Рабочая программа на 2016-2017 учебный год 8-9 классы по ОБЖ к учебнику Латчук ФГОС


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

Рекомендовано:
Методическим объединением учителей физической культуры, технологии, искусства и ОБЖ
Протокол от «30» 08. 2016г. № 1 Утверждено:
приказом МБОУ «Гимназия»
«30» 08. 2016г. № 256
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
на 2016 - 2017 учебный год
8 класс

Составитель:
Роткина О.А., преподаватель-организатор ОБЖ

г. Черногорск, 2016 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основании положения о порядке разработки, утверждения и реализации рабочей программы по предметам в соответствии ФГОС на уровень среднего общего образования (приказ МБОУ «Гимназия» от 30.08.2016г. № 256), на основе УМК по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса ( приказ «Об утверждении списка учебников на 2016-2017 учебный год для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», от 17.05.2016г. № 151-П), авторов Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности, издательство «Дрофа», 2014 год.
Формы организации учебных занятий
Для формирования УУД и ЗУНов у учащихся используются индивидуальная, фронтальная и групповая формы работы.
Фронтальная форма работы применяется при постановке цели урока, при ознакомлении с новым материалом.
Индивидуальная форма работы необходима при контроле сформированности навыка практических умений.
Групповая форма работы позволяет формировать коммуникативные навыки..
2. Содержание учебного предмета основы безопасности жизнедеятельности
8 КЛАСС
№п/пСодержание Основные виды деятельности учащихся Планируемые результаты
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства(29ч)
Глава 1. Производственные аварии и катастрофы (2ч)
1
Понятие об аварии, производственной и транспортной катастрофе, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабу распространения и тяжести последствий. Типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их классификация и характеристика (транспортные аварии, аварии с выбросом биологически опасных веществ, аварии на электроэнергетических и коммунальных системах, обрушения зданий и сооружений и др.). Понятие о потенциально опасном объекте. Основные причины аварий и катастроф техногенного характера. Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Заблаговременные меры по предупреждению и защите от чрезвычайных ситуаций.
Глава 2. Взрывы и пожары (6ч). В республике Хакасия много пожароопасных объектов и немало взрывоопасных. Взрывы и пожары. Из истории катастроф. Получают представление о производственных и транспортных авариях и катастрофах, классификации чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Изучают и анализируют опасности и причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Приобретают знания о мерах по предупреждению и защите от чрезвычайных ситуаций техногенного характера ЛР-1, МР-1, ПР-1,2,13
ЛР-3, МР-1, МР-2, ПР-48, ПР-52, ПР-1,2,13
Глава 2. Взрывы и пожары (6ч)
2 Наиболее распространенные причины пожаров и взрывов на промышленных предприятиях, транспорте, в складских помещениях. Понятие о пожаро- и взрывоопасных объектах. Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.
Общие сведения о взрыве и пожаре. Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их причины и последствия. Зоны действия взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование, степени разрушения. Понятие о пожаре и горении. Условия для протекания процесса горения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости.
Классификация пожаров. Виды пожаров по внешним признакам горения и месту возникновения. Классификация пожаров по масштабам интенсивности и времени прибытия первых пожарных подразделений. Стадии развития пожара. Линейное и объемное распространение пожара.
Причины пожаров и взрывов, их последствия. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных и взрывоопасных предприятиях. Основные причины взрывов в жилых домах и связанных с ними пожаров. Террористическая деятельность как причина взрыва. Последствия взрывов и пожаров на объектах экономики и в жилых зданиях.
Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов. Основные поражающие факторы пожара: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и др. Вторичные факторы поражения пожара. Основные и вторичные поражающие факторы взрывов. Поражения людей при взрывах.
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Правила безопасного поведения при пожаре в здании, при опасной концентрации дыма и повышении температуры. Действия по спасению пострадавших из горящего здания, после взрыва. Правила безопасного поведения в случае взрыва. Действия по спасению из завала. Тушение на человеке одежды.
Пожары и паника. Понятие о панике. Опасность паники в чрезвычайных ситуациях. Механизм панического бегства, движение людей при вынужденной эвакуации. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте. Меры по предотвращению паники.
Получают представление о причинах и видах аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. Получают представление о взрыве, пожаре, процессе горения. Узнают о классификации пожаров, условиях и видах их распространения
Изучают причины взрывов и пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных предприятиях
Просматривают видео по теме. Анализируют причины взрывов и пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных предприятиях
Изучают и анализируют воздействие на людей опасных факторов и поражающих факторов взрыва и пожара
Изучают правила безопасного поведения при пожарах и взрывах, применения первичных средств пожаротушения
Изучают и тренируются правильно действовать при возникновении паники во время пожара ЛР-1, 2, 3, МР-1, 2,3,4,5,6,7;
ПР-3,4,5, 13,14,15, 24,25
Глава 3. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (5ч)
3 В Республике Хакасия есть такие опасные объекты как МАКР, Хладокомбинат п. Согра, предприятие «Залив» на которых есть химические опасный вещества.
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ. Из истории химических аварий.
Виды аварий на химически опасных объектах. Понятие об опасном химическом веществе, химически опасном объекте, химической аварии. Классификация промышленных объектов, городов, городских и сельских районов, областей, краев и республик по степени химической опасности.
Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека. Классификация опасности веществ по степени воздействия на организм человека. Понятие об аварийно химически опасном веществе. Наиболее распространенные аварийно химически опасные вещества (хлор, аммиак, фосген и др.), характеристика, воздействие на человека, меры по предотвращению отравления и оказанию первой помощи.
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Причины химических аварий и их возможные последствия. Понятие об очаге химического поражения и зонах химического заражения. Характеристика зон химического поражения, их глубина и форма. Стойкость аварийно химически опасных веществ.
Защита населения от аварийно химически опасных веществ. Основные способы защиты населения от аварийно химически опасных веществ. Принципы работы системы оповещения. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания. Защитные свойства гражданских противогазов. Изготовление ватно-марлевой повязки. Укрытие людей в защитных сооружениях и последовательность герметизации помещений. Организация эвакуации населения.
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ. Меры предосторожности, действия в случае оповещения об аварии и правила движения по зараженной местности. Правила безопасного поведения после выхода из зоны заражения. Действия при подозрении на поражение аварийно химически опасными веществами.
Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5ч)
Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Из истории радиационных аварий.
Получают представление об аварийно химически опасных веществах, химически опасных объектах и химических авариях.
Изучают классификацию АХОВ в зависимости от воздействия на организм человека и характеристики распространенных АХОВ
Узнают о причинах и последствиях химических аварий. Получают представление об очаге и зоне химического заражения, стойкости АХОВ.
Изучают основные способы защиты населения от АХОВ.
Учатся изготавливать ватно-марлевые повязки, проводить герметизацию помещений. Учатся правильно действовать при авариях с выбросом АХОВ ЛР-1, 2, 3; МР-1,2,3, 4,6,7
ПР-6,16

Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4ч)
4 Радиация вокруг нас. Понятие об ионизирующем излучении и его влияние на человека. Виды ионизирующего излучения (альфа-, бета- и гамма-излучения) и их характеристика. Измерение дозы облучения. Естественные и искусственные источники ионизирующего излучения. Внешнее и внутреннее облучение человека. Дозы облучения от различных источников излучения.
Аварии на радиационно опасных объектах. Понятие о радиационно опасном объекте. Классификация аварий с выбросом радиоактивных веществ и их причины. Деление районов радиоактивного заражения на зоны. Четыре фазы аварии на радиационно опасном объекте и их характеристика.
Последствия радиационных аварий. Специфические свойства радиоактивных веществ. Понятие о периоде полураспада. Радиоактивное загрязнение местности. Виды радиационного воздействия на людей и животных и их последствия. Понятие о радиочувствительности органов человека, их классификация по этому признаку и установленные для них значения основных дозовых пределов. Определение допустимых доз облучения. Последствия однократного и многократного облучения. Допустимые значения заражения продуктов питания и воды.
Защита от радиационных аварий. Меры предосторожности, принимаемые проживающими вблизи от радиационно опасных объектов людьми. Действия в случае поступления сигнала об аварии на радиационно опасном объекте (подготовка к эвакуации, действия при отсутствии убежища и средств защиты). Режим поведения при проживании на загрязненной местности. Комплекс мер по защите населения: режим радиационной защиты, использование средств индивидуальной защиты, проведение йодной профилактики, радиометрический контроль продуктов питания. Получают представление о радиоактивном излучении, о естественных и искусственных источниках этого излучения, дозах облучения людей, внешнем и внутреннем облучении, путях попадания радиоактивных веществ в организм человека
Получают представление о радиационно опасных объектах, классификации и причинах аварий на этих объектах, зонах радиоактивного заражения местности
Изучают виды радиационного воздействия на людей и животных и их последствия.
Учатся правильно действовать при авариях на радиационно опасных объектах. Изучают правила безопасного поведения при проживании на загрязненной местности. ЛР-1, 2, 3, МР-1, 2,3, 4, 5,6,7;
ПР-7,17
Глава 5. Гидродинамические аварии (3 ч)
5 В Республике Хакасия 17 августа 2009 года произошла крупномасштабная авария на СШГЭС поэтому данная тема чрезвычайна важна. Гидродинамические аварии. Из истории гидродинамических аварий.
Аварии на гидродинамических опасных объектах, их причины и последствия. Классификация гидродинамических аварий. Затопление как последствие гидродинамической аварии. Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического затопления и их характеристика. Классификация гидродинамических опасных объектов, основные причины аварий на них. Поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий.
Защита от гидродинамических аварий. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамических опасных объектах. Основные меры по защите населения. Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамических опасных объектах. Получают представление о гидродинамически опасных объектах и гидродинамических авариях, их классификации, причинах, поражающих факторах и последствиях
Изучают меры по уменьшению потерь от гидродинамических аварий.
Учатся правильно действовать при внезапном затоплении и после схода воды ЛР-1,234
МР-1,2,3,4,6,7
ПР-8,18

Глава 6. Чрезвычайные ситуации на транспорте (3 ч)
В связи с ростом дорожно-транспортных происшествий (ДТП ) на дорогах республики Хакасия изучение правил дорожного движения (ПДД ) проходит на уроках ОБЖ.
Чрезвычайные ситуации на транспорте Автомобильные аварии и катастрофы. Автомобильные аварии и катастрофы и их основные причины. Автомобиль как источник опасности на дороге. Безопасное поведение на дорогах.
Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов. Правила движения по проезжей части на велосипедах и мопедах. Сигналы поворота и торможения. Запрещенные для водителей велосипедов и мопедов действия на дороге. Из истории транспортных аварий. Получают представление об автомобильных авариях и катастрофах, их главных причинах
Изучают правила безопасного поведения на дорогах велосипедистов и водителей мопедов
Изучают предназначение дорожных знаков
Учатся распознавать дорожные знаки и следовать им
Изучают правила безопасного поведения на дороге при катании на роликах ЛР-1,2,3
МР-1,2,3,4,5,
ПР-9,19,24,25
Глава 7. Чрезвычайные ситуации экологического характера (5 ч)
7 Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. Антропогенные изменения в природе: преднамеренные преобразования и попутные изменения. Формы воздействия человека на биосферу. Понятие о чрезвычайной ситуации экологического характера, их классификация. Источники загрязнения окружающей среды и их классификация. Понятие о токсичности. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека.
Изменение состава атмосферы (воздушной среды). Функции воздушной среды. Зависимость климата от прозрачности атмосферы. Влияние хозяйственной деятельности человека на воздушную среду. Опасные явления, связанные с изменением состава атмосферы: парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные осадки. Основные источники загрязнения воздушной среды вредными веществами. Меры по улучшению ситуации.
Изменение состояния гидросферы (водной среды). Значение воды для жизни на Земле. Физико-химические свойства питьевой воды. Причины ухудшения качества пресных природных вод. Понятие о сточных водах. Классификация и характеристика сточных вод. Отрицательная динамика состояния питьевой воды.
Изменение состояния суши (почвы). Функции и значение почвы. Основные причины сокращения сельскохозяйственных угодий. Причины опасного влияния почвы на здоровье человека. Опасность, исходящая из почвенных покровов в связи с широким применением пестицидов. Деградация почвы и ее причины. Классификация отходов и их влияние на загрязнение почвы.
Нормативы предельно допустимых воздействий на природу. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Нормы качества воздуха, воды и почвы. Правила поведения для уменьшения влияния на здоровье вредных экологических факторов. Получают представление о негативном влиянии деятельности человека на окружающую среду, источниках загрязнения биосферы, чрезвычайных ситуациях экологического характера и их классификации
Узнают об источниках и причинах загрязнения атмосферы. Узнают о причинах ухудшения качества пресных вод. Получают представление о сточных водах и их классификации. Узнают о причинах деградации земель. Получают представление о промышленных, бытовых, твердых и жидких отходах. Получают представление о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве, нормах качества атмосферы, воды и почвы. Изучают меры безопасности при нахождении на территории с неблагоприятными экологическими условиями ЛР-12,3,
МР-1,2,3,4,5,7,
ПР-10
Раздел2. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни (6ч)
Глава 1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи (4ч)
8 Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
Первая помощь при массовых поражениях. Основные факторы поражения людей при чрезвычайных ситуациях. Главная задача и основная цель первой помощи. Мероприятия первой помощи при массовых поражениях.
Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами. Воздействие химических веществ на организм человека. Пути попадания ядовитых веществ в организм человека: через органы дыхания, через желудочно-кишечный тракт, через кожу. Наиболее характерные и общие признаки химического отравления. Общие правила оказания первой помощи при поражении аварийно химически опасными веществами: удушающего действия; общеядовитого действия; удушающего и общеядовитого действия; нейротропного действия; удушающего и нейротропного действия. Первая помощь при поражении метаболическими ядами; при отравлении соединениями тяжелых металлов и мышьяка; при ожогах химическими веществами.
Первая помощь при бытовых отравлениях. Признаки отравления средствами бытовой химии (инсектицидами, уксусной эссенцией, перекисью водорода и др.) и оказание первой помощи. Причины, последствия и признаки отравления минеральными удобрениями. Оказание первой помощи при первых признаках отравления минеральными удобрениями (при отравлении через органы пищеварения, дыхательные пути, глаза и кожу). Получают представление о целях, задачах и мероприятиях первой помощи пострадавшим при массовых поражениях
Изучают правила оказания первой помощи при отравлении АХОВ.
Изучают правила оказания первой помощи при отравлении АХОВ. Учатся оказывать первую помощь при ожогах кислотой и щелочью
Учатся оказывать первую помощь при отравлении минеральными удобрениями и другими химикатами ЛР-1,2,3
МР-1, 2,3,5,6,7
ПР-11, 20,21,22, 25
Глава 2. Основы здорового образа жизни (2ч)
9 Основы здорового образа жизни
Физическая культура и закаливание. Влияние физических упражнений на развитие растущего организма. Развитие необходимых физических качеств. Составляющие хорошей физической формы. Пути развития сердечно-дыхательной выносливости, мышечной силы, гибкости и скоростных качеств. Понятие о закаливании. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Принципы закаливания. Факторы окружающей среды, применяемые для закаливания организма: воздушные и солнечные ванны, закаливание водой.
Семья в современном обществе. Роль и задачи семьи в современном обществе. Создание семьи путем заключения брака. Понятие о законном браке. Права и обязанности супругов. Пути достижения взаимопонимания в семье. Учатся развивать у себя физические качества, необходимые для хорошей физической формы. Получают представление о принципах и методике закаливания. Учатся выполнять закаливающие процедуры, используя факторы окружающей среды
Получают представление о браке и семье, правах и обязанностях супругов ЛР-1, 2,3
МР-1,-2, 5, 6,
ПР-12,23
3. Календарно-тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе
на 2016-2017 уч. год
Количество часов за год - 34
8 класс
№п/пТема урока Количество часов Дата проведения
план факт
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества и государства(29ч)
Глава 1. Производственные аварии и катастрофы (2ч)
1 ЧС техногенного характера. 1 2 Причины ЧС техногенного характера и защита от них 1
Глава 2. Взрывы и пожары (6ч)
3 Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.. 1 4 Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия. 11 5 Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия. 1 6 Основные поражающие факторы пожара и взрыва. 1
7 Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. 1 8 Пожары и паника. 1 Глава 3. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (5ч)
9 Виды аварий на химически опасном объекте 1 . 10 АХОВ, их поражающее действие на человека. 1
11 Причины и последствия аварий на ХОО 1
12 Защита населения от аварийно химически опасных веществ 1 13 Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ 1 Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4ч)
14 Радиация вокруг нас. 1
15 Аварии на радиационно опасном объекте 1 16 Последствия радиационных аварий. 1
17 Защита населения при радиационных авариях. 1 Глава 5. Гидродинамические аварии (3 ч)
18 Виды аварий на гидродинамических опасных объектах. 1 19 Меры по уменьшению последствий аварий на гидродинамических опасных объектах 1
20 Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях. 1 Глава 6. Чрезвычайные ситуации на транспорте (3 ч)
21 Автомобильные аварии и катастрофы 1 22
Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов. Дорожные знаки 1 23 Правила роллинга1 Глава 7. Чрезвычайные ситуации экологического характера (5 ч)
24 Состояние природной среды ижизнедеятельность человека. 1 25 Изменение состава атмосферы(воздушной среды). 1 26 Изменение состояния гидросферы 1 27 Изменение состояния суши 1 28 Нормы предельно допустимых воздействий на природу 1 Раздел2. Оказание первой помощи и здоровый образ жизни (6ч)
Глава 1. Основы медицинских знаний и правила
оказания первой помощи (4ч)
29 Первая помощь при массовом поражении 1 30 Первая помощь при поражении АХОВ 1 31 Первая помощь при поражении АХОВ 1 32 Первая помощь при бытовых отравлениях 1 Глава 2. Основы здорового образа жизни (2ч)
33 Физическая культура и закаливание 1 34 Семья в современном обществе 1 4. График проведения контрольных и проверочных работ
№ проверочной работы работыТема Дата
1 сентябрь
2 сентябрь
3 октябрь
4 ноябрь
5 декабрь
6 февраль
7 март
8 апрель
9 апрель
10 май
5. График проведения практических работ в 8классе на 2016 -2017 уч. год
№ работы Название практических, лабораторных работ Дата проведения
1 Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ Ноябрь
2 Первая помощь при поражении АХОВ Апрель
3 Первая помощь при бытовых отравлениях Май
Темы проектов (кейсов):
8 класс
1. Чрезвычайные ситуации природного характера, которые могут произойти на территории Республики Хакасия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые могут произойти на территории Республики Хакасия.
Здоровьесберегающие технологии.
Безопасность на дорогах Республики Хакасия.
Бунт Енисея. Трагедия на СШ ГЭС.
Экологическая обстановка в Республике Хакасия.