Внеклассное мероприятие Его Величество — Хлеб!


Внеклассное мероприятие
«Его Величество – Хлеб»

- Здравствуйте, мои дорогие друзья!
- Посмотрите на экран. Вам интересно узнать, что появится на экране?
На экране по очереди появляются на слайдах № 3, 4, 5 ,6, 7 изображения: хлеб, пряник, вафли, баранки, торт. (упражнение на внимание).
- Как назвать, одним словом эти продукты? (Хлебобулочные изделия).
На слайде №8 появляется анимационная запись: Хлебобулочные изделия.
Основная часть.
Ознакомление с новым материалом.
- Сегодня мы поговорим об одном чудном продукте. Вы догадались, какой это продукт?
- Это ХЛЕБ.
На экране появляется слайд №9: Его Величество – Хлеб.
-Почему хлеб называют Его Величество? После нашего разговора мы попробуем ответить.
Учитель. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка». «Хлеб - это жизнь». «Хлеб – кормилец». «Без золота проживешь, а без хлеба - нет». Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолоть, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Учитель! День и ночь – и в палящий зной, и в дождь – идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван – и в союзе, и в противоборстве с природой.
Ученик: Вот он хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой,
Вот он… теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нем,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Учитель.
Внимательно послушайте мой рассказ. (При беседе идет поэтапное изложение нового материала, чтобы у детей не потерялся интерес к информации).
Хлеб – один из самых удивительных продуктов. Он сопровождает нас от первых шагов и до последних дней. Хлеб всегда на нашем столе.
Из истории происхождения хлеба.
Но прежде, чем прийти хлебу на нашем столе в таком виде, какой он сейчас, люди шли к нему несколько тысячелетий.
Пятнадцать тысяч лет назад человек в первые употребил в пищу зерна диких злаков. Злаки – это пшеница, рожь, овес, ячмень (показ гербария).
Бродили наши предки с тугими луками, длинными стрелам. Они собирали зерна диких злаков и ели их в сыром виде. На экране появляется слайд № 10.
Зерна злаков в сыром виде.
Прошло много веков, и человек научился растирать зерна между камнями, и смешивать их с водой. Хлеб наш родился в виде мучнисто-зерновой каши. Она и является прародительницей хлеба.
На экране появляется следующая запись:
Мучнисто-зерновая каша.
Прошло еще несколько веков. Люди научились добывать огонь. Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вывалилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Пресные лепешки – без кислоты, остроты или без соли.
На экране появляется следующая запись:
Пресные лепешки.
Прошло ещё несколько веков. И свершилось ещё одно открытие. Древние египтяне научились разрыхлять тесто способом брожения. Хлеб, приготовленный из такого теста, не только вкуснее, он лучше усваивается организмом. Это великое открытие изменило облик хлеба. Из пресной лепешки он превратился в нежный хлеб. На экране появляется запись:
Нежный хлеб.
Закрепление нового материала.
(Отработка умений связного рассказа и описание последовательности событий).
- Сразу ли хлеб появился таким, какой он сейчас?
- Как выглядел первый хлеб?
Опираясь на предложения на экране, дети восстанавливают историю происхождения хлеба.
Вывод: Очень много времени потребовалось, чтобы хлеб дошел до наших дней в таком виде, какой мы едим сейчас.
Путь хлеба: от зернышка до каравая.
- Сегодня изобилие сортов хлеба. В нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших и малых городах, в селах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он – неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания. Давайте вместе назовем сорта хлеба: дарницкий, бородинский, докторский, йодированный и т.д.
Хлеб и хлебобулочные изделия – независимые продукты питания. Они постоянно присутствуют на нашем столе и в будни и в праздники.
У каждого народа существует исторически сложившейся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
В Украине очень популярна паляница.
В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.
У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки.
Армянская пита – это пологая круглая белая лепешка, внутрь, которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.
Маца – тонкие сухие лепешки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.
Только знаете ли Вы
Как попал хлеб на столы?
Этот труд нам всем не зрим
Путь его мы проследим.
Просмотр видеофильма «От зернышка до каравая» (4 минуты).
- Как вы считаете, легко дается хлеб?
Учитель: Хлеб… Вот такое коротенькое, но емкое слово. А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?
Ученик: Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, это потому, что в нем много питательных веществ – это белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек в день съедает около 500 г. хлеба, а при интенсивной работе 800 г. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов необходимых для жизни, человек получает из хлеба.
Хлеб… Наскучит ли он?
Никогда!
Без него обойтись и не пробуй.
Без него человеку беда.
Учитель. В этом году исполняется 72 года со Дня Победы в Великой Отечественной войне. В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки. Бессонные очереди за хлебом, которым не ведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей.
Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944 гг. в стране было заготовлено 4312млн. пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Ученик: Был хлеб всегда в почете на Руси –
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси. Тебе ответить могут ленинградцы.
Учитель. 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г. хлеба, а жители города по 125 г.
Сейчас мы услышим воспоминание медсестры детского сада №5 г. Отрадное Ленинградской области. В. И. Богдановой.
Ученик. «Помню темный, вязкий маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама его медленно режет, на одинаковые кубики… помню, как я на коленках ползла по полу в надежде, найти хоть какую - нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.»
На экране появляется слайд 15
Учитель. В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.
«Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941г. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942г. Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942г. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942г. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942г.»
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла.
Никто из нас не останется равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошки» хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнала, что ребята одного карельского посёлка провели подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50г. хлеба - это составит 200 кг. Около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.
На экране появляется слайд 16
Хлеб – драгоценность.
Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.
Учитель. «При сытости – помни голод» - это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. Считаю, что мы должны передать нашим детям уважение к хлебу – главному богатству нашей страны. Прививать детям трудолюбие, добиваться, чтобы они знали, сколько труда вкладывают в него люди. Какими усилиями достаются булки и пряники. Чем они больше будут знать о хлебе, тем дороже он будет для них.»
Ученик: Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтам мы о чуде –
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы – люди,
Научитесь хлеб беречь!
Учитель. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их так же можно есть и с первыми блюдами.
Ученик: Прошу тебя:
Не оброни, сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже
Крошка хлеба…
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю: детство
Без игры нелепо.
Но не смогу простить
Лишь одного –
Хоть крошки
Брошенного хлеба.
Свойства хлеба.
Ребят вы хлеб едите каждый день?
Он вам не надоел?
Оказывается, у хлеба есть удивительное свойство: он никогда не надоедает.
На экране появляется слайд 17
Свойства хлеба.
Не придаётся. Возьмите в руку хлеб, поднесите его к носу. Что вы почувствовали? (Хлеб пахнет). Знаете ли вы, чем пахнет хлеб?
1 ученик. Он пахнет полем, речкой, печью, небом,
А главное - работой пахнет хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
2 ученик. Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,-
Им спасибо говори!
Их за хлеб благодари!
3 ученик. Много запахов на свете, все, пожалуй, и не счесть.
Но у каждого, поверьте свой особый запах есть.
Кто-то любит запах моря, кто-то сена, кто-то трав.
Кто тут прав, не надо спорить, тут, наверно, каждый прав.
Но когда приносит ветер аромат хлебов с полей-
Нету запаха на свете мне дороже и милей.
4 ученик. У народа есть слова:
«Хлеб всей жизни голова».
Ставится он первым на столе.
Вместе: Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава, слава!
- Можно сказать, что хлеб имеет удивительный вкус?
На экране добавляется:
Удивительный вкус.
- Ребята, вспомните, какую песню о каравае поют на День рождения?
Дети встают в круг. Песня-игра:
Как на Олино рождение испекли мы каравай:
Вот такой ужины, вот такой ширины,
Вот такой нижины, вот такой вышины.
Каравай, каравай, кого хочешь - выбирай!
Правила обращения с хлебом.
- Хлеб постоянно живет в нашем доме. Можно ли хлеб назвать богатством? Почему?
- Но все ли знают, как обращаться с хлебом?
- Представьте, мы пришли бы к детям в первый класс, что бы вы им посоветовали?
Вывод:
Некоторые советы.
- Берите хлеба столько, сколько потребуется вам.
- Резать хлеб нужно на чистой дощечке, крошки не выбрасывайте.
- Хранить хлеб лучше всего в специальных хлебницах.
- Выполняй такой зовет: не бросай на землю хлеб.
Правила с пятью «не».
Не браниться, когда во рту хлеб.
Не брать грязными руками.
Не лепить из мякиша фигурки.
Не бросать хлеб.
Не выносить вместе с мусором.
Слайд 19 Частушки.
Пословицы о хлебе.
- Хлебу люди посвящают стихи, фильмы, песни, загадки, пословицы.
- Какие пословицы вы знаете?
На экране 20 слайд. Написано начало пословицы, детям нужно продолжить.
- Хлеб – (всему голова)
- Плох обед – (когда хлеба нет)
- У голодного – (хлеб на уме)
О каком продукте мы сегодня говорили?
Дети, вы готовы порассуждать почему хлеб называют Его Величество?
На экране вновь слайд №21 (Его Величество – Хлеб).
Учитель. Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерна делают муку. Из муки пекут хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Частушки.
Хлеб я ем с утра до ночи.
Булки с ночи до утра.
Очень весело проходят
В нашей группе вечера.
Люлюшки- ой- люлюшки.
На поле сели гулюшки.
Нам, ребята, все равно,
Мы убрали все зерно.
Хлеборобы землю пашут,
Пекарь служит у печи.
Ну а все ребята наши
Любят булки, калачи.
Егор Мухин – тракторист,
Приоделся как артист.
Разодел он всю бригаду,
Будто едут на декаду.
Нынче был неурожай
По причине дождика,
Станет хлебный каравай
Подороже тортика.
Хлеб в Москве подорожал,
Весь народ волнуется.
Пояс туже завязали
И петух и курица.
Лучше нету ничего,
Чем ватрушка с молоком.
Тетя Люба – повар наш
Что ещё ты к чаю дашь?
Наша булка хороша,
Просто объедение.
Повар наш ее испек
Нам на день рождение.
Тракторист Иван ЗиновкинПоднимает целину.
Поднимает и вздыхает:
Не везет в любви ему.
Каравай заводит дружбу
С тем, кто с детства любит труд.
Если ты с работой дружен,
Выходи смелее в круг.