Конспект занятия по развитию речи Знакомьтесь: это мы!


Конспект образовательной деятельности по области
«Речевое развитие»
с детьми старшей группы
«Знакомьтесь: это мы!»
Подготовила
воспитатель
Щукина Е.М.
Программное содержание:
Учить рассказывать о себе, сообщая основные сведения с помощью связного рассказа. Углублять знания о членах семьи, роде их занятий. Закреплять знания особенностей гласных и согласных звуков, их отличия от букв. Упражнять в делении слов на слоги, в определении позиции заданного звука в слове. Развивать фонетический слух, внимание, связную речь. Воспитывать доброжелательность, гостеприимствостремление помочь нуждающимся в помощи.
Материал: Семейные фотоальбомы; игрушка Гном; красный и синий домики; красная, синяя, зеленая фишки; предметные картинки; пуговки.
Ход:
Вступительная часть
В: - Сегодня мы принимаем гостей – наших мам и пап, чтобы порадовать их нашими знаниями, умениями. Но кроме родителей, к нам пожаловал еще один гость. Вы заметили его? (Да, это Гномик)
- Гномик живет в лесу. Он рассказал мне, что пришел к нам потому, что хочет, чтобы у него было много друзей и желает с вами поближе познакомиться. А еще он очень любит книги, хочет научиться читать и надеется, что мы ему в этом поможем. Поможем? (Да)
Основная часть
- Когда вы еще не пришли в детский сад, он рассмотрел ваши семейные альбомы и захотел узнать вас поближе. Кто первым хочет рассказать о себе и своей семье?
(Рассказы детей. Другие дети слушают и задают вопросы, если рассказчик забыл о чем-то или о ком-то сказать)
- Гномик очень рад нашему знакомству – улыбается!
Физкультминутка на внимание «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»
- А теперь давайте исполним еще одно желание нашего гостя. Он мечтает научиться читать, но мы с вами знаем о том, что прежде нужно познакомиться со звуками, узнать о них все-все! Но сначала давайте расскажем о том, что нам уже известно.
- Какие звуки живут в красном домике? (Девочки) Как их фамилия? (Гласные)
- А в синем? (Мальчики. Согласные)
- Что могут делать гласные звуки? (Петь) А согласные? (Шуметь, свистеть, рычать, стучать…)
Назовите гласные звуки? Согласные?
- Чем отличаются звуки от букв? (Буквы видим, читаем, пишем. Звуки произносим, слышим)
- Звуки решили поиграть с нами в прятки и спрятались от нас в словах! Но мы их отыщем: в начале, в середине, в конце слов! Итак, ищем звук [М].
(Малина, замок, дом)
- Мы знаем, что среди согласных есть братики, которые живут в одном домике, но звучат немного по-разному, так как один из них какой? (Сердитый, твердый) А другой? (Добрый, мягкий)
Назовите Гномику такие звуки. (В – В' и т.п.)
-Твердые звуки носят курточки какого цвета? (Синие – твердые, как лед) А мягкие? (Зеленые – мягкие, как травка)
- Сегодня я вам открою еще один секрет про согласные звуки! Одни произносятся громко, с голосом, звонко и называются звонкими (повторяем хором: звонкие - В, Д, Б, М, Р…), а другие – тихо, без голоса, глухо, и называются глухими (повторяем хором: глухие: Ф, Т, П, Ш, Ч, С…)! Звонкие носят с собой колокольчик, а глухие носят наушники.
- Гном благодарит нас за такие знания о буквах и предлагает поиграть в игру «Загадки со слогами»!
Игра «Загадки со слогами»
- Это дикие животные, его название начинается на слог ЛИ.
- Это домашнее животное, начинается на слог ЛО.
- Это одежда для мальчиков, начинается на слог РУ.
- Это ягода, начинается на слог МА.
- Ну и напоследок – еще одна игра от гномика. Он принес нам картинки – они лежат у вас на столах – и пуговки. На картинках изображены животные. Ваша задача – поделить названия животных на слоги, посчитать их и выложить под картинкой столько пуговок, сколько слогов в слове.
(Гном проверяет выполнение задания детьми, дотрагивается до тех, кто выполнил правильно, а тех, кто ошибся, просит посчитать вслух)
Заключительная часть
- Наше занятие подходит к концу, и мы играем в заключительную игру «Закончи предложение»:
- Мне было интересно…
- Я запомнил…
- Я узнал…
- Мне было трудно…
- Мне понравилось…