Конспект Друг в беде не бросит


Тема: «Друг в беде не бросит»
Цели:
1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.
2. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.
3. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.
Ход занятия:
Светлячок предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма его любимую песенку: «Настоящий друг», музыка Б. Савельева (из, мультфильма «Димка и Тимка»).
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий
Верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь
Друг придет на помощь —
Вот что значит настоящий
Верный друг.
В конце песни педагог вместе со сказочным героем Светлячком отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».
Далее детям предлагается послушать рассказ Л. Толстого «Два товарища».
«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать; он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:
— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?
— А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
— Что произошло с мальчиками в лесу?
— Что чувствовал один из мальчиков, оставшись один на один с медведем?
— Что значит «быть плохим другом» ?
— Как бы вы поступили в этой ситуации?
Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу». В начале беседы предложить детям послушать отрывок из стихотворения Г. Остер «Советы непослушным детям».
— Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит, лежа в луже, Ты ничуть не огорчен — Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.
— Вам понравились советы настоящим друзьям? Почему?
— Как правильно нужно поступить в этой ситуации? Задание детям:
1. Как можно переубедить героя стихотворения в его представлении о настоящей дружбе?
2. Как помочь стать добрее, внимательнее?
Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации
«Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она была очень расстроена и готова заплакать. Заметив это, Максим подошел к ней, ласково попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерявшуюся заколку».
Во время обсуждения данной проблемной ситуации педагог должен обратить внимание детей на моральную помощь своему товарищу, которая может быть выражена в сочувствии в связи с потерей игрушки, ушибом, несправедливым отношением кого-либо из детей.
Советы Светлячка:
Другу всегда помогайте, друга всегда выручайте; не жди, когда тебя попросят о помощи, учитесь сами видеть, кому она нужна.
Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.
Добрые дела всегда нужны и приятны людям.
Упражнение «Помоги другу»
Светлячок рассказывает детям историю, которая произошла с одним мальчиком: «Дети раскрашивали закладки для книг. Когда работа подходила к концу, Ваня нечаянно пролил краски прямо на свою поделку. Он так расстроился, что готов был заплакать...».
— Вам жалко Ваню?
— Можно ли ему помочь?
— Каким образом?
Все варианты выслушиваются, и один наиболее эмпатийный, обыгрывается.
Игра «Веселая смесь»
Приготовьте много картонок (карточек) размером 10 х 10 см. Пусть дети поставят на каждую по пятну-кляксе основного цвета. Картонок должно быть столько же, сколько детей. Дайте краскам высохнуть. На середину стола положите закрытые (перевернутые) карточки с кляксами смешанного цвета (например, оранжевую — из красного с желтым, или зеленую — из желтого и синего, или фиолетовую — из красного и синего). Каждый ребенок вытягивает для себя из общей кучки карточку основного цвета. Откройте одну из карточек, лежащую в середине стола. Если это, например, карточка с оранжевой кляксой, дети, у которых карточки красная и желтая, должны объединиться и вместе нарисовать картинку, на которой видны как основные, так и смешанные цвета.
Если каким-то детям еще трудно определить, из каких цветов составляется смешанный цвет, то их можно попросить что-то нарисовать основными цветами. Если все хотят рисовать одновременно, можно раздать каждому по три карточки с основными цветами. Пусть дети сами придумают, какие краски нужно смешать, чтобы получилась краска, изображенная на карточке, лежащей посередине стола.
Тема:«Мы дружные ребята!»
Задачи:
Образовательные:
Продолжать формировать представление о средствах и способах коммуникации с окружающими; вырабатывать понимание детьми ценности дружбы и дружеских взаимоотношений. Учить детей в распознавании эмоциональных состояний по схематическим изображениям, формировать позитивное отношение к сверстникам, продолжать учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.
Развивающие:
Развивать мышление, внимание, воображение, память.
Воспитательные:

Воспитывать умение сотрудничать и разрешать конфликтные ситуации, контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм общения между людьми. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Словарная работа:
Активизировать словарь детей словами, обозначающими различные эмоциональные состояния.
Материал:
Письмо, мешочек, карандаши, схемы – пиктограммы эмоций, карточки с изображением ситуаций / сюжетов к упражнениям: «Определи настроение детей», « Как поступить?»; мультимедийная установка, слайд- презентация «Мы дружные ребята!»
Методы и приемы:
1.Игровая мотивация.
2.“Волшебные средства понимания - упражнение “Глаза в глаза”.
3.Работа со схемой – пиктограммой.
4.Дидактическое упражнение «Определи настроение детей»
5.Словесное упражнение «Закончи предложения»
6.Упражнение- рассуждение «Один или с друзьями?»
7.Моделирование и анализ заданных ситуаций « Как поступить?»
8.Просмотр презентации «Мы дружные ребята!»
9.Чтение педагогом стихотворения «Ничего тебе не дам». Н.Найденовой (просмотр слайдов презентации)
10.Подведение итогов занятия. Этюд «Скажи хорошее о другом»
Методы повышения активности:
Элементарный анализ,сравнение, прогнозирование.
Предварительная работа: Тематическое занятие «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?». Чтение детской художественой литературы ( В.Осеева,А.Барто). Беседы на темы: «Что такое дружба», «Хорошо ли быть одному», ознакомление с пословицами о дружбе и друге. Совместные игры на формирование коммуникативных навыков. Коллективная деятельность (трудовая, изобразительная) детей и взрослых.
Ход
1. Игровая мотивация
Педагог обращает внимание детей на то, что в группе появился мешочек черного цвета (наполненный чем - то), к которому прикреплено письмо.
Текст письма: «Я подкинула в вашу группу мешок со злыми поступками.Теперь вы станете злыми, не сможете понимать друг друга, забудите правила дружбы,будете всех обижать.Попробуйте, откройте его и сами убедитесь ». Злюка.
Педагог: Ребята, как Вы считаете, сможет ли Злюка сделать так, чтобы мы перестали понимать друг друга и дружить?.Неужели всё зависит от того, откроем мы его или нет? От того,что лежит в этом мешочке?
/Ответы детей/
Педагог: Да, верно если мы знаем и выполняем правила дружных ребят, то никакой мешочек со злями поступками нам не страшен. Проверим?
2. “Волшебные средства понимания”
Педагог: Кто такие друзья?
/Ответы детей/.
А как мы можем понять друг друга? При помощи чего можно рассказать о своём настроении, желаниях, о том, что ты хочешь сделать?
/Ответы детей/.
Упражнение “Глаза в глаза” Детям предлагается поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга.
Педагог: Молодцы, вы правильно распознаёте настроение другого человека /ребёнка/ без слов.
3. Работа со схемой - пиктограммой - карточка, на которой изображены различные эмоции (Приложение № 1)
Задание - зачеркните схемы настроений, которые мешают знаком ству и общению с другими детьми. Раскрасьте схему, которая помогает знако миться и дружить (на каждого ребёнка).
4 . Дидактическое упражнение «Определи настроение детей»
Рассматривание карточек с изображением ситуаций произошедших с детьми, выражение лица которых передают разнообразные эмоциональные состояния (на каждого ребёнка).
Педагог: Ребята, посмотрите, здесь лежат карточки, на которых изображены ситуации, в которых находятся дети. Как вы считаете, могут ли так поступать друзья? Как вы считаете, поменяется ли настроение у детей? Какие правила дружбы были нарушены?
Задание: разложить пиктограммы в той последовательности как менялось настроение детей изображённых карточках в развивающемся сюжете, по направлению стрелки (взаимопроверка).
Во время выполнения работы уточнять у детей, почему ребенок подобрал данную пиктограмму. Просить объяснить свой выбор, привести аргументы.
5 . Словесное упражнение «Закончи предложения»
Педагог. Ребята, с детьми и взрослыми происходят разные истории, которые могут изменить их, и только от вас зависит, как вы поступите, и что произойдёт дальше.
Я буду читать вам незаконченные предложения, а вы придумайте для них продолжение (Детям по порядку читаются незаконченные предложения)
1.Мальчик нашел забытую игрушку и…
2. Маша плакала, потому что потеряла игрушку, а дети …
3.Все дети убирали игрушки в группе, а Илья в это время…
4.В группу пришёл новый мальчик и …..
5.Серёжа сломал постройку девочек и …..
6.Упражнение-рассуждение «Один или с друзьями?» (просмотр слайдов презентации № 2,3,4)
Педагог: Кто же такой друг? Кого можно назвать своим другом? Как вы считаете, лучше быть одному, или с друзьями? В какие игры лучше (можно) играть в одиночку (с друзьями)? Как интереснее, веселее? Какие правила нужно соблюдать, когда ты общаешься, играешь с друзьями? Что же нужно делать, чтобы у тебя были друзья?
(Ответы детей.)
Педагог: Правильно, ребята! Если ты хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть хорошим другом: добрым, щедрым, честным, дружелюбным. Дружить можно со всем, лишь бы ты сам был бы хорошим другом, умел ценить настоящую дружбу.
7.Моделирование и анализ заданных ситуаций « Как поступить?»
Педагог. Ребята, всё же иногда случается, что дети ссорятся? Что надо делать, чтобы это не происходило? Как вы себя чувствовали, когда это было с вами?
(Ответы детей)
Детям предлагаются карточки с изображением различных ситуаций (на каждого ребёнка), предложены варианты: подать сигнал - предупредить, после случившегося помочь самому, позвать взрослого, чтобы он помог, или придумать что- то другоеевочке платье,позвать взрослого, найти в сторону нарядной девочкистали понимать друг друга и дружить?________________________:
1.Мальчик играет с мячом. Грязный мяч летит в нарядно одетую девочку
2.Мальчики делят игрушки, один из них – взял себе больше./ и прочие ситуации/.
Педагог: ребята, посмотрите, может ли такое произойти с нами? Как вы считаете, как следует поступить? Можно ли исправить? Каким образом? Какие слова нужно сказать?
(Ответы детей).
Педагог. Ребята, кто догадался, где здесь настоящие друзья? (Ответы детей.) Как вы догадались? А если у кого-то нет друга, можно ли его найти? (Ответы детей.)
8. Просмотр презентации «Мы дружные ребята!»
1. Беседа по картинке ( Слайд № 5)
• Посмотрите на мальчика, который уходит от корабля. Как вы думаете, что случилось?
• Почему он так расстроен?
• Может быть, он обиделся на своих друзей? За что? Не взяли играть? Почему?
• Могут ли все сразу быть капитанами? Кто же будет боц маном, матросом, коком?
• Кого ребята всегда выбирают на главную роль?
• Как, по-вашему, можно выбрать капитана, не ссорясь?
(Принимаются все варианты ответов детей).
• Чем же закончится эта история?
• Как можно убедить мальчика не обижаться, а вернуться и играть вместе с друзьями?
2. Беседа по картинке ( Слайд № 6 )
Как играют дети?
Какое у них настроение?
Как выдумаете, интересно ли детям играть вместе?
Как вы думаете, как ребята договорились, кто кем будет?
9. Чтение стихотворения «Ничего тебе не дам» . Н.Найденовой (Презентация, слайды № 7-9 )
Педагог: посмотрите, что случилось с мальчиком Витей.
«Ничего тебе не дам» (Нина Найдёнова)
Есть у Вити новый мячик,
Конь, гармошка и ружье.
держит он свои игрушки
И твердит: «Моё. Моё!»
Говорит ему Наташа:
Есть матрёшка у меня.
Разреши моей матрёшке
Сесть на твоего коня.
Хочешь, дам тебе посуду?
Хочешь, с мишкой поиграй…
Витя ей сказал: Не буду!
Отойди, не приставай!
Ничего тебе не дам,
Я во всё играю сам!
Говорит ему Серёжа:
Есть автобус голубой.
Может, мы хоть ненадолго
Поменяемся с тобой?
Я возьму ружье и мячик,
Ты автобус покатай…
Витя даже не глядит
И насупившись твердит:
Отойди, не приставай!
Ничего тебе не дам,
Я во всё играю сам!
Галя тащит кран подъёмный:
Посмотри, какой огромный
Хочешь, Витя, строить дом?
Можем выстроить вдвоём!
Дай гармошку мне свою,
Я сыграю и спою.
Нет, гармошку я не дам!
Я на ней играю сам!
Все сказали:
Сам так сам!
Друг такой не нужен нам!
Есть у Вити балалайка,
Барабан, ружье и слон.
Есть машина, серый зайка.
От чего ж скучает он?
Всё, что только захотите,
Вы найдете у него,
Но товарищей у Вити
Нет ни одного!

Вопросы:
Как вы считаете, друзья могут так поступать?
Весело мальчику играть одному?
Что ему нужно сделать, что бы с ним стали играть дети? А как вы поступаете, если дети просят вас поменяться игрушками, дать им поиграть вашу игрушку?
(Ответы детей)
10. Подведение итогов занятия.
Педагог: Ну что ребята, хотя мы с Вами и открыли мешок, то, что лежит в нём, смогло нас изменить?
(Ответы детей)
Педагог: Злюка не смогла навредить нам. Вы все знаете правила дружбы и стараетесь их всегда соблюдать.
Этюд «Скажи хорошее о другом».
По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. ( Следует обращать внимание детей на то, чтобы они не повторялись, можно дать образец). В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.
Педагог: А теперь протяните своим друзьям руки, обнимите их и улыбнитесь.
Литература и пособия:
1. Гин.С «Занятия по ТРИЗ в детском саду», учебное издание, Москва, 2008 г.
2.Минаева В.М. “Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры” – М.: “АРКТИ”, 1999 г.
3 Свистунова Е.В,.Горбунова Е.В,. «Арттерапия для дошкольников». Такие разные дети. Москва, Издательство «СтереоМИР» 2007г
4. Фесюкова Л. Б. «Я и другие» социально- личностное развитие. Демонстрационный материал наглядное пособие для воспитателей, учителей начальных классов и психологов. Издательство Творческий центр «Сфера».
Интерет - ресурсы:
1.http://ooagras.68edu.ru/GMO1.htm
2.http://www.moi-detsad.ru/zanatia527.html
3.http://photoshopia.ru/forum/clipart/index.php?n=791