Проект Водоёмы нашего края


Предмет: Окружающий мир
Класс- 4
Краткая аннотация проекта
Данный проект направлен на знакомство ребят с водоёмами нашего края, даёт представление о разнообразии жизни водоёмов, показывает значение водоёмов в жизни людей, воспитывает любовь к родному краю. Направлен на формирование экологической грамотности, формирование бережного отношения к водоёмам нашего края.
Основополагающий вопрос : Зачем нужно изучать водоёмы нашего края?
Вопросы, направляющие проект:
Проблемные вопросы: Какие водоёмы есть в нашем крае? Какую воду мы пьём? В какой воде купаемся? Какое значение имеют водоёмы в жизни людей нашего края?
Почему надо охранять водоёмы от загрязнения?
Учебные вопросы:
1. Что такое водоёмы? 2. Какие из водоёмов нашего края относятся к искусственным?
3. Какие из водоёмов нашего края относятся к естественным (природным)?
4. Назовите обитателей водоёмов нашего края?
5. Охарактеризуйте природные условия нашего края?
6. Как природные условия нашего края влияют на жизнь обитателей водоёмов?
7. Назови значение водоёмов в жизни людей?
8. Как промышленные предприятия используют водоёмы нашего края?
9. Как жители нашего края охраняют водоёмы?
Самостоятельно проводимые исследования позволяют ребятам учиться систематизировать и обобщать материал, мыслить логически, отстаивать свою точку зрения. Ребята научатся пользоваться различными источниками информации об окружающем мире: энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях), телевидение, интернет и др. Результатом проекта будут служить подготовленные детьми доклады, выступления перед аудиторией ,участие в игре "Битва-эрудитов" , создание десятиминутного фильма «Боль и проблемы Каспия».
Тема проекта соответствует государственному стандарту начального общего образования по окружающему миру 4 класс.
Проект рассчитан на 4 недели: урочная деятельность - 1 час, внеурочная деятельность - 5 часов, индивидуальные консультации и самостоятельная работа - 2 часа.
Сведения о проекте
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Обучающиеся должны знать особенности природы своего края, уметь распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя, различать растения и животных пресного водоёма нашего края. это нужно знать!!!
Учебные мероприятия
1. Урок окружающего мира "Водоёмы нашего края"(для учителей города)
2. Внеклассное занятие с демонстрацией презентации для привлечения детей в проект.
3. Внеклассное занятие. Организация групп из заинтересовавшихся детей. Группы формируются учителем. Определение заданий по группам. Обсуждение источников информации.
4. Внеклассное занятие. Обсуждение собранной информации в группах, самооценка своей деятельности.
5. Консультация по оформлению собранной информации в единый доклад.
6. Внеклассное мероприятие. Презентация докладов по группам.
7. Внеклассное занятие. Игра "Битва эрудитов".
8. Внеклассное занятие. Подведение итогов проектной деятельности. Рефлексия.
План проведения проекта
1. Организационный этап.
Выявление интересов детей с помощью стартовой презентации. Детям была представлена стартовая презентация для вовлечения в проект. Дети, которые заинтересовались, получили буклеты для родителей.
2. Постановка задачи:
Дети, которые захотели участвовать в проекте пришли на вводное занятие. Были сформированы группы по интересам (пять человек в группе). Каждая группа получила тему для поиска информации. Была проведена консультация об источниках информации.
Что такое водоёмы? Как жители нашего края используют водоёмы в хозяйственной деятельности?
Группа 1
Водоёмы нашего края.
Группа 2
Влияние природных условий на разнообразие жизни водоёмов нашего края(загрязнение водоемов)
Группа 3
Значение водоёмов нашего края в жизни людей.
Группа 4
Задания для каждой группы: все участники групп самостоятельно ищут информацию по своему вопросу.
3. Практический этап. Оформление
Обучающиеся самостоятельно собирают необходимый материал. Через неделю собираются группами: составляют план работы группы (каждый участник получил задание), обсуждают, оформляют собранную информацию для презентации в классе (в виде устного доклада или доклада с презентацией).
4. Заключительный этап.
Выступление с докладами по классам и участие в игре "Битва эрудитов"
Следующее внеклассное мероприятие было посвящено представлению докладов, творческих проектов, проведено анкетирование по оцениваю докладов. После этого в классе была проведена игра "Битва эрудитов" по теме проекта.
Проведение открытого урока на город, используя материалы, собранные самими учащимися. (Фильм «Боль и проблемы Каспия», экологический вестник Дагестана)
5. Подведение итогов.
На заключительном занятии делаются выводы по проекту, оценивается работа обучающихся по проекту, заполняются индивидуальные оценочные листы, проводится рефлексия, награждаются активные участники.
Роль учителя: научить детей самостоятельно искать информацию, работать в группах, оформлять и презентовать свою работу.
После завершения проекта учащиеся смогут:
1. Видеть поставленную проблему, правильно выбирать пути её решения (исправлено)
2. Работать самостоятельно и в группах.
3. Самостоятельно находить нужную информацию.
4. Публично выступать.
Публикация учителя :Буклет для родителей
Игра "Битва эрудитов"
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
Стартовая презентация
Пример продукта проектной деятельности учащихся
Планы работы групп
Доклад по теме "Каспий"
Доклад по теме "Животные и растения водоёмов Дагестана"
Доклад по теме "Водоёмы в жизни людей"
Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
График оценивания
1. До работы над проектом: стартовая презентация учителя и беседа, обсуждение общего плана проведения плана проекта, обсуждение плана работы над проектом.
2. Работа над проектом: после представления докладов проведение анкетирования по оцениванию докладов в классе.
3. После завершения работы над проектом: заполнение индивидуальных оценочных листов и проведение рефлексии.
Описание методов оценивания
1. В начале проектной деятельности была проведена оценка начальных знаний учащихся с помощью стартовой презентации учителя и беседы. Было проведено обсуждение плана проекта и плана работы групп.
2. После представления докладов и выступления участников группы по классам, в классах было проведено анкетирование по оцениванию выступлений.
Критерии оценивания докладов
3. После завершения работы над проектом участникам групп были предложены индивидуальные оценочные листы для оценивания работы в группе каждого участника, проведена рефлексия своей деятельности.
Рефлексия
Индивидуальный оценочный лист Критерии оценивания докладов
Критерий Количество баллов
0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла
1. Качество доклада Доклад зачитывает Доклад рассказывает, но не объяснена суть работы Чётко выстроен доклад, но нет иллюстративного материала Чётко выстроен доклад, владеет иллюстративным материалом
2. Качество ответов на вопросы Не может ответить ни на один вопрос Не может чётко ответить на вопросы Не может ответить на большинство вопросов Отвечает на большинство вопросов
3. Использование демонстрационного материала Демонстрацион-ный материал отсутствует Представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком Демонстрацион-ный материал использовался в докладе Автор предоставил демонстрационный материал и прекрасно в нём ориентировался
4. Оформление демонстрационного материала Демонстрационный материал отсутствует Демонстрацион-ный материал представлен в виде небольших фотографий Демонстрацион-ный материал представлен в виде иллюстраций на доске Демонстрацион-ный материал представлен в виде слайдов
5. Чёткость выводов, обобщающих доклад Автор не сделал выводов Выводы имеются, но они не доказаны Выводы нечёткие Выводы полностью характеризуют работу
План работы группы №1.
Наша группа работала по теме «Водоёмы в жизни людей», обязанности были распределены:
Особенности строения водоёмов Дагестана (Ф.И).
Значения рек Дагестана в хозяйственной деятельности человека (Ф.И.).
Источники загрязнения водоёмов Дагестана (Ф.И).
Охрана водоёмов Дагестана(Ф.И).
Фотографии для оформления доклада (Ф.И).
План работы группы №2 .
Наша группа работает над темой «Водоёмы нашего края», мы распределили обязанности между участниками группы:
Что такое водоёмы (информацию по этой теме ищет (Ф.И ).
Разнообразие водоёмов Дагестана (Ф.И).
Реки (Ф.И ).
Озёра (Ф.И).
Подготовить фотографии по теме «Водоёмы Дагестана», для оформления доклада
План работы группы № 3.
Наша группа работала по теме «Животные и растения водоёмов нашего края».
Многообразие рыб водоёмов нашего края (Ф.И).
Животный мир пресных водоёмов (Ф.И ).
Млекопитающие водоёмов нашего края (Ф.И ).
Растения водоёмов нашего края (Ф.И).
Фотографии животных и растений водоёмов нашего края, для оформления доклада (Ф.И)
План работы группы №4.
Наша группа работала по теме «Водоёмы в жизни людей», обязанности были распределены:
1.История возникновения водоёма (Ф.И).
2.Значение моря (Каспия) в жизни человека (Ф.И.).
3.Источники загрязнения Каспия (Ф.И).
4.Охрана Каспия(Ф.И).
5.Фотографии для оформления доклада (Ф.И).