3 класс,русский язык.Тема:Закрепление щнаний о суффиксах и приставках как значимых частях слова

МБОУ Казимировская средняя общеобразовательная школа


Русский язык
3 класс
Тема:
«Закрепление знаний
о суффиксах и приставках
как значимых
частях слова»





Подготовила и провела учитель начальных классов:
Прудникова Наталья Валентиновна








22 октября 2014 года.
- 2-
Цель урока: развивать умение разбирать слова по составу,
Уточнить знания о суффиксах и приставках.


Ход урока.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ,
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Учитель: Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на стол и представьте «солнечную поляну, много цветов».
Молодцы, а теперь повторим наш девиз:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!


ЧИСТОПИСАНИЕ.
« Ай да клоун!
Знаешь, кто он?
Этот клоун –
Буква К!»

- В каких случаях пишется заглавная буква К?





Коля Катя Киев
Кто первый в труде – тому слава везде.



- Прочитаем скороговорку:
Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.



- 3 -

3. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

1.Индивидуальна работа по карточкам.
Два ученика разбирают слова по составу.

ый ученик: Столик, кормушка, поделка, переезд, листок, подарок.
ой ученик: Берёзка, подготовка, выход, переход, походка.



2.Фронтальная работа.

Игра «Колесо приставок».
- За 3 минуты вы должны образовать как можно больше слов с помощью приставок от слова бег. Выделите приставки.

Учащиеся проверяют задание своих товарищей, которые работали у доски, задают им вопросы Почемучки.


- Я читаю слова, а вы должны с помощью суффикса –тель образовать новые, записать и выделить суффикс (один учащийся работает у доски):

Учить, читать, строить, водить, воспитывать.


- Чем сходны по смыслу эти слова?
(обозначают людей по роду их занятий)

- Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать новые слова?
(суффикс)

- Вопрос Почемучки: Что такое суффикс?
Расскажите правило, приведите примеры.

- Вопрос Почемучки: Что такое приставка?
Расскажите правило, приведите примеры.


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ: картинный диктант по теме «Россия».
Россия, Москва, столица, Кремль, Красная площадь, народ, родина.


- 4 –
4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1.Аналитический контроль над смысловым значением суффиксов и их ролью в языке.

- Сегодня мы отправляемся в сказочную страну Суффиксов русского языка, их очень много, но мы познакомимся лишь с некоторыми из них
(одновременно с рассказом на доску выставляются картинки - домики с суффиксами). Послушайте сказку.

Каждый из суффиксов обладает волшебной силой. Вот здесь под крышей первого замка, живут суффиксы, которые придают словам увеличительное значение (появляется дом с суффиксами ИН, ИЩ).

-Прочитайте эти суффиксы.

-Стоит им дотронуться до предметов и явлений, как эти предметы и явления вмиг становятся большими и могущественными, и мы их называем не ветер, а (ответы детей: ветрище).

- А под крышей другого замка живут суффиксы, которые вносят в слово уменьшительно – ласкательное значение ( появляется домик с суффиксами К, ОК, ИК, ИНК, ЧИК, ИШК, ЫШК, УШК, ЮШК, ЕНЬК, ОНЬК).

- Прочитайте эти суффиксы.

-Коснутся эти суффиксы предметов и явлений, и станут эти предметы и явления сразу поменьше, а характером добрее и ласковее; и мы называем их так: не «ветер», а .(ответы детей: ветерок), не трава, а .(травушка).

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ: запись слов в тетрадях/ на доске, выделение суффиксов.

-Итак, продолжаем сказку дальше.
Жили – были суффиксы ИК, ИШК, ИЩК. Жили они за корнем, как и все остальные. ИК был очень ласковый, ИШК всегда говорил обо всех с насмешкой, ИЩ был очень маленький, и ему всё казалось большим. Вот пошли они на работу. А работали они в тетрадях, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано: маленький дом.
ИК написал: (ответы детей: домик).
Большой дом. ИЩ написал: ( ответы детей: домище).
Старый, дряхлый дом. ИШК написал: (ответы детей: домишко).


- 5 –

Но вдруг они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем. К общей радости им на помощь пришёл суффикс ЩИК и написал .(ответы детей: каменщик).

Суффиксы ИК, ИШК, ИЩ, ЩИК были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой. Дома их всех ждал вкусный торт. ИК закричал: .(тортик), ИШК промолвил: .(тортишко), ИЩ сказал: (тортище).

- Вот мы и побывали в сказочной стране Суффиксов – волшебников.

- Вы все прекрасно знаете русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, не Алёна?
(в сказке с любовью рассказывается о брате и сестре, поэтому называт их ласково.)

-С помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение?

Учитель записывает слова на доске, а учащиеся в тетрадях:
Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.

- С помощью каких суффиксов образовались эти слова?
Выделите эти суффиксы.

- Запишите ещё по 2 слова с суффиксами -УШК-.
(бабушка, дедушка, избушка, )

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ РУК:
«Апельсин».
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобрят.
А для волка кожура.
Он сердит на нас – беда!
Разбегайтесь кто куда.


- 6 –
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
- Упражнение 151, стр. 68-69.
- Прочитайте текст.

- Где Миша жил летом?
- Какой подарок ему сделали?
- Почему он решил написать маме?
- Как он обращается в письме к ней?
- Как Миша относится к щенку?
- Какие слова об этом говорят? Найдите их в тексте.
- Спишите выделенные слова, разберите их по составу (обозначьте окончание, корень, суффикс).

«ИГРА С ПРИСТАВКАМИ».
- Выпишите только слова с приставками (слова записаны на доске) :

Дождливый, дописать, осиновый, обереги.

- Какие слова вы выписали?
(дописать, обереги)
- Докажите, почему вы не записали слова дождливый, осиновый?

- Ребята, вы заметили, что одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других нет. Ведь если отделить до от слова дождливый, получилось бы бессмысленное ждливый. Значит, здесь до- не приставка.

РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ:
Класс делится на две группы (по вариантам), каждая группа получает своё задание с использованием «Колеса приставок».
я группа:
от слов: нёс, вёс, полз при помощи приставок при-, по-, от-, под-, про- образуйте новые слова.

2 – я группа:
от слов: ломал, копал, писал при помощи приставок на-, за-, над-, пере-, вы- образуйте новые слова.







-7 –

ФИЗМИНУТКА «ПРИСТАВКА»:

На доске записаны слова:

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз. Вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.


5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕНРИАЛА.


1.ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ И ИХ РАЗБОР: упражнение 152, страница 69.
- Прочитайте задание. Что нужно сделать?
-Выполняем.

Проверка: проверка тетрадей в парах.

- Какие суффиксы вы использовали для образования новых слов?
Какой оттенок они придали новым словам?



2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ТЕТРАДЯХ.

Каждый ученик получает карточку с заданием:


Приписать подходящие по смыслу приставки:
плыть от берега, лететь на хищника, писать в тетрадь,
резать хлеб, жарить картофель, ехать с горы,
шёл за водой, шёл до школы.


- Выборочная проверка тетрадей.





-8-

3. ШАРАДЫ.

Корень мой находится в цене.
В очерке найдите приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале (оценка).


Корень – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс как в слове дневник.
Целым же - в космос проник (спутник).


6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упражнение 154.

7.ИТОГ УРОКА:
-Что нового узнали на уроке?
- Чему учились на уроке?

Выставление оценок за урок.





15