Статья Роль методической службы в управлении качеством образования

РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
Н.В. Булашева заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Кутарбитская средняя общеобразовательная школа» с.Кутарбитка


Есть много методов
обучения кадров
Обучение в деятельности
приносит самые
убедительные результаты.
Актуальность
Проблема качества образования в начале 21 века встаёт со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования. Под качеством образования понимается совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения в целях развития личности ученика и учителя.
Управление качеством образовательного процесса – это целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам» (В.П.Панасюк). Процесс управления качеством образовательного процесса в образовательном учреждении следует рассматривать в нескольких плоскостях – администрация, учитель, ученик. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической службы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с модернизацией образования. Рассматривая роль методической службы, необходимо отметить, что администрация, осуществляя контроль качества образовательного процесса, должна стать механизмом организации методической работы, принятия управленческих решений, роста мастерства учителей, а, следовательно, и повышения качества образования учащегося(3).
Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализовываться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методических служб. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса самосовершенствования. Помочь учителю в обеспечении теоретической, психологической, методической поддержки инновационных процессов, а также стимулировать повышение научно-методического уровня педагогов, овладение ими современными образовательными технологиями – вот основные задачи методической службы школы.
Формы методической работы
Цель методической работы – создание условий для повышения педагогического мастерства учителей. Реализация этой цели может происходить разными способами и формами, но сегодня на первый план выходят активные формы обучения педагогов и постоянная самообразовательная деятельность педагогов с обобщением своего опыта.
В нашей школе используются следующие формы организации методической работы.
Коллективные:
- проблемно-стратегические педсоветы (по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса)
- «фестиваль педагогических находок»
- педагогические чтения
- семинары (психолого-педагогические, теоретические, семинары-практикумы, методические)
- педагогическая мастерская
- круглые столы
- презентации опыта работы, представление портфолио педагогов
- заседания школы молодого педагога
- заседания ШМО классных руководителей
- представление самоанализа деятельности за 3 года
- открытые уроки, занятия кружков, презентации кружков
- научно-практические конференции
- методические совещания
- методические уроки и недели
- предметные недели как форма творческого отчёта учителя
- работа творческих групп
- конкурсы?
Индивидуальные:
- индивидуальные консультации
- наставничество
- разработка учителем авторских программ
- работа по самообразованию
В работе методической службы школы преобладают активные формы обучения, остались в прошлом педсоветы и семинары, когда читались никому ненужные научные статьи, не учитывались реальные потребности школы. Когда, собираясь на педсовет или семинар, учитель брал с собой ученические тетради, кто-то заполнял классные журналы, кто-то находил повод пропустить мероприятие.
Тем не менее, серьёзной проблемой остаётся самообразовательная деятельность учителя (её планирование, отслеживание, результативность, анализ). Современному учителю никак не прожить с профессионально устаревшим багажом знаний, ориентацией только на традиционные методы обучения и формы деятельности, игнорированием образовательных тенденций. В нашей школе педсоветы и семинары проводится в активной форме: педагогические мастерские по конструированию компетентностно-ориентированных заданий, проектирование уроков по новым технологиям, создание проектов по заданной тематике, открытые уроки с использованием новых технологий, защита презентаций и другие формы, но не всегда, и не все участники принимают активное участие, занимая позицию наблюдателя, формально принимая участие.
Современный педагог должен хорошо ориентироваться не только в своей предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями, уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой. Современный учитель должен быть способен к исследовательской деятельности, профессионально-педагогической рефлексии, к согласованию целей преподавания своего предмета с целями развития личности обучаемого, иметь инновационный тип мышления, должен быть гуманитарно-ориентированным. Школе нужен особый учитель. Ученик изменился, а учитель? Для этого необходимо использовать новые формы обучения педагогов.
Интерактивные формы обучения педагогов
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” взаимный, “act” действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение  это, прежде всего, диалоговое обучение (6). Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель ученик” или “учитель группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик ученик” (работа в парах), “ученик группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся аудитория” (презентация работы в группах), “ученик компьютер” и т.д.
Интерактивное обучение  это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности (6). Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от учителя необходимых методических и психологических знаний и умений. Например, умения использовать техники, позволяющие включить всех участников учебного занятия в процесс обсуждения, умения осуществлять психологическую подготовку участников и правильно организовывать пространство для занятия, умения регламентировать этапы работы и визуализировать ключевые понятия и т. д. Педагогу, решившему использовать формы интерактивного обучения, необходимо всему этому учиться. Где и как? При существующей сегодня системе повышения профессиональной квалификации учитель получает новые психолого-педагогические знания через различные лекционные курсы и семинарские занятия. Но в какой форме это происходит? В большинстве случаев это та же ситуация традиционного урока, нацеленная на обогащение слушателей методической, дидактической, психологической информацией. Безусловно, основная задача любого постдипломного образования стимулировать к дальнейшему самообразованию: чтению специальной литературы, самостоятельному изучению вопросов теоретического характера, знакомству с инновациями в образовательном процессе и т.д. Но ведь может случиться и обратное: у учителя, не сумевшего “переварить” обилие информации, возникают психологические барьеры к предлагаемому новому (“это все уже было”, “все равно это у нас не получится”, “это не решит наших главных проблем” (5). Кроме того, учитель, получающий новые профессиональные знания только репродуктивным путем, похож на своего ученика, который часто становится объектом информационно-объяснительного обучения. Круг замыкается. Как его разомкнуть? Как помочь учителю “не испугаться” процесса получения новых знаний и приобретения нового профессионального и личностного опыта, действительно стимулировать его к творческой активности и помочь ему практически овладеть новыми формами работы с учащимися? Специалисты справедливо считают, что следует отходить от устаревшей догматичной, основанной по существу на сугубо лекционных формах системы повышения квалификации учителей, что более перспективны формы живого общения (1). Одним из ведущих принципов организации повышения квалификации учителя, адекватных запросу современности, является “принцип деятельностного освоения содержания” (2). Тогда форма организации учебного занятия для учителя должна быть направлена на исследование конкретной проблемы, конструирование урока, проектирование педагогической деятельности, повышение коммуникативной компетентности учителя. При этом содержание специального предмета (история, литература, математика и т.д.) или информация психолого-педагогического характера служит материалом, посредством которого исследуется, проектируется, конструируется образовательная реальность. Но освоение учителем активных методов и приемов обучения невозможно без непосредственного включения в те или иные формы. Можно прочитать множество различной литературы или прослушать лекции об активных методах обучения, но научиться им можно только путем личного участия в тренинговых занятиях по интерактиву (в игре, “мозговом штурме”, специально организованной дискуссии).
От учителя сейчас требуется умение постоянно совершенствовать свои знания, вносить в работу элементы творчества, осуществлять исследовательский подход к решению проблем, возникающих в учебно-воспитательном процессе. В этих условиях современному педагогу необходимо осмысливать собственную деятельность с научных позиций, владеть навыками исследовательской работы.
Исследователей-педагогов «выращивают» в коллективе. Для этого методическая работа в школе должна быть направлена на создание атмосферы творческого поиска. Использование интерактивных форм методического обучения позволяет поддерживать мотивацию творчества и влиять на профессиональное развитие педагога. (8)
Основной ступенью профессионального развития педагога обычно называют педагогическое мастерство, под которым понимают доведённую до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения. Освоение проблемно-поисковых, эвристических, тризовских, игровых – всё это значимые вехи на пути творческо-исследовательской деятельности учащихся, а следовательно и развития профессионального мастерства учителя.
Интерактивные формы способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для учителя. Поэтому каждому руководителю важно знать основные правила управления успехом на методическом занятии с педагогами в системе методической работы.
!. Если после занятия у учителя не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что занятие, возможно, было и полезным, но оставило учителей равнодушными к тому, что на нём происходило.
2. Нужно уметь видеть реальные изменения, реальные сдвиги и достоинства учителей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать учителя.
3. Успех начинается с признания учителями права руководителя учить.
Авторитет, личность руководителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха учителя.
4. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учителя на методических занятиях, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов- это важные компоненты залога успеха на занятии.
5. Предвкушение необычности, способность руководителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на занятии.
6. Руководитель должен знать и весь коллектив, и каждого учителя в отдельности. Он должен очень много знать об учителях, чтобы научится в нужную минуту помочь им.
7. Начало занятия выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего занятия.
8. Степень увлечённости учителей предметом обсуждения выражается в их желании и готовности заниматься им после занятия.
9. Руководитель должен научиться включать учителей в коллективную познавательную деятельность.
10. Наряду с цифровой, развёрнутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности учителя.
11. Руководитель должен любить учителей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними учителями, заставлять страдать других. (4)
Одно из важных направлений исследовательской деятельности в школе - это исследования учащихся в процессе познания. Это самая настоящая научная и научно-исследовательская деятельность, организовать которую и управлять которой можно, только имея собственные навыки и опыт в этой области.
Показатели сформированности исследовательской культуры учителя включают:
- наличие положительной мотивации на исследовательскую деятельность;
- наличие теоретических и методологических знаний;
- сформированность умений осуществлять исследовательскую деятельность.
Совокупность педагогических условий эффективной подготовки учителя к исследовательской деятельности:
- наличие диагностичекой базы, позволяющей выявить уровень готовности учителя к исследовательской деятельности;
- обеспечение возможности выбора педагогом образовательной программы, адекватной уровню его профессионализму;
- использование в учебном процессе интерактивных форм и методов, обеспечивающих субъектную позицию учителя;
- реализация принципа преемственности на всех этапах подготовки учителя к исследовательской деятельности.
Какими качествами должен обладать учитель-исследователь в современной школе?
1. Обладает высоким уровнем методологической компетентности.
2. Осознанно развивает свою индивидуальность средствами своей профессии.
3. Владеет профессиональными педагогическими умениями (аналитическими, коммуникативными, конструктивными, проективными, диагностическими).
4. Имеет высокий уровень профессионализма.
5. Обладает целостным видением своего труда.
6. Обладает гибким педагогическим мышлением.
7. Имеет высокую степень методической изобретательности.
8. Владеет технологиями, активными и интерактивными методами обучения, знает методику проведения нетрадиционных форм занятий.
9. Способен действовать в условиях неопределённости.
10. Создаёт собственные исследовательские проекты.
11. Руководит учебно-исследовательской деятельностью учащихся.
Только использование интерактивных форм обучения педагогов позволяет вырастить в коллективе педагогов высокого методического уровня.
Формами интерактивного обучения педагогов являются: методические семинары-практикумы, рефлексивно-ролевые игры, организационно-деятельностные игры, дидактические игры, рефлексивно-проектировочный семинар, деловые игры, творческий отчёт, «мозговой штурм», конференции, презентации своего опыта, методический урок в нетрадиционной форме, методические недели, творческая мастерская, проектная работа учителя. (приложение 1)
Методические недели
В рамках методической темы «Освоение компетентностного подхода к образованию как одного из основных способов совершенствования качества образования» были поставлены задачи, среди них наиболее важные: активизировать работу по совершенствованию профессиональной компетентности учителя, обеспечить формирование ключевой компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности через развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся, продолжить работу по повышению качества обучения выпускников. Успешность решения этих задач зависит от организации методической работы в школе. Общее руководство методической работой в школе осуществляет координационно-методической совет, работают творческие группы по 3 направлениям: одарённые дети, здоровье и воспитание; ШМО классных руководителей, временные проблемные группы для разработки плана решения какой-либо проблемы, при подготовке к педсоветам, семинарам. Используются различные формы работы: тематический педсовет, методический семинар, семинар-практикум, психолого-педагогический семинар, круглый стол, научно-практическая конференция, панорама педагогических достижений, открытые уроки, конкурсы на лучшую разработку урока, фестиваль педагогических находок (в конце учебного года), предметные недели, интеллектуальные конкурсы, недели педагогического мастерства, методические месячники, методические недели, презентации, выставки и др.
Главное в школе - это урок. Поэтому, на мой взгляд, наиболее эффективной формой методической работы с целью совершенствования методического мастерства учителя для повышения качества учебного занятия являются методические недели (декады, месячники). Так как методическая неделя включает в себя все выше перечисленные формы в определённой последовательности.
Структура методической недели зависит от целей и задач, стоящих перед коллективом, уровня компетенции администрации и педагогов, возможностей материально-технической базы школы и др.
Рассмотрим это на примере методической декады по теме: « Использование современных педагогических технологий для повышения качества подготовки к ЕГЭ с учётом индивидуальных особенностей учащихся».
Эта форма методической работы предназначена для обеспечения творческой работы учителей, самообразования, совершенствования педагогического мастерства, анализа затруднений педагогов, обобщения положительного опыта работы, коррекции ВШК, выработки рекомендаций по данной проблеме, рефлексии деятельности педагогов. В конечном итоге, всё это должно быть направлено для создания условий, влияющих на повышение качества преподавания и обучения учащихся.
Проведение методической декады осуществляется в 3 этапа: подготовительно-организационный, контрольно-методический, аналитический (заключительный).
Подготовительно-организационный этап включает в себя: постановку целей, подготовку методических материалов администрацией и открытых мероприятий учителями, разработку анкет, алгоритмов работы для участников декады, инструктажи, индивидуальные консультации, наглядно-информационное сопровождение декады, разработка плана, проведение методического совещания.
Контрольно-методический этап включает: проведение открытых уроков коллегами, взаимопосещение уроков по графику, посещение уроков администрацией в определённые дни, проведение классного родительского собрания, контрольных работ, презентация учителями выставки дидактического материала, учебных пособий для учащихся, проведение единого профилактического дня с целью инструктажа учащихся по проблеме и психологической подготовке к ЕГЭ, анкетирование учителей, родителей, учащихся и др.
Аналитический этап проводится в последний день декады: на методическом совещании подводятся итоги методической декады, осуществляется аспектный анализ всех посещённых уроков, делается предварительный анализ успеваемости учащихся 11 класса, классным руководителем зачитывается характеристика класса, завучем школы подводятся итоги КОК-11, совместно вырабатываются методические рекомендации, осуществляется рефлексия.
Рекомендации (по итогам методической недели)
При формулировке целей особое внимание учащихся обращать на подготовку к ЕГЭ.
В организации познавательной деятельности учащихся при подготовке к ЕГЭ использовать активные методы обучения (проблемный, исследовательский, частично-поисковый, проектное обучение, увеличение объёма самостоятельной работы, современные педагогические технологии, информационные технологии), шире использовать такие формы обучения как лекция, семинар, практикум, лабораторная работа, самостоятельная работа, работу в парах, группах.
Изучение нового материала проводить на Б П В уровнях.
Обратить внимание на формирование важных умений в соответствии с федеральным стандартом по своему предмету.
Контроль за знаниями осуществлять на разных этапах, уделяя большее времени и по уровням- Б П В.
Домашние задания обязательно дифференцировать , предлагая творческие задания, составление тестов, опорных конспектов, по индивидуальным карточкам, листам коррекции и т.д..
При проведении урока обращать особое внимание на здоровьесберегающий аспект урока: наблюдать за посадкой учащихся, использовать оздоровительные моменты, в содержании урока включать вопросы о ЗОЖ, разнообразить методы повышения мотивации, включать в урок эмоциональные разрядки (шутки, поговорки, улыбки, музыкальные минутки и т.д.).
В конце урока использовать различные виды рефлексии, учить учащихся делать выводы на формирование (биологической картины мира, целостной естественнонаучной картины мира) . (смотреть Федеральный стандарт по предметам)
При планировании работы с низкомотивированными учащимися учитывать индивидуальные затруднения учащихся, психологические особенности, предлагать работу по образцу, режим сопровождения.
Результатами проведения методической недели являются:
1. Повышение профессионального мастерства учителей.
2. Повышение творческой мотивации педагогов.
3.Коррекция работы администрации, методических структур.
4. Обобщение коллективного и индивидуального опыта.
5. Выявление образовательных потребностей .
6. Выявление проблемы и дальнейшее планирование её решения.
7. Выработка рекомендаций для педагогов по данной теме.
8. Развитие методической службы школы.
9. Накопления методического и дидактического материала.
10. Самореализация деятельности педагогов.
11. Рефлексия деятельности педагогического коллектива.
12. Определение дальнейших перспектив деятельности образовательного учреждения.
13. Создание условий повышения качества преподавания и обучения учащихся.

Заключение
Профессионализм учительского труда сегодня связан не только с информационной насыщенностью учителя и методической оснащенностью учебного процесса, а определяется прежде всего субъектностью педагога – свойством его личности “производить взаимообусловленные изменения в мире и в себе”. (2). Среди показателей развития субъектности учителя особое место занимают открытая, позитивная, гибкая Я-концепция педагога, обеспечивающая готовность к изменениям и ориентация на открытое и конструктивное взаимодействие с учащимися. “Учитель как субъект педагогической деятельности становится не просто человеком, способным передать знания и умения. Он становится творцом собственной деятельности: преобразует, оценивает ее результаты и себя в ней” (7). Использование активных форм методической работы, тренингов по интерактивному обучению в системе методической работы школы с педагогами школы позволяет создать условия для переориентации в методике работы самого учителя, для формирования его личностной подготовленности к осуществлению своей новой педагогической роли в новой педагогической реальности. В конечном итоге, это влияет на качество образования в школе. Благодаря, оптимально организованной методической работы, личность учителя постоянно находимся в развитии. Это не может не влиять на развитие личности ученика. Отмечается рост познавательной и творческой активности учащихся, стремление к самореализации в различных видах деятельности, успешность выпускников после окончания школы и учебных заведений, положительные отзывы родителей и социального окружения о результатах деятельности школы.


Список использованной литературы
1Абрамов А.М., Грабиленков М.В. Российское образование в XXI веке: новые рубежи, М., 2001
2Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика, М., 1998
3Волченкова Г.И. Научно-методическая работа как способ формирования современного педагогического мышления. Завуч.2005.-№5.-С.58.
4Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе.-Волгоград, 2007.-91с.

5Сластенин В.А., Подымов Л.С. Педагогика: инновационная деятельность, М., 1997
6Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы.// Учитель 2000 №1
7Трещев А.М. Профессионально-субъектная позиция учителя, Астрахань, 2000
8Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в школе.-М.: Сентябрь, 1998.-№7.-144с.

















Приложение 1.
Дидактическая игра
«Педагогический пробег»
Тема: Интерактивные формы обучения.
Цель: выявить уровень теоретической готовности педагогов к использованию интерактивных форм, методов и приёмов обучения.
План подготовки
План проведения

1. Определение цели и задачи игры.
2. Разработка сценария игры – определение основных «станций».
3. Определение ключевых вопросов – отбор содержания.
4. Продумывание обеспечения игры: конкретных рекомендаций по прохождению группами каждой «станции»; методик оценивания результатов и др.
5. Определение предметной сферы: диагностических данных и методик.
6. Разработка правил игры для её участников.
7. Определение комплекта ролей: «лидер группы», «аналитик» и «эксперты».
8. Оформление наглядности.
9. Разработка критериев оценки деятельности участников игры.
1. Выступление ведущего об актуальности темы и цели «педагогического пробега».
2. Обсуждение правил, хода игры, регламента.
3. Работа в группах – по «станциям»:
1) «теоретическая»: назовите отличительные особенности и основные эмпирические характеристики интерактивных форм обучения;
2) «методическая»: перечислите десять способов активизации мыследеятельности учащихся, характеризующих систему интерактивного обучения;
3) «диагностическая»: объясните, по каким критериям можно судить об уровне готовности педагога к использованию интерактивных форм и методов обучения;
4) «аналитическая»: Как можно в ходе анализа урока определить степень его активности?
4. Выступления «аналитиков» и «экспертов» с нализом и оценкой эффективности работы всех участников и групп в целом.
5. Подведение итогов игры ведущим.


Рефлексивно-ролевая игра.
Тема: Система индивидуально-дифференцированного обучения.
Цель: разработать проект программы развития школы по реализации индивидуального подхода в процессе обучения.
Задачи: изменение отношения педагогов к проектируемым нововведениям; формирование культуры диалога и сотрудничества, умение работать в команде.
План подготовки
План проведения

1. Определение количества групп и их назначения в ходе игры.
2. Подготовка информационно-аналитических материалов – и в помощь участникам игры.
3. Разработка правил и хода игры.
4. Выбор и подготовка лидеров группы.
5. Оформление наглядности (диаграммы, составленные по результатам диагностики учащихся и учителей, демонстрирующих степень эффективности работы школы по реализации индивидуально-дифференцированного подхода.
6. Разработка системы критериев оценки деятельности участников игры.
1.Вступительное слово ведущего.
2. Объяснение и принятие правил и хода игры.
3. Групповая работа в 3-х группах: «Негатив», «Позитив» и «Эксперты»: в первых двух группах участники играют роли: учеников, учителей, управленцев и родителей.
1 этап – рефлексивный: 1-я группа обсуждает вопрос « Что не устраивает в работе школы по организации системы инд.-диф. обучения?»; 2-я группа обсуждает возможные пути совершенствования системы инд.-диф. обучения в школе, разрабатывает цели и задачи на новый этап работы школы:
2 этап – экспертный: лидеры групп представляют наработанные материалы экспертам, которые классифицируют названные «Негативы» и составляют проблемный анализ работы школы по данной проблеме, уточняют формулировки целей и задач.
1-е и 2-е группы в это время разрабатывают проекты программ развития
4. Презентация всеми группами своих проектов.
5. Подведение итогов, анализ результатов игры, оценка деятельности всех участников.