Урок по географии на тему Транспортный комплекс КБР (9 класс)


Урок. Транспортный комплекс и его территориальная организация.
Цель:
Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения республики.
Изучить состав транспорта.
Оборудование: учебник, статистические данные.
Ход урока.
Проверка знаний и умений.
Устный опрос учащихся по предыдущей теме.
Письменные индивидуальные задания.
Изучение нового материала.
Роль транспорта.
Учитель. Какова роль транспорта в народном хозяйстве?
- развитие производства, обеспечение связи между отраслями хозяйства;
- обеспечение потребностей населения продукцией, не производимой в республике;
- перемещение в пространстве людей;
- обеспечение внешних связей КБР с другими странами и регионами.
История развития.
До XX века основными путями сообщения были проселочные грунтовые дороги и вьючный транспорт. Средства передвижения - лошадь, осел, арба. В начале XX века появилась четырехколесная телега, тачанка и линейка. Развитие транспортной системы в период индустриализации ограничилось строительством двух колесных дорог по Баксанскому и Черекскому ущельям. Построена железная дорога (1910-1913г.г.). Интенсивное строительство дорог началось после установления Советской власти. К 1938 г. построены дороги с твердым покрытием (593 км).
Виды транспорта в республике.
Автомобильный транспорт. Ведущее место в транспортном комплексе. Роль автомобильного транспорта в межрайонных, внутрирайонных и внешних перевозках. Изменение соотношения различных видов транспорта в перевозках. Автоматизированная система управления движением городских автобусов «Нэжан», «Нальмас» (система управления для малых городов). Виды внутригородского сообщения. Протяженность автомобильных дорог. Дороги в горах (экстремальные условия – обвалы, сели, оползни).
Железнодорожный транспорт. Обеспечение транспортно-хозяйственных связей КБР с другими регионами РФ. Прохладненский железнодорожный узел (грузооборот, пассажирооборот). Эксплуатационная длина железных дорог 133.3 км. Снижение объемов, отправляемых грузов, увеличение пассажирооборота. Расширение географии внешних экономических связей.
Задания.
Построить круговую диаграмму «Транспортный комплекс КБР».
Какой вид транспорта и почему вы выберите, добираясь из нашего города в Москву, в Ростов-на-Дону, в Черкесск, во Владикавказ, в Новосибирск.
Транспортно-экономические связи КБР определяет территориально-производственная структура хозяйства. Внутриреспубликанские перевозки характеризуются неравномерностью по месяцам, сезонам. Экономические связи КБР с отдаленными районами интенсивнее, чем межреспубликанские связи Центрального Кавказа. Транспортная сеть находится в прямой зависимости от экономического развития: чем больше развитость транспортной артерии, тем выше экономический уровень республики и ее районов. Для экономической оценки транспортной сети важными показателями являются ее протяженность, интенсивность перевозок грузов и пассажиров разными видами транспорта, плотность путей сообщения и т. д.
Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса.
Проблемы:
- сложный рельеф и условия в предгорной зоне, препятствующий формированию транспортной сети;
- ограничение строительства дорог и их эксплуатацию в горной зоне в связи с суровыми природными условиями.
Перспективы:
- строительство автодороги Баксан-Эльбрус, новых участков дорог;
- рациональное распределение грузовых перевозок между различными видами транспорта;
- ускорение доставки грузов и сокращение дальности перевозок;
- ликвидация возникшей диспропорции между большим количеством автотранспортных средств и незначительным дорожным строительством.
Закрепление знаний и умений.
Практические задания.
- Дать характеристику любого вида транспорта по плану:
Дальность перевозок.
Характер груза.
Условия, влияющие на его работу. Экологические проблемы, связанные с деятельностью транспорта.
Меры по охране окружающей среды.
Проблемы и перспективы развития.
Домашнее задание.
Сообщения о внешнеэкономических связях КБР.