Презентация Поэтапная подготовка к ОГЭ по истории


Сообщение для учителей истории и обществознания на тему «Поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ по истории» Докладчик: учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ «СОШ № 3» г. МайкопаДунец Асият Ибрагимовна «Человек достигнет результата, только делая что-то сам...». Российский философ Александр Пятигорский Проблемы в преподавании истории: 1. Ограничение количества часов. 2. Увеличение объёма изучаемого материала. 3. Одна из главных проблем – проблема подготовки учащихся к итоговой аттестации. Возникает вопрос: как учить? Поэтапная подготовка обучающихся 1 этап – работа с понятиями на уроках;2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка знаний.4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, работа по формированию умений написания эссе.5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий). Что движет учеником в процессе исторического познания? В 5-7 классах это может быть интерес к предмету в целом, возможность получить положительную отметку, завоевать авторитет в глазах учителя, родителей, желание быть успешным. В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент. В 8-9 классах ситуация усложняется. Мотив достижения успеха в учёбе практически не развивается, познавательный интерес только у высокомотивированных. Наиболее эффективны деловые игры, семинары и практикумы. Работа на уроке организуется так, чтобы учащиеся знакомились со всеми видами информации – текстом учебника, историческими документами и картами, статистическими материалами, иллюстрациями, таблицами, одним словом всем тем, что помогает самостоятельно добывать знания и наталкивает на размышления. Традиционные задания по составлению планов, таблиц и схем. Использование метода «незаконченных предложений». Отработка дат, хронологии. Формирование понятийного аппарата. Умение работать с историческим источником. Памятка «Как работать с текстом по истории?»1. При работе с текстом ОГЭ по истории необходимо выделять в нём ключевые мысли, имена, даты - всё, что может помочь идентифицировать описывающиеся события, или период, о котором идёт речь.2. Работайте прямо в КИМе, не теряя время на переписывание в черновик.3. Внимательно прочитайте задание, определите, что именно от Вас требуется и сколько элементов ответа нужно дать.4. Показывайте при ответе в письменной части 2 свои знания и эрудицию, по возможности применяйте термины.5. Выписывайте ответ максимально формально приближенно к заданию, так чтобы эксперт чётко видел, на какой элемент задания Вы даёте ответ.6. Нумеруйте элементы ответа, если это дано в формулировке задания.7. Помните, что глубокие знания истории - залог успешного выполнения текстовых заданий ОГЭ по истории. Карта №1 «Расселение восточных славян в VIII – IX веках» Вопрос учащимся:На что надо обратить внимание?На: территорию расселения восточных славян.2. Территорию расселения соседей восточных славян. 3. Путь «из варяг в греки».  Напиши, как называется отмеченный на карте путьОтвет:_________________Напиши имя князя, который установил контроль над этим торговым путёмОтвет: _________(В 882 г. князь Олег объединил Киев и Новгород, тем самым установил контроль над русскими землями вдоль пути "из варяг в греки»). Напиши цифру, обозначающую город, который на Руси назвали ЦарьградОтвет: ________________________ Работа с изображениями Внимательно рассмотрите все детали карикатуры; выясните, кто на карикатуре является персонажем, которого высмеивает автор; обратите внимание на средства, которыми художник достиг понимания зрителем своего замысла; «впишите» карикатуру в историческую ситуацию, при которой она была создана. Карточки по теме «Культура» Алгоритм действий при написании исторического сочинения1. Указать годы жизни. 2. Сформулировать направления деятельности. 3. Дать характеристику каждому из направлений. 4. Указать результаты деятельности. И главное. Задача учителя, который готовит выпускника к ОГЭ по истории – не завалить его огромным количеством дат и фактов, а научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний. Как говорят математики – выбрать главное, отрезать лишнее, оставить нужное. Одним словом - Мыслить! «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путём собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно всё охватить, усвоить, переработать». Немецкий педагог, либеральный политик Фридрих Дестервег