Урок литературного чтения в 4 классе на тему Щедрый человек Ыбрай Алтынсарин























Задачи урока:
Образовательные:


повторение и углубление знаний о жизни и творчестве изучаемого писателя; анализ его произведения;
Развивающие:


способствовать развитию устной выразительной речи; активизировать словарный запас учащихся; развитие мышления , воображения, памяти при изучении литературоведческих понятий;
Воспитательные:

воспитание навыков эмоционального восприятия художественного произведения, любви к своей стране;
Методы :


«Мозговая атака в группе», « Перемешанные события», « З.Х.У.», « Круглый стол».
Тип урока:


урок изучения нового материала
Оборудование :


слайды, карточки- пословицы, таблица «З.Х.У.»

Межпредметная связь : казахский язык, история.





Ход урока
I. Организационный момент.
Дети берутся за руки и желают друг другу удачи.

II. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
2 ученика читают наизусть отрывок из стихотворения Ы.Алтынсарина «Давайте,дети, учиться!» ( на казахском и русском языках).
- Кто автор этого произведения?

- А что вы знаете об этом авторе? ( заполнение таблицы «З.Х.У»)



III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ ТЕКСТА

Сегодня мы будем говорить о человеке, чьё имя вошло в «золотой

фонд» казахской литературы и составляет гордость казахского народа.

2) Слово об авторе.
Биографическая карта

Ыбырай Алтынсарин - великий просветитель казахского народа

и педагог, много сделал для развития образования в Казахстане. Он

родился 16 октября 1841 г. в Костанайской области в зажиточной

семье.
Рано потеряв отца - воспитывался у деда - бия Балхожи. В 9 лет

дед определил его в одну из первых школ для казахских детей в Оренбурге, где

мальчик самостоятельно изучил произведения великих писателей, таких как

Пушкин, Лермонтов, Толстой и другие. Он всегда мечтал о педагогической

деятельности. Когда ему было 24 года, ему поручили открыть в городе

Тургае начальную школу для казахских детей. Он создал «Киргизскую

хрестоматию»,учебник для казахских детей, переводил на казахский язык

произведения Толстого, Крылова, Ушинского.

О его произведениях. Многие уже знакомые нам произведения, взяты

из его хрестоматии. Вы знаете «Спор животных», «Чистый родник»,

«Клочок ваты», «Золотой орех»


4) РАБОТА НАД ЗАГОЛОВКОМ («Мозговая атака в группе»)
Многие произведения Ы.Алтынсарина относятся к притчам.

Что же такое притча? (слайд)

Сегодня мы познакомимся с ещё одной притчей Алтынсарина «Щедрый

человек».

Как вы понимаете выражение «Щедрый человек»? (ответы детей).

III. РАБОТА С ТЕКСТОМ

1)Читают текст самостоятельно и отмечают незнакомые слова.

2)Словарная работа.

Ветхая одежда (старая, рваная), кров (жилье, крыша), зазнаться (быть о

себе высокого мнения), чуждаться (избегать, сторониться),

Атымтай (народный сказочный герой).


3) ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ПО ГРУППАМ.
1 группа. Слова автора и 1 заповедь.
2 группа . Слова автора и 2 заповедь.
Згруппа. Слова автора и 3 заповедь.
4 группа. Слова автора и 4 заповедь.

4) Анализ текста

Кто является главным героем?

Каким вы себе его представляете? ( устный портрет)




III. Работа с иллюстрациями.(слайд)

- С каким вопросом обратились к Атымтаю?

- На вопрос «Зачем ты работаешь каждый день?» он ответил 4 заповедями.
Давайте рассмотрим иллюстрации и сопоставим их с текстом
(«Перемешанные события»)
(выбирают нужную картинку и пересказывают каждая группа свою часть)

1 гр.- 1 заповедь
гр.- 2 заповедь
3 гр.- 3 заповедь
4 гр.- 4 заповедь



- Правильно ли поступал Атымтай, работая каждый день? Почему?

2) Работа с пословицами (на каждом столе конверт с пословицами)

(каждая группа получает карточки с пословицей. Дети собирают

пословицу и объясняют смысл)

1) Кто не работает , тот не ест .

2)Не одежда красит человека, а его добрые дела.

3) Добрый человек - что солнце и луна : для всех светит

4) Ключи счастья в труде.


IV. Игра « Солнце любви». (Круглый стол)

Каждая группа получает лучик солнца. Каждый ученик группы записывает ответ

на вопрос на лучике.

Отвечают на вопрос:

-Что бы вы сделали, если бы у вас было много денег?





Читают ответы и прикрепляют лучик на магнитную доску.
(солнце, согревающее весь мир).

- Солнце согревает весь мир, оно нужно всем. Вы тоже старайтесь

быть нужным другим. Говорите мягко и с доброй интонацией. Говорите

только хорошее. Если в данный момент не можете сказать ничего

хорошего, лучше промолчите. Знайте, что все мы передаем друг другу

наше настроение. А доброе настроение сильнее злого. Поэтому твори

добро, и ты растворишь зло.

V. Игра «Мир, мир...»
Мир, мир, мир везде.
Мир в тебе, мир во мне.
Свет, свет, свет везде.
Свет в тебе, свет во мне.
Любовь, любовь, любовь везде.
Любовь в тебе, Любовь во мне.




VI. Итог урока.

- С произведением какого великого казахского писателя

вы познакомились?

- Что нового о нем узнали?

Заполнение III части таблицы «З.Х.У. »

VII. Д/3 пересказ притчи « Щедрый человек».
















Цели использования стратегии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».


1. «Мозговая атака в группе».
Стратегия «Мозговая атака» побуждает учащихся думать свободно, и открыто по заданной теме. Используя этот метод, я перехожу к новой теме.



2. «Перемешанные события».
Для осознания смысла прочитанного и поиска последовательности содержания текста использовала эту стратегию.



3. «З.Х..У»
Суть этого метода в том, чтобы к полученным знаниям добавить новую информацию.



4. «Круглый стол».
Этот метод используется как закрепление или в начале урока.












 Школа - лицей №36 имени А. ТажибаеваTimes New RomanУрок литературного
чтения
Тема. Ы. Алтынсарин
"Щедрый человек"Times New RomanПодготовила: Сулейменова Г.Т.Times New Roman15