Конспект урока Основные этапы работы над текстовой задачей. Составление вспомогательной модели


Тема: Основные этапы работы над текстовой задачей. Составление вспомогательной модели.
Цель: Научить выбирать нужную модель к текстовым задачам.
Знают: Определение понятия модели, этапы моделирования, виды моделей, требования к составлению моделей.
Умеют: Строить модели в соответствии с требованиями, выбирать наиболее целесообразную модель к текстовой задаче, составлять фрагмент урока по построению модели к задаче.
Орг. Момент
Здравствуйте, садитесь!
Мы сегодня с вами продолжим работу по знакомству с методикой решения текстовых задач. В ходе урока прошу вас заполнять таблицу из трех граф. Эта таблица поможет нам выполнить рефлексию в конце урока.
В графу «плюс» -отмечайте все, что было интересным и полезным на уроке, что пригодиться вам для написания конспектов математики. В графу «минус»- записываете то, что осталось непонятным. В графу «интересно»- вписываете, что бы еще хотелось узнать, вопросы к преподавателю.
Плюс Минус Интересно
Актуализация знаний
А начать урок я хочу с высказывания Джоржа Поии (на слайд!)
Живя в США, Пойа много работал со школьными учителями математики. Он написал несколько книг о том, как решают задачи и как надо учить решать задачи.
Давайте вспомним:
-Для чего в начальном курсе математики используются текстовые задачи? (Цели изучения)
- какие УУД формируем?
-Из каких основных частей состоит текстовая задача?
-Какие существуют задачи по количеству действий? (простые и составные)
-Из каких основных этапов состоит работа над текстовой задачей?
-На каком из этих этапов вы испытываете затруднения? Почему?
3. Формулировка темы и целей урока
Когда вы работаете над текстовой задачей вам сложно выбрать подходящую модель к текстовой задаче и правильно ее составить.
Сегодня мы и поговорим с вами о составлении вспомогательных моделей к текстовым задачам.(ТЕМА – на слайде) Исходя из темы урока, чем займемся? Что повторим? Чему научимся? Какие цели перед собой поставим?(На слайде – цели)
Открытие «новых» знаний
Итак, мы сегодня поговорим о моделях. Что такое модель и для чего она нужна? Определение – на слайде! Рассмотрим этапы моделирования.
На слайде представлены различные модели к текстовым задачам, давайте составим кластер «Виды моделей». Какие они бывают? (таблицы, схемы, чертежи, краткая запись, рисунок, …) (1 человек у доски – показывает, где – что.)Чтобы грамотно составить модель к задаче, необходимо придерживаться некоторых правил, как вы думаете – какие это правила? (указаны все числовые данные; обозначен главный вопрос к задаче; наименования указаны кратко; указаны все существующие отношения между данными)
Посмотрите, на слайдах представлены модели с ошибками. Вам нужно найти их.
Сейчас я предлагаю развернуться, поработать в четверках. Каждая четверка работает с одной какой-то моделью:
Определите, к какой группе текстовых задач НКМ составляется данная модель (дайте характеристику).
Найдите в учебниках НКМ пример такой задачи.
Составьте для данной задачи предложенную модель. (Разбираем с документ-камерой, составляем кластер).
Виды моделей
Таблица – можно выделить 3 пропорционально зависимые величины
Схема- задачи «на части», с отношениями «больше на», «меньше на», «больше в», «меньше в»
Рисунок – выявляем смысл арифметич. операций, простые числовые данные
Чертеж – задачи на движение навстречу, в противоположных и в одном направлении, с течением.
Краткая запись – можно выделить ключевые слова (сидело-улетело-осталось)
Формирование ЗУН.
К одной и той же текстовой задаче можно использовать несколько моделей.
Давайте возьмем равенство 4+2 = 6, составим по нему задачу и составим всевозможные модели к этой задаче (кр. Запись, схему – 2!, рисунок).А сейчас я вам представлю на слайдах задачу и по 2 модели к ним, Ваша задача определить – какую модель лучше, целесообразнее использовать на уроке и почему? (Разбирают по слайду)
Всегда ли нужно составлять модель с учениками?
Сложно на уроке организовать и сам процесс построения модели, посмотрите, как это делает учитель начальных классов….(Комментирую: соотнесение текста и изображения, ошибки в построении модели…)
Рефлексия
На втором уроке мы научимся организовывать беседу с учениками начальных классов по составлению вспомогательной модели. А пока, на промежуточном этапе обучения давайте подведем итоги, итак, что вы записали в графу с +?