Дополнительная образовательная программа творческого объединения ИНФОМИР (9 лет)

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Л. Овчерюковой «Инфомир». Изд: М., АСТ «Астрель», 2006г. и образовательной программы по информатике. Изд: М., Просвещение, 2005г. Программа имеет научно-техническую направленность.
Программа рассчитана на 162 часа в год (I группы учащихся – 72ч, II группа – 90ч ), возраст воспитанников 9-15 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю; 4,5 часа в неделю. Из них теоретических – 22,5ч; практических – 139,5ч Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий после каждой изученной темы. Подведение итогов проводится в форме диагностики.

Актуальность (обоснование разработки программы).

Умение быть с компьютером на «ты» сегодня – это не столько просто полезно, сколько необходимо. Поэтому, для обучения ребят в школе оборудован компьютерный класс на 12 мест. Разумеется, занятий, отводимых учебным планом (1 час в неделю) для овладения компьютерными технологиями недостаточно, поэтому и возникла необходимость дополнительного общения с компьютером .
Потоки информации, которые обрушивает на нас современная жизнь, огромны. Для успешной адаптации детей в современном информационном обществе необходимо развивать у них логическое мышление, способности к анализу и синтезу. Важным показателем развития теоретического мышления учащихся является умение переносить полученные знания, способы и приемы деятельности из одной образовательной области в другую; кроме того, умение выделять систему понятий, характерную для конкретной образовательной области, пользоваться ею, расширять её объём.
Грамотная эксплуатация ЭВМ, знание основных прикладных программ, развитие «алгоритмического» мышления, программирование – вот неполный перечень тех задач, которые изучаются ребятами в течение года. Практическое решение прикладных задач при помощи ЭВМ формирует «математический» склад ума, приучает находить нестандартные решения в сложных ситуациях и, как следствие, является отличной тренировкой при освоении школьных дисциплин. Кроме этого, большинство задач являются творческими, что позволяет формировать индивидуальный подход к их решению.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что рассчитана на дополнительное обучение учеников начальных классов на принципах доступности и результативности. Используются активные методы обучения и разнообразные формы (занятия, конкурсы, соревнования, презентации...).

Главная цель программы – научить учащихся грамотной работе с информацией посредством изучения современных офисных продуктов и коммуникативных технологий.

Задачи:
формирование умения ориентироваться в информационных потоках;
развитие навыков анализа и самоанализа;
формирование умения планировать свою деятельность;
оказание помощи детям в изучении использования компьютера как инструмента для работы в дальнейшем в различных отраслях деятельности;
оказание помощи в преодолении боязни работы с техникой в т.ч. решение элементарных технических вопросов;
изучение принципов работы наиболее распространенных операционных систем;
формирование творческого подхода к работе с компьютером (более глубокое и полное изучение инструментов некоторых прикладных программ);
изучение принципов работы в сети (в т.ч. в сети Интернет);
оказание помощи детям в изучении основ программирования.

Формы и методы работы.

На занятиях используются следующие формы работы: лекция, беседа, практическая работа, мозговой штурм, тестирование и анкетирование, игра, групповая работа, аукцион идей, объяснение, демонстрация.
Используемые методы: изобретение, проектирование, разработка и сопровождение.

Ожидаемые результаты освоения программы
К концу обучения, обучающиеся должны знать:
вид информации в зависимости от органа чувств, воспринимающего информацию (зрительная, звуковая, и т. д.);
называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная);
знать правила поведения в компьютерном классе;
называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.);
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать);
ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке;
приводить примеры количественной и качественной информации;
применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности;
уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе);
уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и интернета;
иметь элементарные навыки работы на компьютере.

Способы проверки результатов освоения программы
Для оценки результативности учебных занятий применяется промежуточный контроль в виде интерактивных тестов и итоговый контроль. Для объяснения нового материала применяется вопросно-ответная система. Итоговый контроль проводится в форме презентации своих работ.
Методами контроля являются:
-  тестирование;
-  презентации;
-  защита работ.


Содержание обучения

Тема 1. Информация и информационный процесс (21 ч)
Информатизация общества и её основные черты. Информация: виды, свойства, способы получения, хранения, передачи. Текст как основной вид информации. Информация на бумажных и электронных носителях (сравнительная характеристика). Основные виды документов. Терминология.

Тема 2. Деятельность: виды деятельности, схема деятельности, схема анализа(18 ч)
Схема деятельности и её компоненты: потребность, мотив, цель, результат, коррекция результата. Виды деятельности, связанные с получением, хранением и обработкой информации. Схема анализа. Целеполагание, анализ, рефлексия как надпредметные знания.

Тема 3. Твоя родословная. Понятие родословной. Сбор и обработка информации для построения родословного древа (12 ч)
Твоя родословная. Понятие родословной: поколение, потомки, предки. Родословное древо. Традиции семьи: наследственное имя, семейные праздники, предания, истории. Отношение к родословным в России. Родословная Петра I. Способы получения информации для построения родословного древа.

Тема 4. Практическая работа с текстовой информацией. Традиционные и электронные словари, справочники, каталоги (8 ч)
Практическая работа с текстовой информацией. Словари и справочники. Методы работы со справочной литературой на различных видах носителей. Способы работы с библиотечными каталогами. Выстраивание алгоритмов поиска различной информации.

Тема 5. Тесты как средство получения информации (8ч)
Тесты и работа с ними.

Тема 6. Форматирование текста (5 ч)
Текстовый процессор WordPad. Геометрия печатной страницы. Выбор формата бумаги и размеров полей. Структура и стиль документа. Оформление абзаца или заголовка. Гарнитура шрифта. Размер шрифта. Начертание шрифта. Форматирование текстов в программе WordPad. Ввод и загрузка текста. Панель форматирования. Форматирование абзаца. Средства автоматизации редактирования. Печать текста.

Тема 7. Средства для работы с графикой (10 ч.)
Сканеры. Цифровые фотокамеры и видеокамеры. Программные средства для работы с графикой. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Свободное рисование. Инструменты рисования линий. Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей. Изменение масштаба просмотра. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка. Операции с цветом. Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов. Внедрение и связывание объектов.

Тема 8. Стандартные средства мультимедиа (5 ч)
Понятие мультимедиа. Поддержка средств мультимедиа в Windows. Программа Регулятор уровня. Настройка программы. Программа Фонограф. Редактирование звукозаписи. Программа Лазерный проигрыватель. Программа Универсальный проигрыватель. Вставка мультимедийных объектов в документы. Установка и запуск программ

Тема 9. Интернет как средство получения информации и обмена информацией (5 ч)
Знакомство с современными Web-технологиями. Организация поиска данных в Интернет. Работа с электронной почтой.

Тема 10. Компьютерные игры (70 ч)
Знакомство с современными компьютерными играми. Компьютерная игра в сети.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п
Тема раздела
Количество часов



всего
теория
практика

1.
Информация и информационный процесс.
21 ч
6
15

2.
Деятельность: виды деятельности, схема деятельности, схема анализа.
18 ч
5
13

3.
Твоя родословная. Понятие родословной. Сбор и обработка информации для построения родословного древа
12 ч
3
9

4.
Практическая работа с текстовой информацией. Традиционные и электронные словари, справочники, каталоги.
8 ч
2,5
5,5

5.
Тесты как средство получения информации
8 ч
1
7

6.
Форматирование текста
5 ч
1
4

7.
Средства для работы с графикой
10 ч
2
8

8.
Стандартные средства мультимедиа
5 ч
1
4

9.
Интернет как средство получения информации и обмена информацией
5 ч
2
3

10.
Компьютерные игры
70 ч
5,5
64,5



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(I младшая группа)

дата
Тема занятия
Кол-во
часов
Теорети-
ческие
занятия
Практи-
ческие
занятия
Примечание



Организационное занятие. Инструктаж по ТБ. Понятие об информации. устройство ПК
2
1
1




Практическое занятие: устройство ПК
2

2




Информация. Поиск. Представление.
2
1
1




Практическое занятие: поиск информации.
2

2




Информационная культура. Практическое занятие.

4
1
3




Процесс. Информационный процесс. Практическое занятие.
4
1
3




Потребность деятельности. Практическое занятие.
4
1
3




Мотивация деятельности. Практическое занятие.
4
1
3




Цель и результат деятельности. Практическое занятие.
4
1
3




Коррекция результата. Виды деятельности, связанные с получением, хранением и обработкой информации.
2
1
1




Анализ. Схема анализа.
2
1
1




Практическое занятие: анализ результата деятельности.
2

2




Понятие родословной: поколение, потомки, предки.
2
1
1




Практическое занятие: анализ информации о семье (роде)
2

2




Традиции семьи: наследственное имя, семейные праздники, предания, истории. Практическое занятие «Традиции моей семьи».
4
1
3




Отношение к родословной в России. Родословная Петра I
Родословное древо моей семьи.
2
1
1




Практическое занятие: демонстрация родословного древа моей семьи
2

2




Текстовая информация. Практическое занятие: отбор текстовой информации на определенную тему.
2
1
1




Работа с клавиатурным тренажером. Выполнение упражнений по набору текста.
2
0,5
1,5




Практическое занятие «Кто быстрее и правильнее наберет текст»
2

2




Словари и справочники. Практическое занятие: работа с электронным словарем
2
1
1




Текст. Знакомство с текстами содержащимися в электронном пособии Л.И. Долинер. Практическое занятие : работа с текстом Windows
2
1
1




Выполнение текста №1 (Word)
2

2




Выполнение текста №2 (Paint)
2

2




Выполнение текста №3 (Power Point)
2

2




Знакомство и освоение компьютерных игр.
8
2
6




Практическое занятие: «Самый внимательный»
2

2



Итого 72 ч


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(I старшая группа)

Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Теория
Практика
Примечание

По плану
По факту








Организационное занятие. Инструктаж по ТБ.
Информация аналоговая и цифровая. Аналого-цифровое преобразование. Устройства аналоговые и цифровые.
2,5
1
1,5




От битов к байтам.
Кодирование текстовой, цветовой и графической информации.
2,5
1
1,5




Форматирование текста в программе WordPad
5
1
4




Средства для работы с графикой. Графический редактор Paint. Инструменты рисования. Свободное рисование.
5
1
4




Создание стандартных фигур. Заливка областей. Исполнение надписей. Изменение масштаба просмотра. Изменение размера рисунка. Сохранение рисунка.
2,5
0,5
1,5




Операции с цветом. Работа с объектами. Выбор фрагмента изображения. Монтаж рисунка из объектов. Внедрение и связывание объектов.
2,5
0,5
1,5




Стандартные средства мультимедиа.
5
1
4




Интернет как средство получения информации.. Знакомство с поисковыми системами Rambler, Yandex. Практическое занятие: поиск информации в сети Интернет

2,5
1
1,5




Работа с электронной почтой. Регистрация на Yandex.Сетевой этикет и сетевая безопасность. Отправка и прием сообщений электронной почты
2,5
1
1,5




Компьютерные игры. Знакомство и освоение игры Counter Strik
2,5
0,5
2




Практическое занятие: режим игры и управление.
5
0,5
4,5




Практическое занятие: управление.
5

5




Специфика сетевой игры. Практическое занятие: освоение тактики сетевой игры.
5
0,5
4,5




Практическое занятие: сетевая игра.
2,5

2,5




Знакомство с кодами к игре. Ввод кода. Практическое занятие: тренировочная игра.
5
1
4




Практическое занятие: командная игра.
7,5

7,5




Настройка игры. Статистика.
2,5
1
1,5




Командные соревнования.
15

15




Итоговая игра –соревнование Counter Strike
5

5




Результаты соревнования
2,5

2,5




Итоговое занятие. Конкурсная программа «Шаг в будущее»
2,5

2,5



Итого 90 ч
Литература

Симонович С. «Практическая информатика» М., 2005
«Web-страницы» Л.И. Долинер
Песков Д. «Информационная безопасность в Интернет» М., 2006
ИИП «КМ-Школа» компании «Кирилл и Мефодий»
«Энциклопедия персонального компьютера и Интернета»(CD-1,CD-2)
Фролов М.И. Учимся работать на компьютере. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
Левкович О. А. и др. "Основы компьютерной грамотности", Минск, ТетраСистемс, 2005г.
Николаева Е. А. и др. "Adobe Photoshop CS. Практические задания". Пособие для школ, гимназий, лицеев. Минск, Аверсэв, 2006г.
Рик Альтман и др. "Microsoft Office PowerPoint 2003", Москва, Питер, 2004г.
"Microsoft  PowerPoint версия 2002", Москва, ЭКОМ, 2004г.
Юрий Гурский. "Photoshop 7 трюки и эффекты", Минск, Питер, 2005г.
Топорков С. С. "Трюки и эффекты в Photoshop CS2", Москва, ДМК, 2005г.
Дмитрий Миронов. "CorelDraw X3 учебный курс", Минск, Питер, 2006г.
Юрий Гурский и др. "CorelDraw 11 трюки и эффекты", Минск, Питер, 2005г.
Татьяна Панкратова. "Flash MX 2004 учебный курс", Минск, Питер, 2004г.
Дмитрий Лещев. "Flash MX 2004 теория и практика. Самоучитель", Минск, Питер, 2004г.
Дмитрий Гурский и др.  "Flash MX 2004 и ActionScript 2.0. Обучение на примерах", Москва, Новое знание, 2004г.
Дмитрий Кирьянов. "Adobe Premiere Pro. Самоучитель", Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2004г.
Компьютер для детей. Изд.: «Эксмо», М., 2005
Школьные олимпиады. Информатика 8-11 класс. Изд.: «Айрис-пресс», М.,2005
Босова А.Ю. «Занимательные задачи по информатике» М.,2005

Заголовок 315