Урок математики по теме Виды треугольников

Урок- проект в 3 классе по математике «Домик для Винни- Пуха»
Тема урока: Виды треугольников.
Цель урока:
Дать понятие о видах треугольников.
Задачи:
Способствовать формированию вычислительных навыков, умения решать текстовые задачи;
Способствовать формированию представления об угле и его частях;
Развивать способность к распознаванию разных видов углов;
Ход урока:
Оргмомент. Психологический настрой на урок.
- Сегодня, друзья, мы отправимся в путь,
Хорошее настроение взять с собой не забудь!
-Давайте проверим, а какое у вас сегодня настроение? Поднимите сигнальную карточку.
У всех хорошее настроение, значит мы справимся со всеми трудностями.
2. Мотивация к деятельности.
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
-Дети нам пришла закодированная телеграмма. Кто-то хочет приехать к нам в гости. Давайте вспомним урок информатики и декодируем это послание. Ключ- код Цезаря.
Группа Архипа декодирует 1 слово, группа Матвея-2, а группа Арсения – все остальные. Если закончите работу, поднимите руки домиком.
Проверяем (Винни- Пух и все, все, все!).
-Молодцы. (Аплодисменты).
-А кто это- все, все, все? (Пятачок, Кристофер Робин, ослик Иа-Иа и т.д.)
Но их как-то еще называют? Давайте посмотрим внимательно на числа, выявим закономерность и назовем еще 5 чисел в каждом ряду. Тогда мы и узнаем, как их еще называют. (Сладкоежка, трусишка, весельчак, ворчун).
Минутка информации от юного исследователя.
-Скажите, пожалуйста, кто автор этого произведения? Почему медвежонка так странно назвали? Какой национальности Винни?
Денис Ш. провел свое мини- исследование и выяснил
Устный счет.
А) Решение примеров на сложение и вычитание.
-Винни у нас, как известно, сладкоежка. Что он любит больше всего? (Мед).
Давайте поможем ему добраться до него. Посчитаем устно.
А теперь опустим его назад.
Б) Решение задач.
1) (на слайде);
От дома Кристофера Робина до ослика Иа Пух проплыл 29 метров. От ослика до Пятачка на 12 метров меньше. Какой путь проплыл кораблик Винни-Пуха?

2) «Ослик Иа-Иа съедает на обед 40 кустиков чертополоха по 50 г каждый. Винни- Пух – 4 банки меда по полкило каждая. Кто потяжелеет за обед больше? (Одинаково, оба на 2 кг);
3). Винни- Пух, братец Кролик и пятачок вместе съели 7 банок сгущенки. Пятачок съел в 2 раза меньше братца Кролика, а Братец Кролик в 2 раза меньше Винни- Пуха. Кто сколько сгущенки съел? (П.-1, Кр.-2, В-4).
5). Создание проблемной ситуации.
- Наелся Винни- Пух меда столько, что не смог войти в свой домик и развалил его. Вот беда? У Винни проблема! Какая? (Негде жить). Пошел он к мудрой Сове, посоветоваться. (Видео).
6) Создание матрицы для оценивания идей.
-Давайте ему поможем решить его проблему. Я уверена, что у вас будет много идей по этому поводу, и предлагаю составить матрицу для оценивания и выбора лучшей идеи. Итак, проблема «Где жить Винни- Пуху?»
Критерии для отбора - дорого, долго, опасно. Выдвигаем гипотезы решения данной проблемы. (Построить дом, пожить у друзей, нарисовать дом и т д) Итак, нужно строить дом. А из чего мы можем сейчас построить домик, не забывайте, что мы на уроке математики. (Из цифр, линий, геом. фигур).
Но опушка, на которой живет медвежонок небольшая и нам нужна фигура поменьше. Найдите площадь этих фигур и выберите меньшую. (На доске разные виды фигур, дети выбирают по одной на группу и находят площадь фигуры, сравнивают результаты).
7) Блиц турнир.
-Итак, какой проект мы будем выполнять? Давайте его назовем. (Домик для Винни- Пуха).
-Отправляемся в страну Геометрию за материалом - Треугольниками. А по дороге, чтоб не было скучно, проведем блиц турнир.
-- Какая геометрическая фигура самая простая?
- Какие бывают линии в геометрии?
- Что получится, если на прямой линии поставить точку?
- А что получится, если поставим две точки?
- Какая фигура получится, если два луча выйдут из одной точки?
- Какие углы уже знаем? (прямой, тупой, острый)

-Ну вот мы и пришли в город треугольников.
«Этот город нам знаком,
Мы были в нем когда-то,
И вот на страже у ворот,
СТОЯТ РОДНЫЕ БРАТЬЯ».
Посмотрите, сколько их здесь. Какие же выбрать?
- Давайте вспоминать, что вы знаете о треугольниках? Какие они бывают? (Бывают прямоугольные, тупоугольные и остроугольные).
-« Узнает очень просто,
Меня любой дошкольник,
Я тупо-прямо-остроугольный треугольник».
Почему мы назвали эти фигуры братьями? Назовите признаки треугольника. (У него 3 угла и 3 стороны).
Углы мы с вами уже рассматривали, теперь будем исследовать стороны.
8. Физкультминутка.
-Но вначале немного отдохнем и наберемся сил.
9. Самостоятельная работа с самопроверкой по плану- эталону.Математическое исследование. Работа в группах по инструкциям.
-Выдвините гипотезы, из всяких ли трех палочек получится треугольник? Давайте проверим экспериментальным путем.
. Работа в парах с набором из 5 палочек.
1 гр.- .Инструкция.
Выложите треугольник из трех одинаковых палочек. Получился ли у вас треугольник? Что вы можете сказать о его сторонах? Как вы бы назвали свой треугольник? (равносторонний)
2 гр. Инструкция.
Выложите треугольник из двух одинаковых палочек и одной короткой. Получился ли у вас треугольник? Что вы можете сказать о его сторонах? Как вы бы назвали свой треугольник? (равнобедренный)
(Подсказка: боковые стороны еще называют бедром)
3 гр. Инструкция.
- Выложите треугольник из трех различных палочек. Получился ли у вас треугольник?
Что вы предлагаете сделать? Как называется такой треугольник? (разносторонний)
( Добавить в набор еще одну палочку, чтобы выполнялось условие: две палочки всегда должны быть длиннее третьей.).
(Работа над правилами в учебнике, с. 73).
(Для каждой группы дается одинаковые рабочие листы, но заполнение будет разным.)
(Мы искали ответ на вопрос ___________________________;
Мы провели исследование___________________________;
На основании проведённого исследования. можно сделать вывод:)
-Вот мы нашли и еще братьев треугольников.
Хотите, я расскажу вам сказку?
«Жил- был остроугольный треугольник. Проснулся он рано утром, потянулся одним уголком и превратился в прямоугольный треугольник. Потянулся сильнее и стал тупоугольным . А затем распрямил два уголка в разные стороны и превратился в отрезок! Что случилось? Может его заколдовали? (Нет. Просто сумма двух сторон стала равна третьей. А она должна быть больше). Давайте исправим ситуацию.
10. Систематизация полученных знаний о видах треугольников. Составление кластера.
-Друзья- треугольники хотят знать, хорошо ли вы запомнили их имена?
«В нашем городе, друзья,
Дружней их не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать».
Чья группа сможет систематизировать полученные знания и составить кластер «Виды треугольником»?
(Дети работают самостоятельно, затем выступают.)
А мы выполним №4 с 73.
3м5см..5м3см (Дети показывают рукой знаки «больше»,»меньше», «равно»)
-Послушаем, какой получился кластер.
11.Включение в систему знаний и повторений.
Игра «Строители и менеджеры»
-Выбирайте, из каких треугольников вашей группе достанется строительство домика для Винни- Пуха.(лидеры групп подходят к учителю и тянут одно из названий: равнобедренный, равносторонний, разносторонний).
-Выбирайте соответствующие треугольники из общего количества и за работу! Только не забывайте, что у Винни много друзей и он очень любит мед!
-Выбирайте из своих групп менеджера, человека, который должен будет представить ваш проект дома и убедит Винни- Пуха, что он для него лучший.
(Аплодисменты)
(Видео)
Я думаю, что медвежонок остался доволен вашей работой, у него есть выбор.
12.Самостоятельная работа. Решение примеров.
-А у нас опять закодированная телеграмма. (Молодцы!)
-Как вы думаете, кто нам пишем такие мудрые телеграммы? (Мудрая Сова).
13.Зарядка для глаз.
14.Истинное или ложное высказывание.
Всякий равнобедренный треугольник будет равносторонним?- Нет!
Всякий равносторонний треугольник будет равнобедренным?- Да!
15.Рефлексия своей деятельности.
-Оценим работы своей группы по руке.
-Оцените уровень вашей активности на уроке.
16.Д/з.
-На перемене сделайте измерения сторон любого домика и дома найдите его периметр.













Используемая литература:
Мастер класс учителя начальной школы. Выпуск 3. Разработки уроков, разработки тематических родительских собраний. Методическое пособие с электронным приложением/ Ю. Н. Александрова, О. П. Алексина (и др.); сост. Е. А. Андреева.- М.: Планета, 2012.- 368 с.- (Уроки мастерства).
Развитие детской одаренности в современной образовательной среде: материалы Всероссийской научно- практической конференции с международным участием, Арзамас 22-24 мая 2008 г./отв. Ред. С. К. Кулибанов, АГПИ им. А. П. Гайдара.- Арзамас: АГПИ, 2008.- 472 с.
Уроки математики с применением информационных технологий. 1-4 классы (+ CD-ROM). Планета, 2011.