Проект: День толерантности в образовательном учреждении

Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ростовской области
«Новошахтинский технологический техникум»




Проект: День толерантности в образовательном учреждении
















Разработчик: Глазова Анастасия Викторовна, социальный педагог
ГБПОУ РО «НТТ»




Актуальность.
     Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится, наряду с семьей, на образовательную среду, на педагогов – учителей, воспитателей, педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов.
Существует множество факторов, провоцирующих проявления неприятия, нетерпимости, враждебности, конфликты. Все эти факторы пересекаются, воплощаются в поведении подростка в его реальных взаимоотношениях с окружающим миром. Поэтому именно поведение, образ жизни, жизненный опыт подростка, его организация – основное поле деятельности педагогов, на котором они только и могут практически реализовать свои задачи по формированию толерантности среди обучающихся.
Цель проекта – повышение осведомленности обучающихся о понятии толерантности и формирование толерантного отношения к окружающим.
Задачи проекта:
Информирование у обучающихся о понятии толерантности.
Обучение навыкам взаимодействия с человеком не похожим на тебя.
Формирование у обучающихся положительного образа иного.

Ожидаемый результат:
Формирование у обучающихся понятия толерантности, необходимости терпимого отношения к окружающим, снижение агрессивности, конфликтности.

Механизмы реализации проекта:
Информирование.
Социальная реклама.
Обучение толерантности.
Культурно - досуговая деятельность.
Организация помощи.
Каждый из представленных механизмов формирования толерантности находит свое отражение в следующих мероприятиях:

План мероприятий Дня толерантности


Мероприятие
Участники
Ответственные

1.
Тематическая линейка: «16 ноября - Международный день толерантности».
Все обучающиеся
Педагог -организатор

2.
Презентация о толерантности
Все обучающиеся
Педагог-психолог, социальный педагог

3.
Тренинговое занятие «Что такое толерантность»
1 курс
Педагог-психолог
Социальный педагог

4.
Фестиваль «Радуга культур»
Все обучающиеся
Педагог-организатор

5.
Акция волонтерского движения «Альтруизм внутри нас»
Волонтеры
Педагог-организатор












Тематическая линейка
«16 ноября - Международный день толерантности».

Цель: информирование учащихся о том, что 16 ноября - это Международный день толерантности и привлечь внимание всех обучающихся к проблеме толерантности.

Материалы для проведения линейки.

16 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Он объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации.
         В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.
Символ толерантности - радужный флаг
В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность (резолюция 51/95 от 12 декабря). Это решение было принято в связи с проведением в 1995 году Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости, который был провозглашен Ассамблеей в 1993 году (резолюция 48/126). Этот Год был объявлен по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО. 16 ноября 1995 года государства члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости  и Программу действий в продолжение мероприятий Года. Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года (A/RES/60/1) года подчеркивает стремление глав государств и правительств улучшать благосостояние человека, свободу и прогресс где бы то ни было, а также способствовать терпимости, уважению, диалогу и взаимодействию между различными культурами, цивилизациями и народами. 16 ноября 1995 года государства-члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и Программу действий в продолжение мероприятий Года. Декларация принципов толерантности провозгласила, что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах. Согласно документу, терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в международных декларациях. Базовый документ Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В рамках Совета Европы (СЕ) действует Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплены, прежде всего, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. (презентация прилагается).

Тренинговое занятие «Что такое толерантность»

Цели:
ознакомить подростков с понятием «толерантность»;
понимания толерантности тремя способами: (1) на основе выработки «научного определения», (2) посредством экспрессивной формы, (3) с использованием ассоциативного ряда.
Вводная часть Цель: - введение в проблему
Процедура проведения: Принимаются правила работы в группе. Затем ведущий рассказывает участникам группы о том, что такое «толерантность» и «интолерантность» (или нетерпимость), об их проявлениях и о последствиях нетерпимости.
Знакомство
Ведущий предлагает участникам представиться так, как бы им хотелось, чтобы их называли в группе (например, использовать псевдонимы).
Процедура проведения (возможные варианты). Упражнение «Снежный ком». Участники группы сидят в кругу.
Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от негр называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.
Упражнение «Сосед справа, сосед слева»
Участник, в руках у которого находится мяч, называет имена соседей справа и слева от себя, а затем представляется сам. После этого он бросает мяч любому из членов группы. Получивший мяч вновь должен назвать имена своих соседей справа и слева и представиться сам и так далее.
Разминка Цели:
создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Упражнение «Чем мы похожи» Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.
Основное содержание занятия Упражнение «Что такое "толерантность"» Цели:
дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;
показать многоаспектность понятия «толерантность».
Материалы: определения толерантности, написанные на листах формата А4 (см. материалы для тренинга).
Подготовка: написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.
Процедура проведения: Ведущий просит участников тренинга дать краткое емкое понятие толерантности, как они его понимают.
После того, как каждый представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Обсуждение: Ведущий задает следующие вопросы:
Что отличает каждое определение?
Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?
Какое определение наиболее удачно?
Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?
В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:
Понятие «толерантность» имеет множество сторон.
Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.
Работа в группах: Делим участников на 3 группы, предлагаем им 3 целевые группы, к которым мы можем проявлять либо толерантность, либо интолерантность, например к старшим, к родителям и пожилым людям; к сверстникам противоположного пола; к неформальным объединениям и другое.
Участники в группах обсуждают данный вопрос и формулируют ответ по следующей схеме: Я считаю, что необходимо проявлять толерантность к данной категории людей потому что
Рефлексия занятия
Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
Наглядные материалы для тренинга (на разных листах)
1 лист
16 ноября – Международный день толерантности
2 лист
Толерантность (лат. Tolerantia терпение) – терпимость, снисходительность к кому – или чему – либо.
3 лист
« Терпимость – это не уступка.
Терпимость – это уважительное отношение, признание универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не служит оправданием посягательств на основные ценности личности.
Терпимость должны проявлять отдельные люди, группы, государства»
( Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. 1995г. Ст. 1.2.).
4 лист
Толерантность – это партнерское взаимодействие.
Толерантность- это единство в многообразии.
Толерантность – это то, что ведет от «культуры войны» к «культуре мира»


Акция волонтерского движения «Альтруизм внутри нас»

Цель акции: привлечь внимание учащихся к волонтерскому движению, показать насколько важно помогать другим людям, сагитировать вступить в волонтерское движение, раскрыть в каждом ученике желание делать добро.

Организаторы акции: активисты волонтерского движения города и волонтеры образовательного учреждения под руководством педагога-организатора.

Ход акции.

Выдача волонтерских книжек в торжественной обстановке. Данное мероприятие позволит привлечь внимание остальных учащихся к волонтерскому движению.
Распространение листовок с информацией кто такой волонтер, что он делает.
Отчет лидера волонтерского движения города о проделанной работе за последнее время с целью показать мероприятия, в которых оказывалась реальная помощь людям.









Фестиваль «Радуга культур»

Цель фестиваля: формирование у учащихся толерантного отношения к представителям различных культур.

Задачи фестиваля:
Показать разнообразие культур.
Организация совместной деятельности учащихся.
Вовлечение учащихся во внеклассные мероприятия.
Формирование чувства сопричастности с другими культурами.

Участники фестиваля: группы учащихся, самостоятельно объединенные по национальному признаку, либо по общности взглядов, интересов к той или иной культуре.

Программа фестиваля.
Выступление группы учащихся с концертной программой на выбранную тематику (национальность, этнос, культура).
Выставка. Каждая группа готовит выставку работ по выбранной тематике, это может быть национальный костюм, блюдо, символ страны или культуры и т.д.










15