План урока по истории по теме Нюрнбергский процесс


УРОК-ПРОЦЕСС
«ЭТО БЫЛО В НЮРНБЕРГЕ…»
В Нюрнберге судили фашизм…
М.РагинскийЦель: стать участником процесса, чтобы дать ответ на вопрос:
в чём состоит главный урок Нюрнбергского процесса?
СЛОВАРЬ:
- процесс – (лат.)-продвижение
1. Последовательная смена явлений
2. Порядок рассмотрения дел в суде
-концентрационный лагерь – для изоляции и подавления
противников фашистского режима
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
1.М.Ю.Рагинский «Нюрнберг:перед судом истории»
2. Е.М.Ржевская «Берлин, май 1945 года».
3. Д.Мельников,Л.Чёрная «Преступник №1»
4. Журнал «Родина» №5-1995г.
5. Газета «Аргумены и факты»- № 19-1997г.
6. Видеофильм.
ПЛАН УРОКА:
1. Война…
2.Нюрнберг.
3.Страницы документов.
4.Преступник № 1.
5.Приговор.
Учитель: Война против фашизма в Европе закончилась не только взятием Берлина и подписанием акта безоговорочной капитуляции Германии. Её закономерным финалом стал и Нюрнбергский процесс. Спустя 70 лет этот процесс продолжает вызывать к себе интерес. Дело не просто в нацистских ужасах, открывшихся на суде, дело в слабых и сильных сторонах судебного процесса. Я предлагаю Вам урок-процесс «Это было в Нюрнберге…»
(Сообщение цели урока, плана, новых понятий)
(Звучит песня «Священная война», композитор А.В.Александров, стихи В.Лебедева-Кумача).
Учитель: О какой войне эта песня?
Назовите хронологические рамки Великой Отечественной войны,
Второй мировой войны.
Назовите основные события в ходе войны.
Какие задачи предстояло выполнить СССР в ходе Великой отечественной войны?
-Закончилась долгая и чудовищная по своим масштабам война. Весь мир знал, что фашисты, развязавшие войну, являются преступниками. А преступников за их деяния судят. Эти преступники совершили преступление против народов всей земли, значит и суд должен быть международным. Судить предстояло военных преступников – а это трибунал. Международный трибунал. Вроде бы всё ясно и просто. Но на самом деле путь к Нюрнбергскому процессу был не простым. Как вы думаете, почему?
Давайте начнём с хронологических рамок процесса:
20 ноября 1945 г.- 1 октября 1946 г. (10 месяцев)
(6 месяцев готовился материал)
Город Нюрнберг был выбран не без оснований:
Городу 900 лет, это старинный баварский город,бывшая резиденция баварских королей. Этот город нравился германскому императору Фридриху Барбаросса, который бредил мировым господством. О чём ещё вам говорит это имя?
Этот город был любимым городом Гитлера, он проводил здесь съезды нацистской партии, военные парады (для этого специально построили плац). На улице Фюртштрассе- массивное 4-х этажное здание- Дворец юстиции. Итак, Дворец есть, место найдено. Что нужно для судебного процесса? Или кто?
СУДЬИ. Их 8 человек. Председатель суда-главный судья Великобритании Джеффери Лоренс.
ГЛАВНЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ от СССР – прокурор Роман Андреевич Руденко,
1 зам. прокурора- Николай Зоря,
Заместитель- Марк Юрьевич РагинскийКто ещё участвует в процессе? – (Преступники, свидетели, адвокаты, переводчики, стенографисты, секретари, фотографии, документы, вещественные доказательства…)
Как вы думаете, в чём обвиняли нацистских преступников?- (Ответы уч-ся.)
Но это надо было ещё доказать…
Давайте обратимся к материалам процесса:
Всего было уничтожено в концентрационных лагерях 11 миллионов человек
- Освенцим-Польша – 4 млн. человек
-Бухенвальд- Веймар-56 тысяч человек
-Майданек-Польша 0 1,5 млн. человек
-Треблинка- Польша – 810 тысяч человек
-Саласпилс-Рига-100 тысяч человек
-Дахау-Мюнхен-250 тысяч человек
-Закскенхаузен-Потсдам-100 тысяч человек
Учитель: на Нюрнбергском процессе были прочитаны среди других документов дневники. Давайте и мы сейчас прочитаем два дневника:
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Дневник Тани комментируют дневник доктора
Савичевой прочитанное, Геббельса
сравнивают
(Чтение дневников)
-Какого человека считают одним из главных свидетелей процесса?
Ответ: Паулюс.
-Что вам об этом известно?
(Ответы учащихся)
-Найдите в документе, кому принадлежат слова: «Когда я вошла в зал, меня охватила дрожь…»
Ответ: переводчице Лизе Стениной. (Рассказ о Л.Стениной, её участии в процессе)
- Сегодня на уроке прозвучало много уникальных документов и всё-таки мы ещё не сказали о кончине главного нацистского преступника, преступника № 1 – Гитлера.
(Знакомство с документами)
Война по своему существу-зло. Её последствия не ограничены только воюющими странами, а затрагивают весь мир.
Послушайте речь главного обвинителя от СССР Р.А.Руденко.
(Запись речи Р.А.Руденко)
-Что трибунал констатировал?
-Каким был приговор?
Ответ: было предъявлено 185 обвинений, перед судом предстали 177 человек. 35 человек оправданы, 12 человек приговорены к смертной казни через повешение,98 человек – к разным срокам тюремного заключения, остальные- к каторжным работам, штрафам, лишению гражданских прав.
Для записи в тетради:
Всего состоялось 403 судебных заседания, проверено 100 тысяч немецких документов, допрошено 113 свидетелей.
Русский текст стенограммы процесса составил 39 томов или 20228 страниц.
Всего израсходовано 200 тонн бумаги, 27 тысяч метров звуковой киноплёнки,7 тысяч фотопластинок.
Учитель: После Нюрнбергского процесса весь мир узнал о чудовищных зверствах фашистов, о самоубийстве Гитлера, о страшной сущности фашизма. Я прошу вас вернуться к цели урока: подумайте и дайте ответ на вопрос, который я вам задала в начале урока.
(Ответы учащихся, один из вариантов: «Чтобы фашизм никогда не возродился.»)
Неофашизм… Почему он есть? (Ответы учащихся.)
Пусть человечеству хватит разума не допустить к власти неофашистов.
Достойным завершением урока будет песня В.Мурадели на слова А.Соболева «Бухенвальдский набат» в исполнении Муслима Магомаева.
(Звучит песня «Бухенвальдский набат»).