Рабочая программа на 2016-2017 учебный год 9 классы по ОБЖ к учебнику Латчук ФГОС


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

Рекомендовано:
Методическим объединением учителей физической культуры, технологии, искусства и ОБЖ
Протокол от «30» 08. 2016г. № 1 Утверждено:
приказом МБОУ «Гимназия»
«30» 08. 2016г. № 256
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
на 2016 - 2017 учебный год
9 класс

Составитель:
Роткина О.А., преподаватель-организатор ОБЖ

г. Черногорск, 2016 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основании положения о порядке разработки, утверждения и реализации рабочей программы по предметам в соответствии ФГОС на уровень основного общего образования (приказ МБОУ «Гимназия» от 30.08.2016г. № 256), на основе УМК по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса ( приказ «Об утверждении списка учебников на 2016-2017 учебный год для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», от 17.05.2016г. № 151-П), авторов Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности, издательство «Дрофа», 2014 год.
Формы организации учебных занятий
Для формирования УУД и ЗУНов у учащихся используются индивидуальная, фронтальная и групповая формы работы.
Фронтальная форма работы применяется при постановке цели урока, при ознакомлении с новым материалом.
Индивидуальная форма работы необходима при контроле сформированности навыка практических умений.
Групповая форма работы позволяет формировать коммуникативные навыки..
2. Содержание учебного предмета основы безопасности жизнедеятельности
9 класс
№п/пСодержание Основные виды деятельности учащихся Планируемые результаты
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (15ч)
Глава 1. Современный комплекс проблем безопасности (4ч)
1
Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. Структура законодательства в сфере безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций. Краткое содержание основных правовых актов.
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Понятие о национальной безопасности и основные направления ее обеспечения. Угрозы в сфере военной, государственной и общественной безопасности. Меры по защите от этих угроз.
Международный терроризм как угроза национальной безопасности. Понятие о терроризме. Цели террористических организаций. Типы терроризма и экстремизма и их характеристика. Основные направления международного сотрудничества в сфере антитеррористической деятельности. Правовая основа антитеррористической деятельности в России.
Наркотизм и национальная безопасность. Понятие о наркотизме, наркомании, токсикомании. Социальная опасность наркотизма. Правовая основа государственной политики в сфере оборота наркотических и психотропных веществ. Изучают основные права в области обеспечения безопасности личности. Общества, государства. Учатся применять свои знания в различных ситуациях, связанных с угрозой личной безопасности. Формируют представление о внешних и внутренних угрозах национальной безопасности России. Формируют представление о понятии международный терроризм, о правилах поведения при угрозе террористического акта. Формируют представление о понятии Наркотизм, наркотическая зависимость, влияние наркотиков на организм человека МР-1, 2,3,4,5,6,7 ЛР-1,2, 3,
ПР-1, 2, 3, 4, 21, 24,26,30
Глава 2. Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (4ч)
2 Практическая работа 1. На территории Республика Хакасия возможны, различны ЧС природного, техногенного характера, в связи с этим очень важно знать какие организации существуют для предупреждения и ликвидации ЧС. Каким образом необходимо действовать населению, где расположены безопасные районы для эвакуации.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности. Понятие о гражданской обороне. Основные задачи в области гражданской обороны и защиты населения. Силы гражданской обороны. Структуры, руководящие гражданской обороной.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Цели, задачи и структура РСЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и причины ее создания. Цели, задачи и структура РСЧС. Координационные органы РСЧС и их характеристика.
Режимы функционирования, силы и средства РСЧС. Режимы функционирования и основные мероприятия при их введении: в отсутствие чрезвычайной ситуации; при угрозе ее возникновения; при возникновении и ликвидации. Силы и средства РСЧС, их задачи и характеристика.
Формируют представление о понятии гражданская оборона, об истории создания гражданской обороны. Формируют представление о Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), о ее целях и задачах РСЧС. Изучают режимы функционирования РСЧС. Учатся правильно эвакуироваться из здания в различных ЧС, пользоваться СИЗ органов дыхания. МР-1,2,3,4,5,6,7 ЛР-1, 2,3,5, 6, 24, 25, 30
Глава 3. Международное гуманитарное право (3ч)
3 Международное гуманитарное право. Сфера применения и ответственность за нарушение норм. Понятие о международном гуманитарном праве и сфера его применения. Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права. Основные документы международного гуманитарного права. Действия, нарушающие нормы международного гуманитарного права, и ответственность за их совершение.
Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала. Правовая защита раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Обеспечение защиты раненых и больных во время вооруженного конфликта. Основные требования по защите раненых и больных из состава действующей армии и вооруженных сил на море. Защита медицинского и духовного персонала. Состав медицинских формирований и их эмблемы.
Защита военнопленных и гражданского населения. Понятие о комбатанте и военнопленном. Основные требования по защите военнопленных. Случаи применения защитных мер в отношении гражданского населения. Основные требования по защите лиц из числа гражданского населения, находящихся во власти противника. Особая защита женщин и детей. Формируют представление об основных документах МГП. Формируют представление о том, какая категория лиц находится по защитой МГП. Формируют представление о понятии представление о том, какая категория лиц находится по защитой МГП, об ответственности за нарушение норм МГП. Формируют представление о том, какая категория лиц находится по защитой МГП. МР-1,3,4, 5, 6,7, ЛР-1,2, 3,
ПР-7
Глава 4. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях (4ч)
4 Безопасное поведение в криминогенных ситуацияхЗащита от мошенников. Понятие о мошенничестве, обмане, злоупотреблении доверием. Распространенные способы мошенничества. Правила безопасного поведения, если вы подозреваете, что являетесь объектом мошенничества.
Безопасное поведение девушек. Понятие о преступлениях на сексуальной почве. Безопасное поведение девушек при столкновении с молодыми и взрослыми хулиганами, уголовниками и лицами, находящимися в нетрезвом состоянии. Правила поведения девушки в обществе мужчины: в незнакомом месте; при возникновении угрозы или опасности насилия. Подручные средства самообороны и способы самозащиты. Наиболее уязвимые части тела.
Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях. Пути выхода из конфликтных ситуаций. Самооценка поведения. Признаки потенциальной жертвы. Уверенное и решительное поведение в криминогенных ситуациях. Тренировка уверенности. Правила безопасного поведения при неизбежности конфликта. Поведение при столкновении с хулиганами, похищении, попытке изнасилования. Формируют представление о понятии преступление; изучают возраст наступления уголовной ответственности несовершеннолетних; виды наказаний для несовершеннолетних. Изучают виды мошенничества. Учатся избегать мошенников. Учатся соблюдать правила поведения, для того, чтобы не стать жертвой насильника; правила поведения в случае нападения преступника. Учатся оказывать сопротивление. Изучают правила поведения при встрече с хулиганом. Учатся не провоцировать преступников. МР-5, 6, 7,
ЛР-1,2, 3,
ПР-8,21, 27
Раздел.2 Оказание первой помощи и здоровый образ жизни (20ч)
Глава 1. Профилактика травм в старшем школьном возрасте (3ч)
5 Профилактика травм в старшем школьном возрасте
Причины травматизма и пути их предотвращения. Понятие о травматизме. Основные причины травматизма и виды травм в школьном возрасте. Меры по предотвращению различных видов травм.
Безопасное поведение дома и на улице. Правила безопасного поведения в быту, снижающие риск получения травм в домашних условиях. Меры по снижению опасности на воде. Защита от дорожно-транспортных происшествий. Что делать, если вы оказались свидетелем или участником ДТП.
Безопасное поведение в школе, на занятиях физкультурой и спортом. Правила поведения на уроках физики, химии, во время перемен. Причины травматизма на уроках физической культуры и во время занятий спортом. Виды спорта с высокой степенью травматического риска. Профилактика травматизма на уроках физической культуры и на занятиях спортом. Безопасная одежда, обувь и защитное снаряжение. Изучают травмы, характерные для подростков старшего школьного возраста. Формируют представление о способах предотвращения травм характерных для подростков старшего школьного возраста. Изучают правила поведения в домашних условиях, на улице, в школе. Формируют представление о правилах поведения на занятиях физкультурой и спортом, правила выживания пешеходов. Учатся правила дорожного движения для пешеходов. МР-1,2,7,
ЛР-1,2,3,
ПР-9,22,27,28
Глава 2. Основы медицинских знаний (4ч)
6 Практических работ- 4.
Основы медицинских знаний
Профилактика осложнений ран. Асептика и антисептика. Понятие о ране. Виды ран. Понятие об антисептике и ее виды. Основные антисептические средства и порядок их применения. Понятие об асептике. Предупреждение инфицирования ран с помощью асептических средств.
Травмы головы, позвоночника и спины. Причины травм головы и позвоночника. Признаки и симптомы травм головы и позвоночника; первая помощь при них. Сотрясение головного мозга: признаки и симптомы; первая помощь. Признаки и симптомы повреждения спины. Предупреждение повреждения спины и первая помощь при болях.
Экстренная реанимационнаяпомощь. Понятие о клинической смерти и ее признаки. Основные правила определения признаков клинической смерти. Последовательность проведения реанимационных мероприятий. Подготовка пострадавшего к реанимации. Понятие о прекардиальном ударе, непрямом массаже сердца, искусственной вентиляции легких. Техника и последовательность действий при выполнении этих реанимационных мероприятий.
Основные неинфекционные заболевания. Характеристика наиболее распространенных и опасных неинфекционных заболеваний. Причины неинфекционных заболеваний и доступные меры их профилактики. Формируют представление об антисептике и асептике. Изучают применение антисептических средств: перекись водорода, марганцовка, зеленка, йод. Учатся накладывать асептическую повязку. Изучают признаки и симптомы травм головы и позвоночника; сотрясения головного мозга; повреждения спины. Учатся оказывать первую помощь при травмах головы, позвоночника, сотрясении головного мозга, повреждении спины. Изучают признаки клинической смерти. Учатся определять признаки клинической смерти. Формируют навыки нанесения прекардианального удара в область грудины, учатся приемам реанимации. Изучают основные неинфекционные заболевания, меры профилактики. Учатся определять заболевание по характерным симптомам МР-1, 3, 4,5,6,7 ЛР-1, 2, 3,
ПР-9,11, 22,23, 24,29,30

Глава 3. Основы здорового образа жизни (2ч)
7 Здоровье человека. Понятие о здоровье. Физическое, духовное, социальное здоровье. Характеристика групп здоровья детей и подростков. Взаимосвязь между индивидуальным и общественным здоровьем. Факторы, влияющие на здоровье.
Здоровый образ жизни как путь к достижению высокого уровня здоровья и современные методы оздоровления. Понятие о здоровом образе жизни. Основные компоненты здорового образа жизни: двигательная активность, рациональное питание, закаливание, режим труда и отдыха; их характеристика. Теории оздоровления.
Факторы риска во внешней среде и их влияние на внутреннюю среду организма человека и его здоровье. Понятие о внешней среде. Факторы риска во внешней среде и их влияние на организм человека. Понятие о внутренней среде организма. Роль внутренней среды организма. Формируют представление о понятии составляющих здоровья, о характеристиках групп здоровья. Изучают способы укрепления и улучшения здоровья. МР-2,7,
ЛР-2, ЛР-3,
ПР-12,13,29
Глава 4. Личная гигиена (3ч)
8 Понятие личной гигиены. Гигиена кожи иодежды. Понятие о гигиене и личной гигиене. Правила ухода за кожей. Основная функция одежды и гигиенические требования к ней.
Гигиена питания и воды. Важность питания в процессе нормальной жизнедеятельности организма. Группы продуктов питания. Рекомендуемый набор пищевых продуктов в рационе взрослого человека и подростка. Суточное распределение пищевого рациона. Гигиена питания. Функции, выполняемые водой в организме человека. Гигиена воды. Способы очистки воды.
Гигиена жилища и индивидуального строительства. Гигиена жилища. Микроклимат помещения. Нормы искусственной освещенности. Гигиена индивидуального строительства. Знать гигиенические нормы вода. Уметь ухаживать за кожей. Следить за одеждой. Формируют представление о понятии гигиенические нормы питания. Учатся очищать воду в домашних условиях. Формируют представление о гигиенических требования к температуре, освещению и влажности в доме. МР1,-2, 3,4,5,7
ЛР-2,3,
ПР-14,29
Глава 5. Физиологические и психологические особенности организма подростка (4ч).
9
Физиологические и психологические особенности организма подростка
Физиологическое и психологическое развитие подростков. Особенности физиологического развития в период полового созревания. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья человека. Мероприятия, помогающие справиться с чувствами и эмоциями.
Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции. Понятие о влюбленности. Рекомендации по снятию стресса, вызванного безответной любовью. Понятие о «ловушках влюбленности». Нежелательные мотивы вступления в сексуальные отношения.
Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Понятие о конфликте. Виды конфликтов и методы преодоления разногласий. Правила поведения в конфликтной ситуации. Управление чувствами и эмоциями в конфликтной ситуации. Приемы управления чувствами и эмоциями.
Суицидальное поведение в подростковом возрасте. Понятие о суициде. Причины и факторы, повышающие вероятность суицида. Признаки, указывающие на возможность суицида. Зависимость числа суицидов от возраста и пола. Суицид среди подростков и молодежи. Причины и признаки эмоционального неблагополучия человека. Угнетенное психическое состояние. Профилактика суицида. Формируют представление физиологических и психологических особенности организма подростка. Формируют представление о понятии о роли семьи в обществе, представление о «ловушках влюбленности» и правилах их избегания. Формируют представление о допустимых приемах управления конфликтом. Учатся слушать, правильно вести себя в конфликтной ситуации, снимать эмоциональное напряжение. Формируют представление о причины суицида. Формируют представление о различных способах решения эмоциональных проблем. МР-1,2,3, 4,6,7
ЛР-2, 3,
ПР-15,16,17,18

Глава 6. Факторы, разрушающие здоровье человека (4ч)
10 Факторы, разрушающие здоровье человека
Употребление табака. Табакокурение и его последствия для здоровья курильщика и окружающих его людей. Стадии никотиновой зависимости. Как бросить курить.
Употребление алкоголя. Алкоголь и его влияние на здоровье человека. Развитие алкоголизма. Профилактика употребления алкогольных напитков. Помощь при алкогольном отравлении.
Наркомания и токсикомания. Понятие о наркомании и токсикомании. Действие наркотических и токсических веществ на организм человека. Три основных признака наркомании и токсикомании. Развитие психической и физической зависимости от наркотика. Признаки наркотического отравления и отравления лекарственными препаратами; оказание первой помощи.
Заболевания, передающиеся половым путем. Опасность заболеваний, передающихся половым путем. Характеристика распространенных заболеваний, передающихся половым путем, и их негативное влияние на здоровье человека. Формируют представление о пагубном влиянии табакокурения на организм человека. Формируют представление о пагубном влиянии употребления алкоголя на организм человека. Учатся алгоритму оказания помощи при алкогольном отравлении. Формируют представление о понятии пагубном влиянии употребления наркотических веществ на организм человека. Изучают алгоритм оказания помощи при наркотическом отравлении. Учатся оказывать помощь при отравлении лекарственными препаратами. Формируют представление о понятии способах передачи ЗППП, способах защиты от ЗППП. МР-1,2,3,4,5,6,7, ЛР-1,2,3
ПР-19, 20
3. Календарно-тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности в 9 классе
на 2016-2017 уч. год
Количество часов за год - 33
№п/пТема урока
Количество часов Дата проведения
план факт
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства (15ч)
Глава 1. Современный комплекс проблем безопасности (4ч)
1 Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства 1 2 Угрозы национальной безопасности РФ 1 3 Международный терроризм 1 4 Наркотизм и национальная безопасность 1 Глава 2. Организация единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (4ч)
5 Гражданская оборона 1 6 Цели и задачи, структура РСЧС. 1 7 Режимы функционирования, силы и средства РСЧС 1
8 Отработка действий в случае возникновения ЧС 1 Глава 3. Международное гуманитарное право (3ч)
9 Международное гуманитарное право. 1
10 Защита раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, медицинского и духовного персонала 1 11 Защита военнопленных и гражданского населения 1
Глава 4. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях (4ч)
12 Защита от мошенников. 1 13 Безопасное поведение девушек 1
14 Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях1 Раздел.2 Оказание первой помощи и здоровый образ жизни (19ч)
Глава 1. Профилактика травм в старшем школьном возрасте (3ч)
15 Причины травматизма в старшем школьном возрасте. 1 16 Безопасное поведение дома и на улице. 1 17 Безопасное поведение в школе. 1 Глава 2. Основы медицинских знаний (4ч)
18 Профилактика осложнения ран. Асептика и антисептика. 1 19 Травмы головы, позвоночника и спины 1
20 Экстренная реанимационная помощь 1 21 Основные неинфекционные заболевания 1 Глава 3. Основы здорового образа жизни (2ч)
22 Здоровье человека. 1 23 Факторы риска во внешней среде и внутренней среде организмачеловека. 1 Глава 4. Личная гигиена (2ч)
24 Понятие личной гигиены. Гигиена кожи и одежды. Гигиена питания и воды. 1 25 Гигиена жилища. Гигиена индивидуального строительства. 1 Глава 5. Физиологические и психологические особенности организма
подростка (4ч).
26 Физиологическое и психологическое развитие подростков. 1 27 Роль взаимоотношений в формировании репродуктивной функции 1
28 Виды конфликтов. Правила поведения 1 29 Суицидальное поведение в подростковом возрасте 1 Глава 6. Факторы, разрушающие здоровье человека (4ч)
30 Употребление табака и его влияние на здоровье человека. 1 31 Употребление алкоголя 1 32 Наркомания и токсикомания. 1
33 Заболевания передающиеся половым путем 1 4. График проведения контрольных и проверочных работ
№ проверочной работы работыТема Дата
1 сентябрь
2 сентябрь
3 октябрь
4 ноябрь
5 декабрь
6 февраль
7 март
8 апрель
9 апрель
10 май
5. График проведения практических работ в 9классе на 2016 -2017 уч. год
№ работы Название практических, лабораторных работ Дата проведения
1 Отработка действий в случае возникновения ЧС Октябрь
2 Профилактика осложнения ран. Асептика и антисептика. Январь
3 Травмы головы, позвоночника и спины Февраль
4 Основные неинфекционные заболевания Февраль
Темы проектов (кейсов):
9 класс
Чрезвычайные ситуации природного характера, которые могут произойти на территории Республики Хакасия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые могут произойти на территории Республики Хакасия.
Здоровьесберегающие технологии.
Безопасность на дорогах Республики Хакасия.
4. Экологическая обстановка в Республике Хакасия.