Ыбрай Алтынсарин «Щедрый человек»


Нартпаева Г.К.
Учитель начальных классов
средней школы имени Найманбая с. МаканчиЛитературное чтение. 4 класс.
Тема: Ыбрай Алтынсарин «Щедрый человек».
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ы.Алтынсарина, с новым литературным жанром – притча, с притчей «Щедрый человек».
Задачи: 1. Формировать понятие о притче, чтение и анализ притчи «Щедрый человек».
2. Развивать умение анализировать произведение, активировать словарный запас учащихся, способствовать развитию выразительной речи, мышления, воображения, памяти.
3. Воспитывать любовь и уважение к культурному наследию казахского народа.
Оборудование: проектор, экран, слайды, интерактивная доска, тесты.
Ход урока:
Орг. момент.
- Дети, здравствуйте, сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Садитесь. Кого нет на уроке? (Работа с классным журналом).
Психологический настрой. Аутогенная тренировка под музыку «Звуки природы».
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьтесь, опустите веки. Ваши ноги и руки теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до пяти, когда я скажу пять, вы откроете глаза.
3. Проверка домашней работы. Тестирование.
Мы прошли целый раздел по литературному чтению, поэтому домашнюю работу проверим в виде тестирования. Тесты перед вами на компьютерах. После выполнения всех заданий выйдет
ваша оценка. (1 ошибка «4», 2,3 ошибки «3», 4 ошибки «2», без ошибок «5»).
Перед вами оценочный лист, после выполнения теста поставьте свою оценку.
Новая тема. Слайд: степь, звучат звуки домбры.

- Ребята, что вы представляли, когда слушали музыку? О чем рассказывала нам домбра?
Верно. Сегодня мы начинаем новый раздел по литературному чтению «Казахская литература».
Слайд: «Века проходят – слово лишь нетленно…»
Мы будем говорить о людях, чьи имена вошли в «золотой фонд» казахской литературы и составляют гордость казахского народа.
Послушайте отрывок из стихотворения. (Звучит отрывок из стихотворения Ы.Алтынсарина «Давайте, дети, учиться»).
- Знакомо ли вам это стихотворение? Кто автор?
5. Работа в тетради. Запись числа. Классная работа.
6. Биографию Ы. Алтынсарина нам расскажут Адлет и Мадина.
Запись детьми в тетрадях даты рождения Ы. Алтынсарина.
Слайд: Ы.Алтынсарин – 1841- 1889. Постепенно раскрываются лепестки: поэт, писатель, просветитель, педагог, переводчик, основатель каз. шк.
151247915221800 рассказы

140634410350500 стихи

14727461303570Ы. Алтынсарин пословицы и поговорки
14611357810500
147392617725600 народные придания
сказки, притчи
7. Работа по учебнику. Стр. 217. Чтение термина.
Слайд: Притча. Запись в тетрадях термина.
- Многие произведения Алтынсарина относятся к притчам.
Слайд: Тучи со словами.
- Как вы понимаете выражение «Щедрый человек»?
8. Работа по теме урока.
Работа с текстом стр. 216, совместное чтение.
9. Словарная работа. Ветхая одежда – старая, рваная и т.д.
Докажите, что произведение, которое вы прочитали, является притчей.
10. Анализ произведения.
- Кто является главным героем притчи? Каким вы его представляете?
Словесный портрет Атымтая.
Слайд: Две иллюстрации.
Найдите и сопоставьте портрет героя из двух иллюстраций. И почему?
(Первая подходит).
- Каким был Атымтай? Дети пишут ответы на интерактивной доске

151003012972200 щедрый

14727461303570 чуткий
14611357810500 Атымтай
147392617725600 трудолюбивый

147447019594 рассудительный
1513659102779
богатый
- С каким вопросом обратились к Атымтаю? Как он на них ответил?
Четырьмя заповедями. Как вы их поняли?
Осуждение гордыни.
Трудолюбие.
Осознание пользы труда.
Осознание праведности жизни.
Свои наставления, поучения народ часто излагал в пословицах.
Слайд: Пословицы, заповеди.
11. Дети на интерактивной доске соединяют пословицы с заповедями.
12. Слайд: «ДА - Нет».
Кто согласен с поучениями Атымтая, отвечайте «Да» и почему.
Кто не согласен «Нет» и почему.
13. Физминутка.
14. Сопоставление притчи и стихотворения Ы.Алтынсарина «Река». (Аудиозапись)
Анализ стихотворения.
- Что является главным в стихотворении? Какой можно назвать реку?
Сопоставьте стихотворение и притчу. Атымтай щедрый и река «щедра».
15. Подберите антоним к слову «щедрый» и составьте диаграмму Венна.
16. Творческая работа по рядам.
1 ряд: Эссе « Как бы вы распорядились своим богатством, если были бы богаты?»
2 ряд: Синквейн на тему «Человек».
3 ряд: Написать письмо Атымтаю.
17. Повторение.
- А может ли щедрость быть без доброты?
Тогда расскажем гостям о своих добрых делах. Ваши добрые дела всегда будут встречаться аплодисментами. (Каждый ребенок рассказывает о своих благородных делах, а остальные аплодируют).
18. Каждый ученик рисует свой портрет в лучах солнца. Какой я?
12782553302000
интересный 1706245768350039271121383302112667232138001471295138330200121321355136100добрый
90932012573000надежный
отзывчивый бескорыстный
181092958057001127585805700
5695958191500
умный честный
А одна ученица свой «портрет» пишет на интерактивной доске.
19. А чтобы нам еще лучше жилось построим «Дом доброты» при помощи пословиц и поговорок.
Слайд: Дом доброты.
Мы должны в этой жизни найти правильную дорогу – дорогу добра.
Песня «Дорога добра».
20. Итог урока. – Что же такое щедрость? Чему учит нас Атымтай?
Работа по таблице.
Знал Узнал Хочу знать
21. Запись домашней работы. Стр. 216-217.Выучить термин «притча», пересказ.
22. Самооценка детей по оценочному листу.