Конспект интегрированного урока история +литература

Обобщающий урок в 5 классе
по теме: « Путешествие по Древней Греции»




Заляева Светлана Николаевна – Халиуллина Луиза Исмагиловна -
учитель истории и обществознания учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории высшей квалификационной категории



Обобщающий урок в 5 классе
по теме: « Путешествие по Древней Греции»

Цели:
Обучающие:
- обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении темы Древняя Греция;
- выявить пробелы в знаниях;
Развивающие:
- формировать умения анализировать, обобщать и сопоставлять исторические факты
- развивать навык самостоятельной и групповой работы;
- умение работать с различными источниками информации;
- умение рассуждать, обобщать, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;
- приобщать к культурному наследию прошлого;
- воспитывать интеллектуально и духовно богатую личность, бережно относящуюся к памятникам культуры
- творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил;

Задачи урока:
побудить у учащихся мотивацию к изучению этой темы в большем объеме, чем предусмотрено программой;
дать возможность проявить способности учащихся в разных видах творчества;
привить интерес к изучению предмета истории в 5-м классе.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки с заданиями, карта «Древняя Греция»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: «Путешествие по Древней Греции»

Ход урока.
1. Организационный момент. Давайте в начале урока поприветствуем друг друга (привет с партнером по лицу и кулачками с партнером по лицу)
2. Сообщение целей и задач урока
Вступительное слово учителя:  - На протяжении многих уроков мы с вами изучали древнюю страну с очень интересной культурой. Эта страна называется Грецией или Элладой, как называли её сами греки. Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много нового и интересного. Цель нашего урока заключаются в обобщении и приведение в систему всех тех знаний, которые вы получали при изучении этой древней цивилизации. Мы повторим с вами местоположение Греции, её политическое устройство, культурно – историческое наследие. Будем развивать ваше умение мыслить, делать выводы, составлять связный рассказ, а так же выясним, кто из вас лучше всех знает термины и исторических личностей древности.

Сейчас мы с вами оказались перед воротами прекраснейшего города – Афины. Но вход нам преграждают стражники. Они не впустят нас до тех пор, пока мы с вами не разгадаем эти странные числа, которые размешены на воротах.

3. « Лента времени». закрепить знания дат.

776 г. н. э. – первые Олимпийские игры
594 г. до н. э. – реформы Солона
490 г. до н. э. - Марафонская битва
480 г. до н. э. – вторжение персов в Элладу ( Саламинское сражение)
338 г. до н.э. – сражение близ города Хиронея
334 г. до н.э. – переход Александра Македонского через реку Гранник
4. ФАИНД ЗЕ ФИБ
Этапы реализации:
Постановка задачи. На каждом столе находится конверт. В нем 4 утверждения.
1. Древняя Греция находится на Апенинском полуострове.
2. Греки поклонялись множеству богов, но главным из них был ЗЕВС.
3. Греческие города Афины и Спарта постоянно соперничали между собой.
4. Олимпийские игры в Греции проходили один раз в четыре года
Одно из которых, выдумка, похожая на правду. Участник №1 сложите, пожалуйста, лист на 4 части, разрежьте его на эти 4 части. На каждой из них напишите №1, №2, №3, №4.
А) участник №2 зачитывает утверждения участникам своего стола.
Б) команды обсуждают и приходят к консенсусу в вопросе утверждения – выдумки. «Объединитесь, подумайте и решите, которое из утверждений – выдумка. Вы не можете считать решение принятым, пока все не будут с ним согласны»
В) Команда озвучивает догадку. Если команда:
- верно, определяют выдумку, выдумщик аплодирует команде
- неверно определяет выдумку, то аплодирует выдумщику.
Г) пусть встанет тот, который считает что правильный ответ №1 (стол №2, участник №4 Почему вы считаете, что утверждение №1 выдуманное?)
Молодцы, вы справились с этим заданием. Кто-то из вас сможет показать на карте границы Древней Греции.
5. Герои «Илиады» и «Одиссеи»
Мы с вами познакомились с двумя произведениями Гомера это «Илиады» и «Одиссеи». Что вы помните по содержанию. У меня на листках записаны герои двух поэм греческого поэта Гомера. Ваша задача выбрать только тех, кто был героем в поэме. Одиссея выбирает своих героев, а Илиада – своих.
« Илиада»
« Одиссея»

1,3,5,7,9
1. Ахиллес.
3. Фетида
5. Гектор
7. Патрокл
9. Андромаха
2,4,6,8,10
2. Одиссей
4. Циклоп
6. Харибда
8. Сирены
10. Пенелопа





1. Ахиллес.
2. Одиссей
3. Фетида
4. Циклоп
5. Гектор
6. Харибда
7. Патрокл
8. Сирены
9. Андромаха
10. Пенелопа

Физминутка «Скульптура»
Поднимаем руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем атлетам тихо сесть – это шесть.

7. « Мифы и легенды Древней Греции».
Говоря об удивительной стране – Греции, её народе, нужно помнить и об их культуре, преданиях, мифах и легендах, которые оказали большое влияние на культуру других народов. Мифы сложены древними греками в те далёкие времена, когда люди только начали вглядываться в окружающий мир, только приступили к его исследованию. Эллины, мешая правду с вымыслом, придумывали и рассказывали друг другу удивительные истории.
Давайте сейчас вспомним некоторые из них. Я буду называть фрагмент из мифа, вы должны назвать героев и передать его содержание.

Миф 1. Меч и клубок ниток. ( миф о Тесее и Минотавре)
Миф 2. корабль и чёрные паруса ( Эгей и его сын Тесей)
Миф 3. перья, воск, нитки. ( Дедал и Икар)
Миф 4. яблоко с надписью « Прекраснейшей» ( миф о начале Троянской войны)
Миф 5. огонь, утёс, цепи, орёл, печень ( миф о Прометее)
Миф 6. троянский конь ( миф о победе греков )

8. Литература
-Ребята мы много говорили о древнегреческих мифах. А есть что-то похожее в русской литературе? (да, это сказки)
- Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, о животных, бытовые)
- С каким из этих видов сказок можно сравнить древнегреческие мифы? ( с волшебными)
- Почему сказки называются сказками? (Их сказывали, рассказывали.)
- Почему же их не записывали, а сказывали? (потому что не было на Руси письменности)
- Когда возникла письменность на Руси)? (в 10-том веке)
- Следовательно, сказки возникли очень-очень давно. Некоторым из них более 1000 лет. Кто же их сочинял? (народ)
- Таким образом, сказки – жанр устного народного творчества с очень древней и замечательной историей. Как вы думаете, писатели более поздней эпохи, например, 20 века, сочиняли сказки. (да, Паустовский, Маршак, Пушкин (19 век)
- Сейчас вы посмотрите фрагмент мультфильма, снятого по мотивам одной известной сказки. Он был переведен на татарский язык. После просмотра скажете, что за сказка и кто ее автор. (С.Я.Маршак «12 месяцев»)
- Сказки – это и кладезь народной мудрости. Пользуясь структурой ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС, вам надо ответить на вопрос «Чему учит сказка «12 месяцев»? Для работы у вас 30 секунд. (при необходимости дать дополнительное время)
(доброте, мудрости, дружбе, трудолюбию, пониманию и т.д.)
- Обсудите свои ответы в команде, начиная с участника №1, и в центральном прямоугольнике запишите тот вариант ответа, который считаете самым важным, главным. Записывать будет участник №3. На обсуждение 1 минута времени. (Добро побеждает зло.)
- Основная мысль этой сказки, как и любой другой русской народной и авторской сказки, - победа добра над злом, добрых все любят и уважают, им помогают. Добро – то, чего так не хватает нашей сегодняшней жизни.
- А в чем поучительный смысл мифов Древней Греции? ( та же мысль)
Вы молодцы, вспомнили греческие мифы и сказки. А чему учат нас эти произведения (доброте, сочувствию к другим)

Но путешествия по Греции, нельзя не вспомнить священную гору Олимп, на которой, по преданию греков, жили боги.

9. « Священный Олимп». Какова цель этого задания? ( ответы детей)

По предметам определите, кому из греческих богов принадлежит данная вещь и покровителем чего он являлся.
- Сейчас по опознавательным признакам вы должны не только вспомнить бога, ног и назвать покровителем чего он являлся
1) Колесница, орёл, молния. ( Зевс – бог грома и молнии)
2) Меч, шлем, копьё ( Арес – бог войны)
3) Трезубец. Дельфин ( Посейдон – бог моря)
4) Зеркальце, золотое яблоко ( Афродита – богиня любви и красоты)
5) Олень, стрела, колчан со стрелами ( Артемида – богиня охоты)
6) Семейный очаг, корона, узы брака ( Гера – покровительница семейного очага)
7) Трёхглавый пёс, колесница ( Аид – бог подземного царства)
8) Кифара, лавровый венок ( Аполлон – бог покровитель искусства)
9) Виноградная гроздь ( Дионис – бог виноделия)
10) Колосок пшеницы ( Деметра – богиня плодородия)
11) Шлем, щит, сова, весы, ветка оливкового дерева ( Афина – богиня мудрости и справедливости)
12) Волшебные сандалии ( Гермес – вестник богов)
Молодцы, вы вспомнили всех богов по их опознавательным признакам. Боги покровительствуют нам, поэтому в пути с нами ничего не случится. А мы продолжаем своё путешествие по Греции.
10. « Личность в истории» знания о исторических личностях Древней Греции.
- Мы с вами уже много вспомнили о Греции, но осталось вспомнить людей, которые оставили свой след в истории этой удивительной и прекрасной страны. Я сейчас вам буду читать высказывания этих людей, а вы должны назвать, кому принадлежат эти слова и какой вклад он внёс в развитие страны.

1) « афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса» ( Эгей)
2) « Ты забыл про воздух, сын мой! Мы полетим между морем и небом» ( Дедал)
3) « Отдай яблоко мне, и я найду тебе в жёны самую красивую женщину в мире» ( Афродита)
4) « О владыка морей» Отец мой! Пусть Одиссей никогда не увидит Отчизны. Если же волею судьбы он достигнет Итаки, пусть возвратится один, на чужом корабле и несчастье найдёт в своём доме» ( Полифем, циклоп)
5) « Мать чёрная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы.
Рабыня раньше, а теперь свободная» ( Солон)
6) « Да, я упал лишь один раз» Кто из вас бросит меня на землю ещё 2 раза и станет победителем?» ( Милон)
7) Стыдно нам, перешедшим морской пролив бояться ручейка» ( Александр Македонский)

11. ФЭН - ЭН – ПИК

И в завершении мы с вами выполним задание ФЭН - ЭН – ПИК
Ученик держит карточки веером и говорит: «Выбери любую карточку»
Участник №2 достает карточку и зачитывает вопрос вслух.
Затем он дает 5 секунд времени для размышления ( читает про себя)
Участник №3 отвечает на вопрос
Участник №4 дает отзыв на ответ ( при ответах Да/Нет) Участник №4 проверяет, а затем хвалит или помогает на него ответить.
При ответах на вопросы, на которые нельзя ответить Да/Нет, ученик №4 не проверяет на правильность, но хвалит партнера и повторяет идею, прозвучавшую в ответе, перефразировав её.
Ученики меняются ролями по часовой стрелке для каждого нового раунда.
ВОПРОСЫ:
Кто мог стать участником Олимпийских игр? (эллины, кроме женщин и рабов)
Кто мог стать гражданином афинского государства? (уроженцы Аттики)
Бог искусства у древних греков? (Аполлон)
Какой бог изготовил доспехи герою “Илиады” Ахиллу? (Гефест)
Как звали персидского царя, вторгшегося в Элладу и пытавшегося высечь море? (Ксеркс)
как звали бога моря в греческой мифологии? (Посейдон)
Назовите ущелье в Греции, где совершили свой знаменитый подвиг 300 спартанцев во главе с Леонидом. (Фермопилы)
Кто отменил долговое рабство в Афинах? (Солон)

12. Подведение итога урока. Выставление оценок.

- Сегодня мы с вами завершили путешествие по ещё одной прекрасной и удивительной стране древнего мира – Греции. Хочется сказать, что эта страна с её интересной культурой, людьми оказала влияние на культуру многих стран. Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно. На следующем уроке мы с вами начнём изучать ещё одну древнюю цивилизацию – Рим.

13. Рефлексия.
- Я хочу, чтобы вы продолжили начатые мною предложения.
1. Сегодня на уроке для себя сделал вывод
2. Мне было интересно.
3. Во время урока я столкнулся с трудностями
4. От урока у меня осталось впечатление.
5. Для себя я сделал вывод.



Рисунок 115