Сценарий внеклассного мероприятия. Игра закреплнние в 7-х классах по теме Давление в твердом теле, жидкости и газе.

Сценарий внеклассного мероприятия. Игра закрепление в 7-х классах по теме "Давление в твердом теле, жидкости и газе".

Игра «Гордиев узел»
Цель игры: повысить интерес учащихся с помощью урока-игры с элементами эксперимента, встречающимся в обыденной жизни каждый день; способствовать расширению кругозора и дополнительных знаний учащегося по теме.

Игра состоит из нескольких частей-соревнований, представляющих собой разные виды деятельности: это заранее подготовленные вопросы учащимся, занимательные простенькие опыты, загадки и т.п. Активность учащихся и их знания оцениваются развязыванием «Гордиева» узла
Оборудование:
Три стола, за которыми будут сидеть участники игры – команды со своими названиями, 3 ленты с завязанными на них узлами (по числу вопросов), поднос с карточками-заданиями, приборы и материалы, соответствующие проводимым опытам и экспериментам,интерактивная доска.
Участники игры:
Ведущие –ученики из 10–11-го класса, два ассистента, жюри, в которое входят учителя или завучи, 2 ученика из старших классов, 3 команды учащихся 7-х классов по 5–7 человек (один из которых капитан, он даёт ответ или передаёт его кому-то из членов команды)
ХОД ИГРЫ :
Слова ведущего:
Сегодня мы проводим игру-соревнование по физике под названием “Гордиев узел”. Команды на местах? Садитесь вокруг своих столов и выбирайте себе ленточку (по цвету), которой вы будете обладать в процессе игры. Итак, вы готовы к соревнованию? Но прежде чем его начать давайте выясним, что же означает выражение “Гордиев узел”?
- “Гордиев узел” – это трудно разрешимый вопрос.
- “Разрубить “гордиев узел”, значит, смело, энергично решить сложное дело.
Правила игры.
На ваших лентах завязаны узлы, которые вы сможете развязать, если ответите на вопросы, которые вы получите от ассистента. Прищепка при этом фиксирует ответ на вопрос и перемещается выше, к следующему узлу. В случае если вы не отвечаете на вопрос – узел остается, а прищепка перемещается выше, чтобы все видели, какой вопрос стоит на очереди перед вашей командой. После того, как команда ответит на вопрос, за его правильность жюри выставит оценку, от 2 до 1 балла. Если отвечает тот учащийся для кого прозвучал вопрос, то 2 балла, если участник команды, то 1 балл, если другая команда, то она получает 2 балла. Так же будут учитывать активность игроков каждой команды, в заключении игры будет награждение её участников.
- Условия понятны? Победит та команда, чья ленточка останется без узлов. Ваши ответы оценивает жюри в составе (представление жюри).
- Итак, перед любым соревнованием традиционно проходит разминка, и я предлагаю.
Блиц-турнир для разминки. За правильный ответ 1 балл.
Закончите предложения через 5 секунд.
Для 1 команды:
В чем сущность явлений – на это ответ искал сиракузский мудрец…(Архимед)
Для 2 команды:
Быстрей ли то падает что тяжелей? И это проверить решил …(Галилей)
Для 3 команды:
Весь мир из мельчайших частиц состоит! Так утверждал древний грек …(Демокрит)
Для жюри - за правильный ответ 1 балл.
А сейчас переходим к игре, в которой вы уже начнёте развязывать, а точнее “решительно разрубать гордиевы узлы” на своих лентах.
Узел 1. Погружение в мир давления.
Прошу капитанов выйти и мы начинаем игру с них, каждый выбирает свой вопрос(появляющийся на интерактивной доске) и через 5 сек. дает ответ, после этого выходят следующие участники команд, каждая команда дает по 5 ответов. Если участник отвечает на свой вопрос, он зарабатывает 2 балла для своей команды, если отвечает команда, то только один, если участник другой команды, то 2 балла.
Узел 2. Эрудит.(участники получите карточку с вопросом) Время обдумывание 1мин.
1. У вас есть зеленые и красные помидоры все перемешены и находятся в одной большой корзине. Как за минимально короткое время рассортировать их (красные - отдельно, зеленые - отдельно) не прикасаясь к ним руками? Помидоры можно высыпать в ванну с водой. Из-за разницы в удельном весе спелые помидоры тонут, а зеленые плавают.
2.   Мухи обладают удивительной способностью подниматься вертикально по гладкому оконному стеклу и свободно разгуливать по потолку. Даже сравнительно крупные животные, такие, как древесные лягушки, могут держаться на оконном стекле Как это им удается   Ответ. Все это им доступно благодаря крошечным присоскам, которыми снабжены мушиные лапки.
Как же действуют эти присоски?
Ответ. В них создается разряженное воздушное пространство, и атмосферное давление удерживает присоску у той поверхности, к которой она "прилипла".
3. В сосуде, наполненном водой, вертикально вверх дном плавает пробирка так, что вся она погружена в воду. Требуется, не касаясь руками сосуда, сделать так, чтобы пробирка всплыла. Предложите возможные варианты решений, и докажите Варианты решений.
1. Нагреть сосуд. Расширяющийся воздух внутри пробирки вытеснит часть воды, пробирка станет легче и всплывет.
2. Можно в сосуд насыпать соли. Выталкивающая сила, действующая на пробирку, увеличится.
Команды думают, а мы играем с болельщиками
Мы рады, что одноклассники пришли по болеть за свои команды, а как у вас с физикой? Сейчас узнаем...
Что называется атмосферой?
Ответ. Воздушная оболочка, окружающая Землю.
Почему вода поднимается вверх, когда её втягивают через соломинку?
Ответ. При втягивании воды грудная клетка расширяется, и в полости рта создается разрежение, в то время как на поверхность воды действует сила атмосферного давления. Разность давлений заставляет воду подниматься по соломинке.
Может ли космонавт набрать чернила в поршневую авторучку, находясь в корабле в состоянии невесомости?
Ответ. Да, может, если в корабле поддерживается нормальное атмосферное давление.
Почему нельзя рассчитывать атмосферное давление по формуле p= gh?
Ответ. Потому что плотность воздуха на разных высотах разная.
Как,  не выпуская воздуха из детского шарика, сделать его объем меньше?  
Ответ. Чтобы шарик «похудел», положите его в холодильник.
Слушаем ответы жюри, не расслабляемся и ставим баллы командам.
Узел 3. Экспериментальный, сейчас для каждой команды ассистенты будут демонстрировать опыт. Командам нужно дать устное описание и объяснение своего эксперимента.
Команды выбирают номер своего опыта.( 1 - 3). На обдумывание 1 мин. Другие команды тоже думают, может смогут заработать дополнительные баллы.
Прошу внести поднос с заданиями. Капитаны, выберите своей команде карточку с вопросом по эксперименту. На все раздумья 1 минута
Время истекло, обсуждение закончилось. Порядок таков: капитан громко и чётко зачитывает вопрос и говорит ответ. Жюри оценивает правильность ответа, а ассистенты работают с лентами согласно нашим правилам.
Опыт 1 «Загадочная картофелина»
Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.
Проведение: Поместим картофелину сначала в один сосуд, а затем в другой. В одном из них она она тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.
Объяснение: В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.
Опыт 2 «Волшебная вода»
Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.
Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?
Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.
Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом. При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой.
Опыт 3."Удивительная бутылка".
Берем закрытую бутылку с водой, в которой сделан ряд отверстий, отверстия закрыты . Будет ли выливаться вода, если открыть отверстие, если открыть пробку? Объясните. Проверить ответ опытным путем.
Объяснение. Вода выливаться не будет, т.к. снаружи действует атмосферное давление, а когда откроют бутылку, то вода польется, т.е. к атмосферному давлению добавится гидростатическое давление (давление высоты столба жидкости).
Музыкальная пауза
Узел 4. Фокусы. ( 1- 3).
Опыт 1. «Непромокаемая бумага»
Оборудование: бумажное полотенце, стакан, пластиковая миска или ведёрко, в которое можно налить достаточное количество воды, чтобы она полностью покрыла стакан.
Проведение: Смять бумажное полотенце и положи его на дно стакана. Перевернуть стакан и убедиться в том, что комок бумаги остаётся на месте. Произнести над стаканом какие-нибудь волшебные слова. Потом медленно опустить перевёрнутый стакан в миску с водой. Держать стакан как можно ровнее, пока он не скроется под водой полностью.
Вытащить стакан из воды и стряхнуть с него воду. Перевернуть стакан дном книзу и достать бумагу. Дать зрителям пощупать её и убедиться, что она осталась сухой. Результат: зрители обнаруживают, что бумажное полотенце осталось сухим.
Объяснение: Воздух занимает определённый объём. В стакане есть воздух, в каком бы положении он не находился. Когда ты переворачиваешь стакан кверху дном и медленно опускаешь в воду, воздух остаётся в стакане. Вода из-за воздуха не может попасть в стакан. Давление воздуха оказывается больше, чем давление воды, стремящейся проникнуть внутрь стакана. Полотенце на дне стакана остаётся сухим. Если стакан под водой перевернуть набок, воздух в виде пузырьков будет выходить из него. Тогда сможет попасть в стакан.
Опыт2."УТОНЕТ ЛИ ТАРЕЛКА?"Возьмите блюдце и опустите его на воду ребром, оно тонет. Если блюдце опустите на воду дном,оноплаваетнаповерхности. Почему? Фарфор или фаянс обладает большей плотностью, чем вода, поэтому при опускании блюдца ребромонотонет.При опускании блюдца дном на воду оно погружается в воду на такую глубину, при которой объем вытесненной воды по силе тяжести равен силе тяжести блюдца, что соответствует условию плавания тел на поверхности воды.
Опыт 3. "Воздушный шарик и прилипчивые стаканы"
Для опыта понадобятся воздушный шарик, пластиковый стаканчики, насос.
Прикрепляем шарик к насосу и начинаем качать. По мере на качания шарика плотно прислоняем к нему пластиковые стаканчики так, чтобы воздух внутрь стаканчиков не просачивался. Как объяснить "прилипание" стакана к шарику?
Ответ. Объясняется разным давлением воздуха внутри стакана и внутри шарика, а результат создаётся эффект присоски.
Узел 5. Физика в загадках 1. Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить.(время, температура)
2. Когда сутки короче: зимой или летом.(сутки - это всегда 24 часа)
 3. Что может в одно и то же время висеть и стоять, стоять и ходить, ходить и лежать,       лежать и врать? (часы)
 4. Две сестры качались, правды добивались, а когда добились –то остановились (весы)
5.Тонка, длинна, одно уха, остра, всему миру красна  (игла)
6 .Круглый, гладкий, как арбуз, цвет - любой на разный вкус. Коль отпустишь с поводка, улетит за облака  (воздушный шарик)
7. На стене висит тарелка, на тарелке ходит стрелка.  Эта стрелка наперёд нам погоду узнаёт  (барометр)
8 Под водой железный кит, днём и ночью кит не спит, днём и ночью под водой охраняет твой покой (подводная лодка)
9.На спине язык,что скажет – люди верят. (динамометр)
10. Нема и глуха, а определять объём жидкости позволяет. (мензурка)
11 Это - особенный предмет.
Все подскажет, всем ответит, болен кто-то или нет. ( термометр)
12 На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает .(барометр-анероид)
 13. Смотрите, мы раскрыли пасть, в  неё бумагу можно класть: бумага в нашей пасти  разделится на части (ножницы)
14 Белая морковка зимой растёт (сосулька)
15 Ну-ка в горсть её схвати - не удержится в горсти (вода)
16 Над водою - ушко,
Под водою – брюшко (айсберг)
 
Пока жюри подводит итоги , раскажем анекдоты.
1. Скажи, что ты сегодня узнал на уроке физики.
Ну, сегодня нам объясняли, что при нагревании тела увеличиваются, а при охлаждении уменьшаются.
Ты можешь привести пример?
Да. Наши каникулы. Летом они длинные, а зимой короткие.
2. Отец Вовочки на родительском собрании:
Ну что же поделаешь, Вовочке в одно ухо влетело, в другое вылетело...
Учитель физики со своего места:
Ошибаетесь, звук в вакууме не распространяется...
3. Урок физики в школе. Учитель спрашивает:
Что такое лошадиная сила?
Это сила, которую развивает лошадь ростом в один метр и весом в один килограмм!
Интересно! И где же ты видел такую лошадь?
А ее так просто не увидишь. Она хранится в Париже, в Палате мер и весов.
4. Учительница:
Вовочка, кто такой был Архимед?
Ну,… это был ученый… как-то раз он мылся в ванне и закричал: “Эврика!”
И что означает “эврика”?
Ну,… это означает “нашел”.
И что же он нашел?
Не знаю… Мыло, наверное.
Физика: Даже в самых трудных ситуациях юмор остаётся добрым спутником и помощником.
Жюри подводит итоги и награждает команду-победителя грамотой.
Игра закончилась, и мы надеемся, что тем, кому сегодня немного не повезло, ещё выпадет шанс отыграться в следующий раз на одной из таких игр. До новых встреч!