Холодная война или гонка вооружений

Цели урока:
1.способствовать пониманию учащимся сущности «холодной войны» и её влияние на международную обстановку.
2.воспитывать у учащихся неприятие к войнам, стремление к сохранение мира на планете.
3.формировать умение составление опорных схем, таблиц, анализа исторических документов
Оборудование: политическая карта мира, задания на компьютере, рабочая тетрадь к учебнику «новейшая история», хрестоматии по новейшей истории, карточки с вопросами, карточки с понятиями, постеры.
Основными понятие: холодная война, «биполярный мир», маккартизм, «доктрина Трумэна», план Маршалла, экспансия, блоковая стратегия.
Ход урока
1.Организиционный этап
2. подготовка к восприятию нового материала.
Актуализация новых знаний.
А) учащиеся работают в группе, в паре, разбивка на группы по теме.
Задание №1. (работают 2 ученика)
А) на политической карте мира флажками отмечены места проведения Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской конференций и любой другой город (Вашингтон)
Вопрос: найти 4 лишний пункт по логике рассуждений и указать, какова логическая связь между тремя оставшимися? Ответ: Тегеран, Ялта, Потсдам-места проведения конференций, связанных с решением вопросов мировой войне и послевоенному устройству мира.
Б)соотнести даты с вышеуказанным событиям
Тегеранская конференция -17 июля 2 августа 1945г
Ялтинская конференция-4-11 февраля 1945г
Потсдамская конференция-декабрь 1943г
Учащиеся делают взаимопроверку и убирают «лишний» флажок.
Задание №2 (на интерактивной доске дано задание, каждая группа работает с ним, далее лидеры групп выходят с готовыми ответами, озвучивает их, на экране высвечиваются правильные варианты ответов группы выявляют ошибки, если таковые имеются
Послевоенное устройство Германии предпологает условия 4-х «де». Каковы эти условия? Нужное подчеркнуть
Девальвация
Денацификация
Демократизация
Дефицит
Демилитаризация
Декартелизация
Задания№3. Что явилось причиной становление США сверхдержавой?
А) отсутствие боевых действий на территории страны
Б)относительно не большие людские и материальные потери в войне
В)выгодные военные государственные заказы промышленным корпорациям в ходе войны
Г)всё вышеперечисленное
Задание№4 (анализ текста документа) работа в паре
Прочитайте документ и подчеркните слова, характеризующие главные принципы и цели ООН. (1 ученик-подчёркивает цели ООН,2- принципы отношений между государствами)
Статья№1 Устава Организации Объединенных Наций (рабочая тетрадь к учебнику «новейшая история»)
Статья 1. Организация Объединенных Наций преследует цели:
Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира. 2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределение народов 3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера
Остальные учащиеся выполняют хронологический диктант (повторение)
Начало 2 мировой войны, начало контрнаступления советских войск под Москвой, капитуляция немецкой группировки под Сталинградом, Прохоровское танковое сражение, снятие блокады Ленинграда, окончание 2 мировой войны, атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.
1 сентября 1939 года
Декабрь 1941 года
2 февраля 1943 года
12 июля 1943 года
27 января 1944 года
8 мая 1945 года
2 сентября 1945года
6 и 9 августа 1945 года
Учитель просит учащихся подумать, для чего США провели бомбардировку Хиросиму и Нагасаки, если исход войны и так был предрешен?
По тесту задания №3 выявляем причину становления США « сверхдержавой».
Вопрос учителя к классу :Какое еще государство в мире после Второй мировой войны имело неоспоримый авторитет и влияние?
Ответ – СССР (объяснение причин-роль страны в победе над фашисткой Германией)
Вопрос: Какими, на ваш взгляд, могут быть взаимоотношения между этими государствами и их союзниками после II мировой войны? (Переход к теме урока)
4.Объяснение нового материала.
( В ходе изучение учащиеся делятся на группы по теме урока, защита постеров Приложение 1)
Учащимся предлагается документ (на экране)
Из речи У.Черчилля 5 марта 1946г. В городе Фултоне (США)
От штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике «железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София-все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы. За исключением Британского Содружества наций и США, где коммунизм находится в зачаточном состоянии, компартии, или пятые колонны, представляют собой возрастающему угрозу и опасность для христианской цивилизации. Наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил
Если население Содружества наций, говорящих на английском языке, добавить к США и учесть, что будет означать подобнее сотрудничества на море, в воздухе, в области науки и промышленности, то не будет существовать никакого шаткого и опасного соотношение сил.
Вопрос: Какие процессы в Европе и мире отражает этот документ?
Вводим понятие «биполярный мир», противостояние, «холодная война»
Постановка проблемного вопроса: «могла ли «холодная война перерасти в 3 мировую войну?
На доске (или на экране) обозначаем понятие «холодная война», ставим вниз стрелки и просим учащихся, пользуясь текстом учебника выбрать основные направления, характеризующие это понятие.
Появляются записи под стрелками: политическое и идеологические противоборство, экономическая конфронтация, военно-политические блоки, гонка вооружений.
Поскольку понятие политическое и идеологического противостояние уже понятно из предыдущего документа, то на это просто надо обратить внимание учащихся.
Далее проводим работу в группах. Опорные записи заносим на компьютер
Учащиеся выполняют задания по выявлению существенных черт, характеризующих основные направления «холодной войны», выписывают основные даты и называют основные персоналии, составляя набор опорных знаний по указанным направлениям
Первая группа кроме указанных видов работы ещё проводит анализ документа и выполняет задания:
Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы
Послания президента США Трумэна Конгрессу от 12 марта 1947 года
Серьезность международного положения в настоящее время делает необходимым мое выступление перед объединенным заседанием Конгресса. Речь идет о внешней политике и национальной безопасности США
Если Греция должна стать самостоятельной, уважающей меня страной, ей необходимо оказать помощь. И эту помощь ей обязаны оказать Соединенные Штаты. Некоторые виды финансовой и экономической помощи уже были предоставлены Греции нами, но они недостаточны. Нет другой страны, к которой Греция могла бы обратиться, нет другой страны, которая и могла бы обеспечить нужную поддержку греческому правительству
Если мы не придем на помощь Греции и Турции в этот раковой час, последствия будут далеко идущим как на Востоке, так и на Западе. Мы должны предпринять немедленные и решительные действия.
А.Почему США, находясь за тысячи километров от Греции и Турции, включили их в сферу обеспечения своих «национальных интересов»?
Б. Место какой страны, традиционно имевшей влияние и интересы в этом регионе, заняли США?
Вторая группа по учебнику выявляет направленность «Плана Маршалла» (экономическая конфронтация, выписывают даты и суммы оказываемо странам Запада помощи.. указывает страны, вошедшие в СЭВ.
Третья группа выписывает страны, входившие в НАТО и Организацию Варшавского договора и даты их образования.
Четвёртая группа составляет таблицу «Вызов-ответ» по гонке вооружений а также работают с документом
«Директива Совета национальной безопасности США от 1950 года (рассекречена в 1975 году) о необходимости всеобъемлющего наращивания военной мощи США и их союзников» определяя суть политики «сдерживания.
Итог работы каждой группы выводим на экран, получаем опорный конспект данной темы
Остается на карте показать места региональных войн, вызванных расколом мира.
А теперь, беседуя с учащимися, записываем последствия «холодной войны» и тоже помещаем их на экран:
Раскол мира на две противоположные системы.
Усиление милитаризма
Гонка вооружений достигла невиданного уровня.
Формирование военно-промышленного комплекса СССР и США.
Первичное закрепление проводим пот заданию – таблице

Событие
Дата

Атомные бомбардирвки Хиросимы и Нагасаки


Роль Черчилля в Фултоне


Образование Северо – Атлантического блока


План Маршалла


Образование Организации Варшавского договора


«Доктрина Трумэна»


Корейская война


Первое испытание атомной бомбы в СССР



Закрепление в форме дискуссии: одни историки приписывают главную вину за развязывание «холодной войны »Западу, другие – СССР, третьи – обеим сторонам.
Какова ваша позиция? Аргументируйте её.
Как вывод по уроку, обращаем внимание на проблемный вопрос: могла ли «Холодная война » перерасти в третью мировую войну?
Домашнее задание: Подготовить дополнительную информацию по теме : «Холодная война или гонка вооружений»






















Средняя школа №5




Открытый урок по всемирной истории
10 класс


Тема: «Холодная война или гонка вооружений»
Подготовила учитель истории и права: Тынымбаева.Н.Н








2013 – 2014 учебный год








¬ђ Заголовок 115