Исследовательская работа Его Величество — Хлеб!


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Будённовская средняя общеобразовательная школа №80
Исследовательская работа
«Его Величество – Хлеб!»
Автор: Селявка Анна Евгеньевна
ученица 4-А класса
Руководитель: Арипова Ч.И.
учитель начальных классов, I категория
г. Сальск
2016
Содержание
Введение..........................................................................................3
Теоретическая часть
1.1. История появления хлеба………………………………4
1.2. Чем полезен хлеб?……………………………………. .4
1.3. Из чего делают хлеб?…………………………………. .4
1.4. Как выращивают зерновые культуры?………………..4
1.5. Как зерно превращается в хлеб?……………………… 5
2. Практическая часть
2.1. Начало трудного пути хлебного зернышка………… 5
2.2. Получение муки и хлеба в домашних условиях……...5
Заключение………………………………………………………...5
Источники информации………………………………………….6
Приложения……………………………………………………….7
2

Введение.
Рос сперва на воле в поле,
летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто.
В магазине занял место. 
Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека. В один ряд с этими словами нужно поставить и слово хлеб. Хлеб - это символ жизни, здоровья, труда, благополучия. Мы каждый день употребляем хлеб в пищу, без него не обходится ни скромный завтрак, ни обед, ни праздничный стол.
- Худ обед, коли хлеба нет, - говорят в народе. Тысячи лет существует на земле этот удивительный продукт, и все это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду. На прилавках магазинов можно увидеть много разных сортов хлеба и хлебобулочных изделий, которые имеют разнообразный вкус и даже цвет! Какое предпочтение отдают покупатели хлебобулочным изделиям, поинтересовалась я у продавца магазина «Магнит» и выяснила, что это хлеб «Донской» производства Сальского хлебокомбината, на втором месте стоит хлеб «Бородинский» . Приложение №1
Хлеб – неотъемлемая часть питания школьника. Ежедневно посещая школьную столовую, наблюдаешь одинаковую картину. Работники столовой собирают после обеда каждого класса несколько кусков хлеба, который идет в отходы. Остается он и после нашего класса. Я взвесила оставшийся кусочек (это 30 граммов) и решила посчитать массу хлеба, который идет на выброс. Начала я с подсчёта количества хлеба, который теряется в нашем классе. Оказалось – это 1-2 куска в день. Они бывают надкусанными или недоеденными. За 10 дней мы выбрасываем около 15-20 кусков, что составляет 600 граммов, а это почти целая булка хлеба. В месяце мы учимся примерно 20 дней. Тогда за месяц на выброс идет 2 булки хлеба, и это только от нашего класса, а ведь у нас в школе 20 классов, которые питаются в столовой. Значит, в среднем по всей школе выбрасывается 40 булок в месяц! Мы учимся 9 месяцев, тогда за учебный год 360 булок. От подсчётов мне стало не по себе. Что же мы делаем? Но, почему мы не задумываемся, насколько это серьёзная, важная и актуальная проблема. Приложение №2
В наши дни, к сожалению, многие не знают истинную цену хлеба. Но есть люди, которые ещё помнят о том, как тяжело было раздобыть хлеб в войну. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба, 125 граммов. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Приложение №3
Нам говорят и дома, и в школе, что хлеб достаётся человеку дорогой ценой, что нужно бережно относиться к хлебу. Как и откуда приходит хлеб на наш обеденный стол, почему велика цена хлеба? - заинтересовалась я.
3
Цель работы: проследить путь хлеба: от хлебного зернышка до обеденного стола.
Задачи:
- изучить различные источники информации по данной теме
- уточнить представление о последовательности этапов получения хлеба
- познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба
- поставить практический эксперимент от посева семени до выпечки хлеба
Гипотеза: я предполагаю, что путь хлеба от зернышка до обеденного стола - путь сложный, длительный и трудоемкий.
Объект исследования: этапы производства хлеба.
Предмет исследования: процесс превращения зерен в булку хлеба.
Методы исследования:
- анализ источников информации
- наблюдения
- беседа, интервью
- экскурсии
- эксперимент
1.1.История появления хлеба
Изучив литературу, я узнала, что хлеб появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад. В древние времена люди думали о том, как прокормиться и выжить в тяжелых условиях. Они находились в постоянном поиске пропитания, в результате чего обратили внимание на необычные растения, которые обладали свойством насыщать и утолять голод.Люди заметили, что семена этих растений очень хорошо взрастают, увеличиваются в количестве, в итоге возможно получить хороший урожай. Изначально, люди поедали зерна в сыром виде, а затем стали растирать их камнями, получая муку грубого помола. Они ее варили и делали своеобразную кашу. Многие историки и археологи считают, что мысль запекать хлеб на огне пришла людям благодаря случаю. Во время приготовления каши, часть смеси попало в огонь, и получилась лепешка, которая очень привлекла людей своим поджаристым вкусом и запахом. Поэтому люди стали не варить хлеб, а выпекать. Таким образом, стало появляться на Руси хлебопечение. Приложение№4
1.2.Чем полезен хлеб?
Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. В хлебе есть жизненно важные для организма витамины, белки, углеводы. И что еще важно, хлеб обладает одним редким свойством — он никогда не приедается и не надоедает людям.
1.3.Из чего делают хлеб?
Изготовление хлеба начинается с получения сырья. Главное сырье – это мука, ее можно изготовить из пшеницы, ржи. Из пшеницы пекут белый хлеб и все хлебобулочные изделия. Из ржи пекут чёрный хлеб. Ржаная мука отличается от пшеничной по цвету. Мука изготавливается из зёрен, размельчённых до порошкообразного состояния. Приложение №5
4
1.4.Как выращивают зерновые культуры?
Процессом выращивания зерновых культур руководит агроном.
Весной, когда на полях стает снег, в поле выходят трактора. Они тащат за собой огромный плуг, который пашет землю, разрыхляет ее. Приложение №6 Потом к трактору прикрепляют сеялку – она рассеивает семена.
После сева проходит немного времени – и на поле появляются первые всходы. А в начале осени поле стоит в красивом золотом убранстве – все в золотых наливных колосьях. Когда поспевает в поле хлеб, комбайнер выводит в поле комбайн: скашивает колосья, обмолачивает зерна и ссыпает их в грузовик.
1.5.Как зерно превращается в хлеб?
После очистки и просушки зерна на механизированном токе, машины доставляют его на элеватор. Это большое зернохранилище. Здесь зерно перетирают – мелят и получают муку. Затем мука поступает на хлебокомбинаты и пекарни, где изготавливают хлебобулочные и кондитерские изделия. Приложение №7
После экскурсии на хлебокомбинат, я узнала, что там в изготовлении хлеба участвуют люди разных профессий. Им помогают «умные» и сильные машины. Приложение №8
2.Практическая часть
2.1. Начало трудного пути хлебного зернышка
23.01.16 я посеяла семена. Через восемь дней зёрна дали зелёные ростки. Приложение №9
2.2. Получение муки и выпечка хлеба в домашних условиях
Для получения муки мы взяли колоски пшеницы, которые собрали ещё летом. Разобрали их. Руками произвели обмолот, очистили зерна от чешуек и размололи с помощью кофемолки. Приложение№10
Приготовление опары: просеяла муку, добавила дрожжи и соль, влила воду, всё перемешала и поставила в тёплое место. Приложение №11
Через сорок минут под руководством бабушки я замесила тесто, оставила на полчаса в миске, затем обмяла и выложила в форму для выпекания хлеба. Форму с тестом поставила на сорок минут для подъёма, после отправила в нагретую духовку. Через полчаса хлеб готов.
Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, Он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила,
в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило,
охраняло, берегло. В нем — земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем…
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Заключение
Я узнала, что хлеб прежде чем попасть к нам на стол, проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.). Приложение №12
В результате выполненной работы я могу сделать вывод, что гипотеза подтвердилась, цель работы достигнута, а значит, все задачи реализованы.
Знать цену хлеба, уметь его экономить, быть бережливыми и заботливыми хозяевами — это главные вопросы общества. Вот таким он является — хлеб. Его величество Хлеб! Так давайте относиться к нему всегда с почетом и уважением. Приложение №13
Считаю, что моя работа имеет практическое значение, так как полезна для всех учащихся, может быть использована классными руководителями на классных часах, хочу представить её не только своим одноклассникам, но и другим учащимся начальной школы. Я надеюсь, что в мае месяце мы увидим более бережное отношение ребят к хлебу.
5
Источники информации
http://www.homebread-shop.ru/istoriya-hleba-v-rossiihttp://www.hlebopek.com/articles/istorija_hlebopechenija_na_rusi.htmlhttp://www.zernosushilki.com/info/organizatsiya-truda-na-zernotokah/organizatsiya-rabot-na-posleuborochnoy.html
http://www.zernosushilki.com/info/organizatsiya-truda-na-zernotokah/organizatsiya-rabot-na-posleuborochnoy.html
http://forum.derev-grad.ru/o-sade-i-ogorode-f92/kak-vyrashhivayut-khleb-t8636.html Батурина Ф.И., Иванова О.А., Ознакомление детей с сельскохозяйственным трудом
Исаева Г.Н. «Как мы знакомим детей с трудом колхозника»
Емельянова Э.Л. «Расскажи детям о хлебе» Мозаик-Синтез, М.
Шорыгина Т.А. «Беседы о хлебе» ТЦ «Сфера»

Приложение №1
Экскурсия в универсам «Магнит»
Продавец магазина «Магнит» рассказывает о видовом разнообразии хлеба.
3531235201295
1104900
Приложение №2
Школьная столовая
358775177800

Хлеба к обеду в меру бери.
Хлеб – драгоценность!Им не сори.
313626528575
Вот такие остатки хлеба можно встретить после обеда в школьной столовой.
7
Приложение №3
9969534925
Я помню хлеб военный,
горький.
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
О. Бергольц
2808605-1905
Не всегда в нашей стране был достаток хлеба.
У войны был свой хлеб, небогатый, отмеренный хлебной карточкой.За первую блокадную зиму от голода умерло 252тыс.человек. Паёк в Ленинграде был такой: служащий - 125г, рабочий - 200г.В хлеб добавляли обойную пыль, отруби, жмых, целлюлозу. Но и такой хлеб спас многих ленинградцев от голодной смерти.
8
Приложение №4
3564890901709969590170
203009552070
Изучив литературу, я узнала, что хлеб появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад.

Первый хлеб имел вид каши
9
Приложение №5
-1714552705 1905052705
-4762578740
-47625-2540 190503206750-48260167640
10
Приложение №6
Этапы выращивания пшеницы
-410210268605
35369566040

Боронование. Вспашка почвы.
-410210533402828290110490
Посев семян. Всходы пшеницы.
29140157620-3149608255

Созревшие колосья. Уборка комбайнами, в которых
-105410156845 происходит обмолот зерна
11
Приложение №7
Работа зернотока в период уборки урожая.
1400810100965
4870454762503689350476250Сушка зерна Временное хранение зерна на зернотоке

17030702020570
12
Приложение №8
Экскурсия в ОАО «Сальский хлебокомбинат»
3169920119380-447675100330
104965598425
Работают в хлебокомбинате круглосуточно. Как рассказали работники, в процессе выпечки хлеба можно выделить такие этапы:
*просеивание муки
*замес теста с помощью тестомесильной машины
*квашение, которое длится 6 часов
*раскладка теста в формы по 600г
*расстойка в течение 40 минут или одного часа
*выпечка в течение 45 минут
13
Приложение №9
Начало трудного пути хлебного зернышка
2078355255270-3822702552704351020221615Засыпала землю. Посеяла зерно. Вот такие всходы
Приложение №10
3046095391795Получение муки и выпечка хлеба в домашних условиях
-45085100330
Достала зёрнышки из колосков и очистила их
14
5080058420366649058420
Перемолола очищенные зёрна в кофемолке
3779520520705397552070
-29660851615440
15
Приложение №11
Приготовление опары: просеяла муку, добавила дрожжи и соль, влила воду, всё перемешала и поставила в тёплое место
4267201111253531235111760
372745170815
3531235-4445
16
Через сорок минут замесила тесто, оставила на полчаса в миске,
затем обмяла и выложила в форму для выпекания хлеба.
246380131445 222885243840
121920116840
222885116840
17
Форму с тестом поставила на сорок минут для подъёма, после отправила в нагретую духовку. Через полчаса хлеб готов.
280035243840 294005232410
2032033655
-3175196215
-46355120015
18
403860209550
415290153670
Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, Он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила,
в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило,
охраняло, берегло. В нем — земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем… 
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Приложение №12
Я узнала, что хлеб прежде чем попасть к нам на стол, проходит большой и сложный путь.

19
Приложение №13
Вот таким он является — хлеб. Его величество Хлеб! Так давайте относиться к нему всегда с почетом и уважением.

20