Переход к работе по новым Федеральным государственным образовательным стандартам


Переход к работе по новым Федеральным государственным образовательным стандартам С чем связана необходимость модернизации российского образования? Результаты независимых международных замеров уровня знаний учащихся РФ.(в обследовании участвовало 30 стран):Требования: применение имеющихся теоретических знаний на практике. 1. В области филологии и словесности – 26 место. 2. В области естественно-математических наук – 22 место.Проблема: хорошо знаем теоретические составляющие учебных предметов, но не умеем применять свои знания на практике Цели современного образования в мире:(Для чего учить?) Учить, чтобы «научить учиться».Учить, чтобы «научить зарабатывать на жизнь». Учить, чтобы «научить организовывать свой быт».Учить, чтобы «научить общению». КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? 1. Надо подробно описать новый результат, ответить на вопрос: Зачем учить? (Цель) 2. Надо подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: Чему учить? (Содержание) 3. Как учить? (Технологии, методики) 1. ЗАЧЕМ УЧИТЬ? (ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ) Нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока1. Учитель проверяет д/з учеников.2. Учитель объявляет новую тему.3. Учитель объясняет новую тему.4. Учитель организует закрепление знаний учениками. Решение проблем в жизниЖизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. * Технология оценивания учебных успехов (мини) Традиции оцениванияЧТО: Знания – отметкой (знак в некой системе)КТО: Учитель ТО учебных успеховЧТО: Решение задач – оценка + отметкаКТО: Ученик (самооценка) и учитель в диалоге+еще 5 правил – см. подробнее в методичках Оценивание в жизниЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика)КТО: Мы сами – по итогу деятельности Контр. Работы Днев-ники Что хочет получить каждый субъект? Государство – национальное единство, безопасность, развитие человеческого потенциала, конкурентноспособностьОбщество – безопасность и здоровье, свободу и ответственность, благосостояние.Семья – личностную успешность, социальную успешность, профессиональную успешность. Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка по окончании школы, чтобы в современной жизни он был успешен? Умение ставить цель и добиваться ее Умение общаться Умение адаптироваться к ситуации Умение ориентироваться в мире Самостоятельно добывать и применять знания Уметь заботиться о других, быть нравственным человеком Сохранить здоровье Что о цели говорят родители? ГражданинСистема ценностей Научная картина мираМировоззренческая позиция + Умение Учиться комплексные УУД = самое главное, что должно остатся после школы Цель образования в нашей стране: Раньше– дать прочные знания и довести их до умений и навыков путем тренинга (центрическая педагогика).На современном этапе – развитие личности, способной к cаморе- ализации и быстрой адаптации к изменяющимся условиям жизни в новых реалиях открытого общества (компетентностный подход). ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ направлена на получение новых образовательных результатов Развитие обучающихся:* общекультурное* личностное* познавательноеИтог - Успешная самореализация личности * ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности»Как меняются требования к результату? Для справкипсихологи:Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества.Развитие – интеллектуальноеРазвитие – личностноеРазвитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы – дать хорошие прочные ЗНАНИЯКакой требовался результат? ФГОС 2009–2012 гг.«Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»В чем принципиально изменились требования к результату? Цель образования в России, обеспечиваемая ФГОС второго поколения Полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способной к самореализации и к ответственному поведению в современном ей обществе. Условием успешной самореализации личности является совпадение двух условий:Признание обществом значимости той деятельности, которую выполняет личность.Получение личностью удовлетворений от результатов своей деятельности. Что принципиально нового в ФГОС второго поколения? Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения – это социальная норма, общественный договор между тремя субъектами: семьей, обществом и государством.Функции новых ФГОС:1. Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании.2. Инструмент формирования социального доверия, гражданской консолидации.3. Инструмент реализации государственной политики в области образования. * Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»? * Что мешает учителю работать на новый результат? Разностильные учебники Методики обучения Приемы воспитания Приказы администрации * Что мешает всей школе работать на новый результат? ИСТОРИК ФИЛОЛОГ БИОЛОГ МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК «В началке учили не тому, что я хочу!» Смена приоритетов в современном российском образовании: Отход от ЗУНовой образовательной парадигмы и смещение акцента в сторону компетентностного образования школьника.Переход от «Школы накопления знаний» к модели «Школы универсального развития личности», основанном на системно-деятельностном подходе. Задача ФГОС – организация системы образования на новые образовательные результаты. ФГОС ориентирован на:развитие вариативности образования, системно-деятельностный, компетентностный подход, как основу определения требований к результатам образования, сохранение фундаментальности образования как его ядра,воспитание как важнейшую составляющую часть образования,достижение личностных результатов образования,введение нового базисного образовательного плана. ФГОС обеспечивает переход от «догоняющей» к «опережающей» модели обучения в соответствии с развитием и запросами общества. Организация системы образования, обеспечивающей новые образовательные результаты . Предметные результаты знания уменияопыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности,применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций интересымотивации толерантность ФГОС : НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Портрет выпускника – гражданина России:Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания.ПРИМЕР: Телешоу «Кто умнее пятиклассника?» Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике КАК УЧИТЬ? ПРОБЛЕМА ПОИСК РЕШЕНИЯ ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ ФГОС: изменение подходов к содержанию Вместо перечня информации – способы работы ! Был МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ: Русский язык Математика История и т.д. Требования к выпускнику Вариативные авторские программы, и рабочие программы учителей Обязательная часть Части, формируемые участниками образовательного процесса Фундаментальное ядро Химия География Обществоведение Биология История Русский язык Литература Чтение карт Картина мира Оценка рисков отношений человека и природы Нравственное, гражданское самоопределение Понимание текстов Создание текстов Оценка роли языка в культуре Язык как система знаков Литература как система образов Роль жизни Становление общества Связи в обществе Территориальные комплексы Превращения веществ Цели предметов – линии развития Физика Общие законы природы Сведения на матем.языке Математика Логические рассуждения «САМООЦЕНКА» «Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку».Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось ли получить результат? Найдены ли решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? * РЕФЛЕКСИЯ Реализованы ли мы пункты нашего плана (цели, содержание, технологии) ? Какие выводы вы можете сделать ДЛЯ СЕБЯ по........ проблеме? ПОЛУЧЕН ЛИ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Три системы требований ФГОС: Требования к структуре основных образовательных программ.Требования к результатам освоения основных образовательных программ.Требования к условиям реализации основных образовательных программ. СоставляющиеООП Плани-руемыерезуль-таты Программаразвития УУД Примерныеучебныепрограммы Системаи моделиоценки Другие матери-алы Программывоспитанияи социа-лизации Требование к структуре основных образовательных программ Программывнеуроч-ной дея-тельности БУП Требования к результатам освоения основных образовательных программ.Три основные группы результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение:внутренняя позиция школьника;самоиндификация;самоуважение и самооценка Смыслообразование:мотивация (учебная, социальная);границы собственногознания и «незнания» Морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморальных норм;способность к решению моральныхпроблем на основе децентрации;оценка своих поступков Регулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельность Коммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничества Познавательные:работа с информацией;работа с учебными моделями;использование знако-символическихсредств, общих схем решения;выполнение логических операцийсравнения, анализа, обобщения,классификации, установленияаналогий, подведения под понятие Основы системынаучных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению,преобразованиюи применениюнового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Ожидаемые результаты:формирование выпускника школы деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляция ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения Главный результат: УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ Кадры Материаль-ная база(включая параметрыИОС) Информа-ционныересурсы(включая УМК, ЦОР и др.) СанПиНы,МЧС,психологи-ческаябезопасность, другие Дру-гие Финансово-экономические(включая методикуформированиябюджета) Объектынормирования Требования к условиям реализации основных образовательных программ Что такое компетентностный подход в образовании? (роли учителя и ученика) Компетентность – основанный на знаниях интеллектуально и личностно обусловленный опыт социальной и профессиональной жизнедеятельности человека.Компетенция – общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действия, усвоенные в процессе обучения, в реальной действительности.1. Компетентность педагога.2. Компетентность ученика. 5 элементов профессионально-педагогической компетентности: 1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.2. Методическая компетентность в области формирования предметных знаний учащихся.3. Социально-психологическая компетентность в области общения.4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов способностей учащихся.5. Ауто-психологическая компетентность в области достоинств и недостатков в собственной деятельности и личности. 5 элементов профессионально-педагогической компетентности: 1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины.2. Методическая компетентность в области формирования предметных знаний учащихся.3. Социально-психологическая компетентность в области общения.4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов способностей учащихся.5. Ауто-психологическая компетентность в области достоинств и недостатков в собственной деятельности и личности. Функции педагога Традиционная классификация:- источник знанийобразецплановикконтролерсудья Системно-деятельностая классификация:организатордирижер участникпомощникстимулятортоварищ Позиционирование педагога Позиции учителя: Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действийинициирует пробные действия детейконсультирует, корректирует действияищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей“соучастник”, “третейский судья” Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку:не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать Новое позиционирование учителя Профессиональное мастерство: Проектирование учебного процессатематическое планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса,проектирование «учебных ситуаций»;Организация работы учащихсяв группах и парах,в мобильных группах,индивидуальная поддержка детей,организация проектной деятельности;Оценочная деятельность Технологическая грамотность ИКТ-компетентность: Общепользовательские инструментытекстовый редактор,редактор презентаций,динамические таблицы, базы данныхМультимедийные информационные источникиИнструменты коммуникацииэлектронная почта,ИнтернетИКТ-средствасистемы управления учебным процессом,интерактивная доска,цифровое и мультимедийное учебное оборудование Основные составляющие деятельности педагога, направленные на создание в классе «развивающей среды» Возможные действия педагога:1.Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.2.Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.3.Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.4.Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.5.Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.6.Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность7. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.8.Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.9. Учить задавать вопросы и высказывать предположения. 10.Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.11.Доводит до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.12.Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.13.Учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполняя свою часть работы.14.Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.15.Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.16.Показывать учащимся как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.17.Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними.18.Демонстрировать ученикам, что осознание того, что я чего-то «не знаю». «не умею», или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знанию, умению и пониманию». Уровни применения деятельностных методов обучения: Высокий - речь/деятельность учителя на уроке менее 40%;- речь/деятельность учащихся более 60%. Продуктивный - речь/деятельность учителя на уроке 50%;- речь/деятельность учащихся 50%. Средний- речь/деятельность учителя на уроке 60%- речь/деятельность учащихся более 40%. Низкий- речь/деятельность учителя на уроке более 70%;- речь/деятельность учащихся менее 30%. Основные составляющие компетентности ученика 1. Образовательная – способность личности к обучению, самообразованию, самосовершенствованию.2.Коммуникативная – способность к взаимодействию с другими людьми речевым и речевым способом, устно и письменно, на родном и иностранном языках, т.е. способность понимать и быть понятым.3.Информационная –способность находить, хранить и применять информацию в различных ее видах.4.Социальная – способность понимать, принимать и выполнять социальные нормы и правила, способность выполнять разные социальные роли.5.Толерантность – способность понимать, принимать и уважать чужую точку зрения, при этом уметь отстаивать свою, т.е. способность к сотрудничеству. СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИ Знания.Ценностное отношение к знаниям, осознание личностного смысла получаемых знаний.Готовность к применению полученных знаний (способность применения на практике).Наличие позитивного опыта применения знаний («я пробовал применить это, и у меня получилось»). Требования к качеству усвоения содержания образования Пять уровней сформированности умений, которыми должен овладеть ученик:1уровень умений: - воспроизведение информации, ее изложение;правильное следование инструкциям при выполнении заданий;узнавание объектов и явлений по определенным признакам;запоминание их роли и местоположения;приведение аналогичных примеров.2 уровень умений:наблюдать за знакомыми и незнакомыми явлениями;вычленять информацию;распознавать простейшие различия в объектах и между ними;пользоваться разными источниками информации. 3 уровень умений:- устно и письменно излагать собственные наблюдения;- умение распознавать изменения во времени и пространстве;- умение вычленять отдельные признаки;- умение подбирать средства для фиксации полученных результатов;- построение логически обоснованного рассказа о проделанной работе. 4 уровень умений:- систематизировать- классифицировать- устанавливать связи- группировать, обобщать- выявлять закономерности- интерпретировать информацию- составлять рефераты, доклады- формулировать предложения, задачи- рефлексировать 5 уровень умений:- формулировать гипотезу- ставить вопросы и высказывать предположения- предвидеть развитие- конструировать исследование, проект- организовывать его реализацию по этапам Ключевые компетентности личности как желаемый результат образования:1.Ребенок должен научиться познавать. (научить его учиться самостоятельно) 2.Ребенок должен научиться делать сам. (научить его открывать знания через действия)3.Ребенок должен научиться жить вместе.(научить его коммуникации, толерантности, терпимости)4.Ребенок должен научиться жить.(научить его самореализовываться в жизни) КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ Программа формирования универсальных учебных действий обучающегося Умение учиться ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА Формирование УУД, обеспечивающих школьникам: Умение учиться Способность к саморазвитию Способность к самосовершенствованию Что понимать под терминами «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»? Термин УУД (в широком значении) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин УУД можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Компоненты учебной деятельности 1. Познавательные и учебные мотивы2. Учебная цель3. Учебная задача4. Учебные действия и операции Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностных оснований личностного морального выбора. Функции универсальных учебных действий Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения , контролировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности.Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Виды универсальных учебных действий ЛичностныеРегулятивныеПознавательныеКоммуникативные Программа формирования УУД Личностныесамоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)смыслообразование (мотивация, границы собствен-ного знания и «незнания»)морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков) Регулятивныеуправление своей деятельностьюконтроль и коррекцияинициативность и самостоятельность Познавательныеработа с информациейработа с учебными моделямииспользование знако-символичес-ких средств, общих схем решениявыполнение логических операцийсравнения,анализа,обобщения,классификации,установления аналогийподведения под понятие Коммуникативныеречевая деятельностьнавыки сотрудничества Личностные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Три вида личностных действий (применительно к учебной деятельности):* самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное), т.е. принятие ребенком социальной роли ученика; * смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом («Ради чего я учусь?»);* нравственно-этическая ориентация, т.е. обеспечение личностного морального выбора школьника (определяют поведение ребенка). Критерии оценивания личностных универсальных действий Самоопределение.1. Внутренняя позиция школьника:Положительное отношение к школе.Чувство необходимости учения.Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.Предпочтение классных коллективных знаний индивидуальным занятиям дома.Предпочтение социального способа оценки своих знаний (отметка) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).2. Самооценка:Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика.Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».Осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».Способность адекватно судить о причинах своего успеха / неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. Критерии оценивания личностных универсальных действий Смыслообразование.1. Мотивация учебной деятельности:Сформированность познавательных мотивов.Интерес к новому.Интерес к способу решения и общему способу действияСформированность социальных мотивов.Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.Сформированность учебных мотивов.Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности К ним относятся:Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.Прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения знаний, связанных с этим затрат времени.Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия (в случае расхождения с эталоном, реальным действием, и его результатом).Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.Саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в случае мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий Принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней).План выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соответствии с определенными условиями.Контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений).Оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причины неудачи, отношение к успеху и неудаче).Мера разделенности действия (совместное или разделенное).Темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности. Регулятивные УД отражающие содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):- Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;Умение действовать по плану и планировать свою деятельность;Преодоление импульсивности, непроизвольности;Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками;Умение адекватно воспринимать оценку и отметку своей работы;Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в р учебной деятельности;Умение различать объективную трудность поставленной учебной задачи и субъективную сложность.2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей:Целеустремленность и настойчивость в достижении целей;Готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей;Формирование основ оптимистического восприятия мира. Познавательные универсальные действия включают в себя общеучебные, логические, постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: - Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска в том числе с помощью компьютерных средств.Структурирование знаний.Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.Рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, официально-делового стилей. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание последовательности деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.Моделирование (знако -символические действия) – преобразование объекта из чувственной сферы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (графики, схемы и т.п.) 2.Логические универсальные действия: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.Подведение под понятия, выведение следствий.Установление причинно-следственных связей.Построение логической цепи рассуждений.Доказательство.Выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению лил деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.К коммуникативным действиям относятся:- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (умение определить цели, функции участников, способов взаимодействия).- Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).- Разрешение конфликтов (выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие общего решения и его исполнение).- Управление поведением партнера (контроль , коррекция, оценка его действий).- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Основные критерии оценивания коммуникативного компонента УУД Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения.Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору.Учет разных мнений и умение обосновать собственное.Умение договариваться, находить общее решение.Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий.Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. Результаты развития универсальных учебных действий Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения.Формирование рефлексивной адекватной самооценкиРазвитие основ гражданской идентичностиФункционально-структурная сформированность учебной деятельностиРазвитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображенияФормирование внутреннего плана действияРазвитие рефлексии – осознание учащимся содержания, последовательности и основания действий Роль и место «универсальных учебных действий» в учебно-воспитательном процессе УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида УУД определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития школьника.УУД - показатели гармонического развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.Формирование УУД создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей. Некоторые примеры учебной деятельности.МАТЕМАТИКА Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем и т.д.)Ежедневный счет, вычисления, решение задач Некоторые примеры учебной деятельности.РУССКИЙ ЯЗЫК Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнениеПреобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.) Важно -создать новые условия для такой деятельности. -изменить сам образовательный процесс: Нужны новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, новая информационно-образовательная среда. * ФГОС: что оценивается как результат образования? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий требует коренной переработки КИМов (умения, а не знания!)умение учиться – способность к самоорганизации в решении учебных задачпрогресс в личностном развитии (эмоциональном, познавательном, саморегуляции) портфолио 12 Новое положение об аттестации учителей: 1-я и высшая категории только при внедрении новых ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Технологии, заложенные в учебные подходыот «ментора-наставника» к «партнеру» Проблемно-диалогическая технология (изучение нового материала) = решение задач, самоорганизацияТехнология формирования правильного типа читательской деятельности (чтение и понимание текстов) = коммуникацииТехнология оценки учебных успехов (контроль результатов) = саморегуляция * Традиционный урок1. Проверка д/з учеников учителем.2. Объявление темы учителем.3. Объяснение темы учителем.4. Закрепление знаний учениками. Проблемно-диалогический урок1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками.2. Актуализация учениками своих знаний.3. Поиск решения проблемы учениками.4. Выражение решения.5. Применение знаний учениками. Проблемно-диалогическая технология Цель: обучить самостоятельному решению проблем.Средство: открытие знаний вместе с детьми. УчебникиПодача матери-ала * Пример проблемной ситуации Инженер: Современная техника создала искусственный живой организм – робот. Он преобразует энергию, двигается, реагирует на окружающую среду. Наконец, он может даже обучаться. Учебник «Биология», 9 класс Учитель предлагает ученикам прочитать текст к параграфу. Биолог: Робот – не живой организм: он не растет и не размножается. Живое может появиться только от живого, его нельзя создать искусственно. Сравни две точки зрения. В чем они противоречат друг другу? Сформулируй учебную проблему (сравни с вариантом авторов).УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Можно ли создать искусственную жизнь? РЕШЕНИЕ (через задания к параграфу): Искусственный организм должен обладать всеми признаками живого: обмен веществ, рост, размножение, реагирование на среду. * Какие УУД прежде всего развивает проблемный диалог? 1. Регулятивные – умение решать проблемы 2. Коммуникативные – вести диалогПознавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Личностные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора * 3) После чтения В разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время чтенияЧитаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них (подтекст) До чтения У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. Каждый образованный человек обязан уметь читать и понимать любые тексты. А учит ли этому школа? Традиционное использование текстов на уроке: Вопросы на понимание факт. информации, Пересказ. ЖИЗНЬ: * Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главный смысл) * 3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста До чтения текста: – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения Технология формирования правильного типа читательской деятельностиЦель – понимание текстов.Средство – три этапа работы с любым текстом. Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п. * Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке Прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы возможно специальное продуктивное задание к тексту)Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ) Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту) * § 18. ЛИШАЙНИКИ – это … Лена: На коре деревьев и камнях я видела растения в виде тонких кожистых измятых пластинок и серых ветвистых трубочек.Биолог: Это лишайники – особая группа живых организмов. В Что это за особая группа живых организмов? Чем она отличается от других?Лишайники часто обитают в местах, где другие наземные растения выжить не могут. П (Мы нашли ответ на вопрос?)Лишайники – первые поселенцы на обнаженном грунте. (То есть, по-другому…) На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на бревнах и стволах деревьев селятся лишайники. Вспомни. Для того чтобы существовала экосистема, необходимы живые организмы разных “профессий”. В (Каких именно профессий и почему?) ОТолько совместными усилиями они могут поддерживать круговорот веществ. П (Ответ на вопрос «почему?») * Но в одном организме лишайника уже присутствуют и водоросли-производители и грибы-потребители. Поэтому лишайник представляет собой не только один организм, но и целую миниатюрную “экосистему”, которая может жить самостоятельно. П (На какой вопрос мы нашли ответ?)Как же устроены эти удивительные организмы? (Обратите внимание: это уже не скрытый, а прямой вопрос. Можете попробовать ответить? (Нет.) Значит, поищем ответ в тексте.) Лишайники состоят из гиф гриба, между которыми живут водоросли. П Верхняя поверхность лишайника образована плотно сплетенными нитями – поэтому многие лишайники блестящие и гладкие. Внутри гифы сплетены рыхло – в промежутках между ними размещаются водоросли. Итак, вернемся к началу. Какой был вопрос?Мы нашли ответ? Какой?Так как же можно сформулировать тему нашего урока?(Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли.) * Какие УУД развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности? Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора) Познавательные– извлекать информацию из текста Личностные – в случае если анализ текста порождает Личностные сужденияРегулятивные – умение работать по плану (алгоритму) * Технология оценивания учебных успехов (мини) Традиции оцениванияЧТО: Знания – отметкой (знак в некой системе)КТО: Учитель ТО учебных успеховЧТО: Решение задач – оценка + отметкаКТО: Ученик (самооценка) и учитель в диалоге+еще 5 правил – см. подробнее в методичках Оценивание в жизниЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика)КТО: Мы сами – по итогу деятельности Контр. Работы Днев-ники * «САМООЦЕНКА» «Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку».Алгоритм самооценки (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось ли получить результат? Найдены ли решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? * Какие УУД развивает технология оценивания учебных успехов? 1. Регулятивные – умение определять, достигнут ли результат деятельности 2. Коммуникативные – аргументированно отстаивать свою точку зрения 3. Познавательные– логически обосновывать свои выводы4. Личностные – толерантное отношение к иным решениям, мнениям