Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Теория и методика экологического образования дошкольников» на тему: «Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе»


Профессиональное образовательное учреждение
«Ухтинский педагогический колледж»
Методическая разработка учебного занятия
По дисциплине «Теория и методика экологического образования дошкольников»
Тема: «Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе».
Подготовила
Преподаватель дошкольной педагогики и психологии
Войцеховская Екатерина Михайловна
Тема: Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе.
Время проведения занятия – 2 академических часа.
Актуализация темы занятия:
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействия человека сглаживались процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологической катастрофы. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап обучения, когда дети получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.
Межпредметная связь:
Дисциплина «Экология»;
Дисциплина «Естествознание»;
Дисциплина «География»;
Дисциплина «Педагогика»;
Дисциплина «Социально – нравственное воспитание дошкольников».
Вид занятия: комбинированный – элементы лекции, эвристическая беседа, выступления и мультимедийные презентации студентов.
Образовательные ресурсы: Творческие презентации студентов на тему «Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе», фенологические календари, «Программа воспитания и обучения в детском саду» под. ред. М .А. Васильевой, программы экологического образования: Н.А. Рыжова «Наш дом – природа», С. Н. Николаева «Юный эколог», Н. Н. Кондратьева « Мы», В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова «Семицветик»; макеты времен года, выполненные студентами.
Цель занятия: сформировать у студентов систему знаний, необходимых для составления методик ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе. Познакомить с экологическими закономерностями, рассматриваемыми с детьми дошкольного возраста. Сформировать умения анализировать проблемы экологического воспитания.
Образовательная технология: проектная технология.
Основные термины: экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, среда обитания, морфофункциональная приспособленность, субстрат.
Объем освоения и уровень владения компетенциями Компоненты культурно – компетентностного опыта/приобретенная компетентность
Научатся: разрабатывать систему занятий и наблюдений, направленных на ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе, формулировать цели и задачи экологического образования.
Получат возможность научиться: систематизировать знания о сезонах, устанавливать причинно - следственные связи, анализировать проблемы экологического воспитания. Коммуникативная компетенция

Учебно – познавательная компетенция
Умеют: вступать в речевое общение, выступать с устными сообщениями, работать с дополнительной литературой, создавать мультимедийные презентации, выполнять макеты.
Организационная структура занятия
Этапы занятия Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность преподавателя Деятельность студентов Формы организации взаимодействия на занятии Универсальные учебные действия Формы контроля
Мотивация к учебной деятельности Подготовка студентов к занятию Объявляет тему, цели и задачи занятия Делятся на подгруппы для дальнейшей работы и занимают места Фронтальная работа. Личностные: Записи в тетрадях.
Актуализация знаний Беседа на тему «Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе». «Любовь к природе можно воспитывать только на основе знаний. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуры воздуха, типичные осадки, особенности явлений неживой природы, определенных состояниях растительного мира и образа жизни животных в данный сезон». Слушают, делают необходимые записи в тетрадях, обмениваются мнениями. Фронтальная работа. Коммуникативные:
принимают правила делового сотрудничества. Записи в тетрадях.
Постановка проблемного задания Беседа на тему «Сезонные изменения в природе» «Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных и причинно – следственных связей. Важно развивать у детей умения наблюдать за сезонными изменениями природных явлений, воспитывать чувств любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны. Наша задача сегодня: разработать поэтапную технологию ознакомления дошкольников с сезонными изменениями в природе». Слушают, высказывают свое мнение .Фронтальная работа. Регулятивные : принимают учебную задачу. Устный опрос.
Демонстрация домашнего задания Изготовление студентами макетов «Времена года» и презентации «Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе». Создает условия для выражения собственной позиции, проявления творчества. Демонстрация макетов. Демонстрируют презентацию «Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе». Работа в подгруппах Познавательные: общеучебные – структурируют знания, самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации;
Логические:
дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о сезонных изменениях в природе.
Коммуникативные:
принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи
Регулятивные:
прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные:
выражают положительное отношение к процессу познания; развивают способности к самооценке; оценивают усвоение нового материала, исходя из социальных и личностных ценностей.
Изучение проблемного материала.
Творческая работа в подгруппах.
Анализ работы подгрупп и решение проблемного задания. Нацеливает студентов на самостоятельную творческую работу в подгруппах:
- разработать систему занятий, наблюдений, дидактических игр направленных на ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе;
- следит за соблюдением методики;
- знакомит с парциальными программами экологического образования.
Создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует обсуждение разработок, подготовленных студентами, в ходе которого необходимо ответить на вопросы:
- Кто из студентов был наиболее активен при изучении теоретических аспектов проблемы ознакомления дошкольников с природой в различные сезоны?
- Какая из представленных технологий наиболее оптимально подходит для решения этих задач?
- Какие формы работы вы станете применять на практике при ознакомлении дошкольников с сезонными изменениями в природе?
- Какие методы и приемы наиболее эффективны при обучении детей разных возрастных групп умению устанавливать причинно-следственные связи между явлениями неживой природы и объектами растительного и животного мира?
Создают систему занятий с использованием дидактических игр для ознакомления детей разных возрастных групп с сезонными изменениями в природе. Разрабатывают циклы наблюдений за сезонными изменениями с применением элементов опытнической деятельности.
Представляют созданную подгруппой технологию. Выступают в прениях, отстаивают свою точку зрения, анализируют и обсуждают работу других подгрупп. Работа в подгруппах Творческая работа
Закрепление изученногоРабота с проектами Предлагает проанализировать разработанные технологии. Нацеливает студентов на самостоятельное мышление. Анализируют работу других студентов, делают выводы Групповая работа Познавательные:
Дополняют и расширяют знания об организации и особенностях обучения дошкольников. Свои выводы и оценки записывают в тетрадях
Подведение итогов занятия. Рефлексия Выставляет оценки за работу на занятии и самостоятельную подготовку дома. Определяют коэффициент полезности полученных знаний для дальнейшей деятельности Оценивание студентов
Список использованной литературы:
Основная:
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 224 с.
Мы: программа экологического образования детей. - М., 2001.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 128 с.
Дополнительная:
Белавина И., Найденская Н. Планета - наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников.- М.: Издательство "ЛАЙДА", 1995. - 96 с.
Экологическая тетрадь для дошкольников: Для средюи ст.дошк.возраста/С.Н.Николаева. - 3-е изд. - М.Просвещение, 2001. - 55с.: ил.-(Скоро в шк.). - ISBN 5-09-010382-8
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001.
Валова (Капылова) В.Д. Основы экологии: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2002. - 264 с.
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2002. - 159 с.
Карпушова В.Н. Дошкольникам о природе родного края: методическое пособие по экологическому образованию дошкольников - Сыктывкар,2003 - 130 с.
Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2003.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 96 с.
Баймашова В.А., Охапкина Г.М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. - М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2010. - 72. ISBN 978-5-98527-089-1
Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Т.А. Серебрякова. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 208 с. ISBN 978-5-7695-7081-0