…_традьвысокая б…_рёза - ___________б…_рёза сильный веет…_р - __________вет…_рдлинное п_...льто - _________п…_льто. Творческие диктанты – это один из этапов, который готовит учеников к написанию сочинений, самостоятельных творческих работ. Школьники учатся составлять тексты и придумывать заголовки. Проверочные задания в виде творческих диктантов- Используя как можно больше словарных слов напиши рассказ по теме:Вариант №1«Растения»Вариант №2«Школа» или «Наш класс»Вариант №3«Животные»Вариант №4«Люди»Вариант №5«Зима»Вариант №6«Наш огород» Выборочный диктант – развивает умение выделять необходимые слова на слух. Учитель диктует слова, а ученики выбирают и записывают лишь те слова, которые необходимы по заданию. Такой вид диктанта позволяет сэкономить время на уроке, делает работу со словарными словами разнообразной, развивает внимание, слух, память, орфографическую зоркость, вырабатывает умение быстро анализировать слово и относить его к тому или иному виду орфограмм. Выборочный диктант Вариант №1.- Запишите только словарные слова:Быстро кончилась осень. Скоро начнутся крепкие морозы. Собака Жучка теперь живёт в доме. Надо надевать пальто и варежки. Ребята будут весело кататься на коньках. (8 слов)Вариант №2.Запишите только те слова, в которых на месте безударного гласного звука пишется буква О. Москва, работа, товарищ, капуста, одежда, собака, пальто, корова, машина, завод, посуда, мороз. (7 слов) Ребусы Они могут использоваться на этапе первичного знакомства со словом, так как помогут запомнить «опасные места» в словах с непроверяемым написанием. А также при повторении словарных слов. Ребусы вызовут интерес, способствуют развитию логического мышления и совершенствуют Ребусы: 1 2 3 4 5 Приложение: Демонстрационный материал для картинного диктанта, изготовленный при совместной деятельности учащихся и родителей петух воробей заяц ягода Творческие работы учащихся на разные темы Задание: Сочинить и озаглавить сказку, используя, следующие слова: ВЕТЕР, ЗАЯЦ, БЕРЁЗА, ВДРУГ, СОРОКА, БЫСТРО, МЕДВЕДЬ, ДЕВОЧКА. Планируемый результат: Интерес детей к изучаемым словарным словам.Обогащение активного словарного запаса учащихся. ВЫВОД: Чем богаче словарный запас человека, тем содержательнее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. ПРИМЕЧАНИЕ Материал может использоваться учителями, работающими по учебникам разных авторов.