Функциональные тексты как средство развития умения поискового чтения на английском языке у учащихся 5, 6 классов


Функциональные тексты как средство развития умения поискового чтения на английском языке у учащихся 5, 6 классов
Актуальность данной методической темы заключается в том, что чтение играет важную роль в процессе обучения речевому общению. Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации. Чтение широко используется в познавательных и эстетических целях и играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранному языку. Важно научить школьника не только извлекать мысли, понимать, оценивать, использовать информацию текста, но и правильно читать, пользуясь различными видами чтения (поисковое, ознакомительное, просмотровое, изучающее). Известно, что высокий уровень овладения различными видами чтения позволяет достичь результата самого процесса чтения – быстрого и качественного извлечения необходимой информации, т.к. чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и развития школьников с помощью иностранного языка. Для оптимизации процесса получения информации, обучающимся необходимо умение работать с различными её видами, овладение способами извлечения информации из разных источников. Одним из источников содержания обучения чтению рассматривают современные аутентичные тексты, которые способствуют более прочному усвоению информации.
Обучение чтению на иностранном языке позволяет обеспечивать рецептивное овладение языковым материалом и развивать познавательную деятельность учащихся, т.к. с одной стороны, это вид речевой деятельности, а с другой, база для формирования учебных умений. Пользуясь данными умениями, человек способен ориентироваться в современном потоке информации.
На среднем этапе обучения чтение выступает как в роли самостоятельного вида речевой деятельности, так и средством получения необходимой информации из текста. Полнота и точность извлечения информации зависит от конкретной речевой задачи.
В школе чтению уделяется особое внимание, т.к. оно служит основой для развития всех видов речевой деятельности, но, как правило, отрабатываются навыки изучающего, ознакомительного чтения, а умение использовать поисковое чтение остается за пределами урока. Но, на современном этапе развития образования, очень важно быстро и легко ориентироваться в тексте задания, следовательно, возникает потребность совершенного владения навыками поискового и просмотрового чтения.
Цель: развитие стратегий поискового чтения в рамках изученных тем.
Для реализации данной цели были сформулированы задачи по разработке комплекса упражнений, направленных на развитие умений поискового чтения.
Задачи:
1. Подборка аутентичных (функциональных) текстов, соответствующих требованиям ФГОС для основной школы;
2. Разработка системы заданий на развитие поискового чтения на основе функциональных текстов;
3. Определение и обоснование критериев оценки уровня сформированности поискового чтения;
Технология обучения поисковому чтению на основе аутентичных функциональных текстов.
Отбор текстов производился на основании требований к аутентичным функциональным текстам, а именно: функциональный аутентичный текст должен приближать учащегося к реальным условиям использования языка, знакомить с различными лингвистическими средствами и готовить к самостоятельному функционально аутентичному использованию этих средств в речи. Текст должен иметь содержательную и формальную целостность, прочные логико-грамматические связи между его составляющими. Текст должен способствовать повышению интереса и мотивации к изучению иностранного языка, содержать новую информацию, которая может заинтересовать предполагаемого ее получателя. Материалы подбирались в соответствии с возрастными особенностями и интересами учащихся, информация оценивалась с точки зрения ее значимости и доступности. При этом не забывали, что на уроке иностранного языка информация - не самоцель, а средство повышения мотивации учащихся, она призвана вызывать интерес к содержанию материала. Также учитывалась естественность ситуации, предлагаемая в качестве учебного материала, наличие определенного эмоционального заряда. Ситуативная аутентичность помогала вызвать интерес и ответную эмоциональную реакцию учеников, что способствовало формированию положительного отношения к предмету. Необходимо принимать во внимание особенности российского менталитета и сложившегося жизненного устоя при организации учебного процесса в России. Аутентичный материал не должен быть слишком специфичен и содержать такую информацию, которая непонятна в связи с глубоким различием национальных культур. Аутентичные функциональные тексты должны соответствовать реальным условиям жизни. Это помогает лучше понять характер обстоятельств, формирует навык восприятия иноязычной жизни. Работа с аутентичными материалами должна напоминать реальную коммуникацию, которая происходит в определенных обстоятельствах между конкретными людьми. Аутентичное оформление облегчает понимание коммуникативной задачи и устанавливает связь с реальностью.
Для разработки технологии развития поискового чтения на основе аутентичных функциональных текстов был разработан комплекс упражнений. Данный комплекс упражнений был разработан в соответствии с тематикой учебно-методического комплекса «English V, VI” авторов Верещагиной И.Н., Афанасьева О.В.
На основании всех перечисленных требований в комплекс упражнений были включены аутентичные функциональные тексты на темы реальной повседневной жизни и подобраны сайты в Интернете в соответствии с тематикой.
Пример функционального текста и задания к нему на развитие поискового чтения.
- ориентация по карте (Map) при изучении темы «Великобритания»
The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland

Предтекстовый этап:
Answer the following questions before reading:
How many parts are in the United Kingdom of Great Britain and Northern Irland? Name these parts.
Текстовый этап:
Look at the Map of Great Britain and find the information on the following questions:
What is the capital of Wales?
What is the capital of Scotland?
What is the capital of England?
What is the capital of Northern Irland?