СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.


Слайд 1.СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Реформирование российского общества потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования. В воспитании подрастающего поколения важнейшим должно быть признано создание условий для освоения детьми социальных навыков и ролей, развития культуры их социального поведения с учетом динамики социально-экономических изменений в российском обществе . Система российского образования перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основе построения которого лежит компетентностный подход, предполагающий формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного российского общества. Исходя из этого, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали связывать его с конечным результатом - компетенцией школьника. Начальная школа должна создать оптимальные предпосылки для формирования социального потенциала школьника, путём развития социальных компетенций, сформировать социально компетентную личность, умеющую применять свои знания на практике. Однако следует учесть, что умение проявлять конструктивную социальную компетентность требует социально- организованной педагогической среды.
Слайд 2.Под социальной компетенцией младшего школьника мы понимаем способность ребенка к социальной деятельности в современном социуме, к продуктивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми и успешному выполнению социальной роли учащегося. Социальная компетенция имеет в определенной степени четкую структуру, в которой выделяются следующие компоненты:
Слайд3.когнитивный компонент, который связан с представлениями о способах и правилах социального взаимодействия (в частности, нормы поведения в обществе, нормы общения);
Слайд4.мотивационно-ценностный компонент, включающий отношение к себе и другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, заботы, милосердия; наличие мотивации достижения в собственном поведении и в совместной групповой деятельности;
Слайд5.деятельностный компонент, предполагающий сформированность навыков самоорганизации, самоконтроля, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия, а также выбор адекватных ситуации способов общения и поведения.
Вступление в младший школьный возраст предполагает изменение социальной ситуации развития ребенка. Происходит переход к учению как ведущей деятельности, которая в свою очередь приобщает младшего школьника к общественной жизни. Таким образом, необходима специально организованная социально-педагогическая деятельность, направленная на формирование и развитие социальных компетенций младших школьников. Также необходимо отметить особенности работы с учащимися на каждом году обучения в начальной школе. Так, при работе с первоклассниками педагогу необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и педагогом. Итогом первого года должно стать осознания себя как ученика. Для достижения этой цели мною были проведены экскурсии, классные часы с участием родителей. Большое внимание уделяла общению в малых группах, индивидуальным беседам. Уже на первом году обучения ввела работу над проектной деятельностью. Широко использовала разные виды игр.
Игру принято называть "спутником детства". Игра направлена на ориентировку в предметной и социальной действительности и ее познание. Она является социальной деятельностью и по своему происхождению, и по направленности, и по содержанию.
И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора основная, основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами. Если же предпосылками переживаний школьника оказывается тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями - не в радость, а в тягость. Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательностью.
Слайд 6.Игра - жизненная лаборатория детства,
дающая тот аромат, ту атмосферу молодой
жизни, без которой эта пора была бы
бесполезна для человечества. В игре, этой
специальной обработке жизненного материала,
есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.
С. Т. Шацкий.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания ребенком действительности. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Он проанализировал структуру развернутой сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры- роль, которую берет на себя ребенок. С ролью связаны игровые действия. Это - действия со значениями, они носят изобразительный характер. Другой компонент игры- правила. Благодаря им, возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила.
В работе с детьми я использовала такие игры как  предметные (в основном это дидактические игрушки и материалы); настольно - печатные: игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или сложения из частей целого (разрезанные картинки), а также игры типа "Трудное путешествие", "Лабиринт".
Играли в словесные игры "Краски", "Молчок", "Черное и белое", сюда относятся многие игры - упражнения, воображаемые игры - путешествия, игры - загадки, игры - предположения (Что было бы, если…?). Сложность словесных игр в том, что они чаще всего не связаны с непосредственным восприятием предметов, явлений, а требуют определенного абстрагирования: в них дети оперируют представлениями, замечают логические ошибки, проявляют внимательность, быстроту реакции.
Особенно детям нравятся сюжетно - ролевые игры . Они занимают особое место в нравственном воспитании ребенка, носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе.
Работу по формированию социализации детского коллектива продолжаю во втором классе. Мероприятия, проводимые с обучающимися, нацелены на пресечение детской эгоистичности, на толерантное отношение друг к другу в классном коллективе, созидание положительных черт характера. Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений в классном коллективе. Осознанию детьми, что их класс – дружный коллектив способствуют совместные игры, беседы ,инсценировки.
Слайд7. На второй год обучения я спланировала следующие КТД:
Ноябрь – «Читай-город»
Январь – « Мы команда одного корабля»
Март – « Обычаи и традиции народов нашей Республики»
Май – « Бессмертный полк : мы помним, мы гордимся».
Мероприятие «Читай-город» было проведено в форме проекта по теме « Устное народное творчество». Детям были разбиты на малые группы, каждой группе были предложены задания. Одна группа готовила презентацию , представив в ней жанры устного народного творчества, другая- изготовила стенгазету, следующая группа подготовила сообщения о конкретных видах устного народного творчества, другие группы делали поделки, рисунки, аппликации к любимым сказкам. Итогом работы явилось представление этого проекта на уроке внеклассного чтения. Коллективная творческая работа над проектом закрепила и расширила знания детей по изученной теме , дети получили огромное удовольствие от своего труда.
Форма групповой деятельности наиболее продуктивна для группового взаимодействия ,является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка и привитие ребёнку умения общаться в коллективе.
 Именно групповая работа и взаимодействие самих обучающихся в ней является эффективным способом развития социальной компетентности обучаемого, его способности быть лидером, реализовывать свои цели в группе. Совместная деятельность вырабатывает у обучающихся необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Формирование социальной компетентности невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи дает важное для школьников чувство эмоционального благополучия в социуме.
Работая  в малых группах, обучающиеся учатся умению видеть позицию другого, оценивать ее, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное – иметь собственную точку зрения, отличать ее от другой, уметь ее отстаивать.
Специально организованная групповая учебная деятельность способствует развитию ответственности, саморегуляции, адекватной самооценки ребят.
Слайд 8.Подводя итог, необходимо отметить, что социально-педагогическая деятельность по формированию социальных компетенций предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая направлена на всестороннее развитие и воспитание социально компетентной личности, готовой к конструктивному взаимодействию и социально-значимой деятельности. Сформированность социальных компетенций позволяет учащимся приобрести опыт успешного социального взаимодействия как в учебной деятельности, так и в общественной жизни. От того, насколько эффективно учащийся может проявлять сопряженность личных интересов с потребностями социума, формировать собственную систему ценностей, сотрудничать с людьми и окружающим миром, зависит его становление как гражданина.
Вашему вниманию представляю презентацию, в которой отражена моя работа с детьми в данном направлении.