исследовательская работа по краеведению Учитель-фронтовик


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Куйбышевская основная общеобразовательная школа
Петропавловского района
Воронежской области
Районная краеведческая конференция
«Подвиг народа: малоизвестные страницы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
Секция: «Война в истории школы»
Исследовательская работа
«Григорьевский Афанасий Гаврилович: солдат, педагог, человек»
Подготовила: Разумная
Анастасия Александровна,
ученица 9 класса
Руководитель: Бондарева
Светлана Васильевна,
учитель истории
МКОУ Куйбышевская ООШ
Индычий, 2015 г.
Содержание.
«Это радость со слезами на глазах»
Григорьевский А. Г.: солдат, педагог, человек.
Призвание – учитель.
Война в судьбе Афанасия Гавриловича.
Чтобы помнили.
Литература
Приложение.
«Это радость со слезами на глазах»
«Это радость со слезами на глазах», - сказал о Дне Победы поэт. И действительно, в этот день радость и скорбь – рядом. Нет в России семьи, которую война обошла стороной.
В 2015 году 9 мая наша страна будет отмечать 70 лет Великой Победы. В этот день в каждой семье будут вспоминать тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.
Вся история войны, от событий 1941 года до последних ударов Советской Армии, представляет собой эпопею невиданного героизма советского народа. И сколько бы лет ни прошло, люди земли снова и снова будут возвращаться к этой Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.
Цель исследовательской работы: изучить жизнь Григорьвского Афанасия Гавриловича, учителя нашей школы, ветерана Великой Отечественной войны.Задачи:
собрать материал о жизни Григорьевского А. Г., учителя – фронтовика;
обобщить и систематизировать найденный материал;
сохранить память об участниках Великой Отечественной войне, рассказать о Григорьевском А. Г. школьникам.
Актуальность:исследовать жизнь страны в годы войны, через судьбу учителя-фронтовика Григорьевского А. Г.;
сохранение материала о жизни участников Великой Отечественной войны для будущих поколений.
Объект исследования: жизнь учителя-фронтовика Григорьевского А. Г.
Предмет исследования:участие учителя – фронтовика Григорьевского А. Г. в Великой Отечественной войне и его педагогическая деятельность.
Методы исследования:беседы с родственниками, бывшими учениками и коллегами Афанасия Гавриловича, изучение интернет-сайтов, анализ найденного материала и обобщение.Практическая значимость:возможность применять систематизированный материал на уроках истории, литературы, краеведения при изучении тем о Великой Отечественной войне, и во внеклассной работе.
В моей работе помогли воспоминания, документы, фотографии Афанасия Гавриловича, представленные его братом Григорьевским Анатолием Афанасьевичем, невесткой Григорьевской Раисой Дмитриевной и внучкой Косяченко Ириной Юрьевной.
II. Григорьевский А. Г.: солдат, педагог, человек.
Григорьевский Афанасий Гавриловичродился в 1908 г на Украине в селе Александровка Казанковского района Николаевской области.
В семье было трое детей: Андрей, Афанасий, Анатолий. (Рис.9) Старший Андрей Гарилович, став педагогом, преподавал в России.
На Украине в 30-е годы разразился голод. И семья вслед за старшим сыном переезжает в Россию.
Афанасий заканчивает Богучарское педагогическое училище и два курса ВГУ (физико-математический факультет). Женился на Тимофеевой Зинаиде Фёдоровне. (Рис. 5)
Но настало страшное время: враг топтал родную землю. Афанасий Гаврилович как сотни других людей мирных профессий был призван в Красную Армию Петропавловским военным комиссариатом 24 октября 1941 года.
С 17 августа 1942 года участник боёв за Сталинград.
Вот что говорится на сайте «Подвиг народа»: «За время войны Григорьевский Афанасий Гаврилович участвовал в ряде тяжелых боёв за освобождение Родины. Вёл себя отважно и мужественно.
В бою получил тяжелое ранение (в районе тракторного завода Сталинграда). Как лучший воин, показавший пример отваги и мужества, был послан на курсы, где и получил офицерское звание.
В последних боях на территории Германии умело руководил боевыми действиями. Смело и мужественно под огнём противника расстанавливал свои огневые позиции, и умело сочетал ведение огня с продвижением вперёд, смело и стремительно врывался в боевые порядки противника и атаковал его. За личную отвагу и мужество, проявленные при атаках опорных пунктов противника, упорство, стойкость при отражении контратак, достоин награды – Орден Отечественной войны I степени.
Был командиром стрелкового взвода 1240 Выборгского ордена Кутузова III степени полка 372 стрелковой Новгородской Краснознаменной дивизии. За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награжден Орденом Красной звезды.
Закончил войну в звании старшего лейтенанта.»Страна праздновала Победу.
Пора было возвращаться к мирному труду, мирной профессии – учитель.
Семья переселяется в Красносёловку, где до войны ( с 1933 по 1935 гг) работал старший брат Андрей Гаврилович директором школы с женой Таисией Васильевной, учителем немецкого языка. Вместе с женой Тимофеевой Зинаидой Федоровной, которая была директором школы с 1945 по 1947 гг., Афанасий Гаврилович работает учителем начальных классов в Красносёловке.
В 1950 г назначен учителем младших классов в Куйбышевскую школу. (Рис.6) Здесь женился второй раз (первая жена умерла во время родов). Супруга – Мария Михайловна тоже учитель начальных классов. (Рис. 3) У них рождается двое сыновей.
Добрым словом вспоминают Афанасия Гавриловича его бывшие ученики и коллеги. Учителя и ученики помнят его принципиальность, строгость, эрудицию.
Из воспоминаний Меняйленко Лидии Тимофеевны, бывшего директора Куйбышевской школы и бывшей ученицы Афанасия Гавриловича: « Афанасий Гаврилович был строгим, но справедливым, очень требовательным учителем. Ученики его уважали за эти качества. Старались всегда выучить всё, что было задано, потому как знали, что Афанасий Гаврилович всё равно сумеет выяснить, кто не готов к уроку. И тогда…
Мне довелось работать с Афанасием Гавриловичем. В коллективе он пользовался уважением. Долгое время возглавлял профсоз учителей школы.»Радченков Иван Иванович, бывший ученик: «Афанасий Гаврилович обладал такими качествами как строгость, требовательность. Учитель, который много знал, с ним было интересно разговаривать. Афанасий Гаврилович презирал всякое безделье»
Григорьевская Раиса Дмитриевна, невестка Афанасия Гавриловича: «Ничего плохого не могу сказать об этом человеке. Всегда рассудительный. Никогда от него не слышала грубого слова. Любил свою семью: детей, внуков. Вместе с женой – Марией Михайловной прожил счастливую жизнь: вместе трудились в школе, вместе воспитывали своих детей.»Афанасий Гаврилович пользовался авторитетом среди односельчан. Он обладал организаторскими способностями. Вместе с другими активистами организовал хор в Сельском Доме культуры. Сам Афанасий Гаврилович хорошо пел.
Шли годы. Выросли дети. Пришло время уходить на заслуженный отдых, но Афанасий Гаврилович продолжал работать ещё некоторое время в школе, давая глубокие и прочные знания своим ученикам.
Пословица говорит, что настоящий мужчина должен посадить дерево, построить дом, вырастить сына. Всё это сделал Афанасий Гаврилович, а кроме этого защищал страну в годы войны, учил и воспитывал многие поколения ребят.
Награждён: (Рис. 14)
Орден Отечественной войны степени;
Орден Красной Звезды;
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне
1941-1945 гг»;
Медаль «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне в связи с 25-летием Победы»;
Медаль «20 лет Победе в Великой Отечественной войне»;
Медаль «30 лет Победе в Великой Отечественной войне»;
Медаль «40 лет Победе в Великой Отечественной войне»;
Медаль «50 лет Вооруженным Силам СССР»
За добросовестный труд награжден медалью «За трудовую доблесть»
III. Чтобы помнили.
Работая над темой жизни Григорьевского Афанасия Гавриловича, учителя нашей школы и ветерана Великой Отечественной войны, я собрала о нем материал, обобщила и систематизировала его. Через историю жизни Афанасия Гавриловича я поняла, что жизнь человека неотделима от истории страны. Я считаю, что в личности Афанасия Гавриловича соединились лучшие качества человека: как солдат, он был верен долгу защитника Отечества, как педагог он учил и воспитывал многие поколения ребят.Мы оформили стенд «К 70-летию Великой Победы» (Рис.15), разместив на нем собранный материал, об Афанасии Гавриловиче, как дань светлой памяти учителя-фронтовика. Григорьевский Афанасий Гаврилович – Солдат. Педагог. Человек.
IV. Литература:
Дегтярёв А.
Красносёловка.
www.podvignaroda.mil. ruБеседа с Григорьевской Р. Д.
Беседа с Меняйленко Л. Т.
Беседа с Радченковым И. И.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
154940158115
Рис. 1 Григорьевский Афанасий Гаврилович – учитель-фронтовик
635000-179070
Рис.2 Ветеран-фронтовик.
90170027305
Рис.3 С женой – Марией Михайловной
1404620-179070
1747520566420Рис.4 Большая дружная семья (Афанасий Гаврилович слева во втором ряду, внизу первая жена – Таисия Васильевна)
1404620581025Рис.5 Афанасий Гаврилович с первой женой внизу, вверху – старший брат Андрей Гаврилович с супругой во время работы в Красносёловской школе) Рис.6. С коллегами в Куйбышевской школе.
859790-1196340
3522980337185Рис.7. После войны на курсах повышения квалификации.
-88900622935
Рис.8 Годы учительства.
524510-72390
829310295910
Рис.9 Григорьевские: Афанасий Гаврилович, Андрей Гаврилович, Анатолий Гаврилович
Рис. 10 Лучшие минуты жизни: встреча с родными и близкими
1176020-339090
Рис.11 Старое здание Куйбышевской школы, где работал Афанасий Гаврилович.
414020327025
Рис. 12 Ученики.
779780247650
Рис. 13 С любимыми внучками.
635000287655

Рис. 14. За доблесть, за отвагу, за труд.