Управление процессом гражданско-патриотического воспитания посредством создания единого воспитательного пространства


МБОУ «Старокутлумбетьевская СОШ»
Управление процессом гражданско-патриотического воспитания посредством создания единого воспитательного пространства
Описание опыта
С. Старокутлумбетьево10.02.2015

Тема опыта: Управление процессом гражданско-патриотического воспитания посредством создания единого воспитательного пространства.
Все началось с олимпиады по граждановедению. Межрегиональная ассоциация учителей «За гражданское образование» собирала единомышленников, людей, кому была не безразлична судьба молодежи. Нет, это не громкие слова. Действительно есть люди, которые беспокоились о воспитании и образовании граждан России. Это было во второй половине 90-х годов. Благодаря «Учительской газете» я и мои ученики были участниками олимпиады три года подряд. О чем олимпиада? Мы учились теоретически демократии, строили гражданское общество, пытались обретать на практике права и свободы, опыт активной гражданской позиции. Посещение семинаров учителей граждановедения из США, газета «Граждановедение», газета «Учительская», статьи П.Положевца, С. Прутченкова пополнили в моей копилке содержание патриотического воспитания новыми формами совместной работы с другими субъектами воспитания. Мы с коллегами пытались еще в те времена внедрить опыт американских коллег: сотворчество, сотрудничество и др.
Старшеклассники разработали проект «Проблемы сельской молодежи», вышли к властям местного и районного уровней…Шестиклассники расклеили по селу плакаты с призывом «Берегите природу»… Не отказываясь от пионерской организации, мы первые в районе создали детскую республику «Радуга» с выборами президента (25 октября 1998года)…Мы играли в демократию, в свободу слова, выполняли свой долг перед малой Родиной. В ответ улыбки сельчан, взрослых, администраторов.
Никто не навязывал американские программы, важен был опыт методов, форм, технологий.
Начало 21 века. Условия, в которых находилось российское общество, в целом были неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. Можно выделить ряд факторов, которые ограничивали эффект гражданско - патриотического воспитания: в стране духовный кризис и упадок общественной морали; основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости; бесконечные поиски национальной идеи для преодоления духовного кризиса и консолидации общества.
Я и мои коллеги видели проблему в том, что существующие в образовательном учреждении традиционные технологии управления процессами гражданского образования и патриотического воспитания не эффективны.
Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства. Изменения, происходящие в обществе, определяли новые требования к отечественной системе образования. Важнейшим приоритетом является формирование системы гражданско - патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.
Однажды в печати были простые размышления суворовца Дмитрия Костарева о любви к Родине. « Любить страну с такой тяжелой и противоречивой судьбой - трудно. А не любить - низко и эгоистично. А что значит – любить свою страну? Я так понимаю: это делать для нее все, что сможешь. Каждый на своем месте…» Это был 2004 год. Я не знакома с этим юношей. Его не знают мои ученики. Но потрясли его мысли. А что думают наши ученики? Как они понимают: любить Родину?.. Столько возникло вопросов, появились идеи, сделаны выводы.
Гражданское образование и патриотическое воспитание являются востребованными обществом компонентами социализации школьников и активного вступления их в общественно-политическую жизнь, что требует творческого развития механизмов управления процессом гражданско-патриотического становления учащихся в школе.
Используя технологию формирования команды, была создана группа из креативных учителей. Наша команда проанализировала ситуацию управления гражданско-патриотическим воспитанием. Предложила как наиболее эффективную использование интеграционно-деятельностной модели управления: сотворчество и сотрудничество педагогов, учащихся, их родителей, государственных, культурно-просветительских, ветеранских, молодежных, творческих и других общественных организаций, интеграции форм и методов обучения и воспитания.
Мы пришли к выводам: 1) эффективность управления гражданско-патриотическим воспитанием достигается посредством создания единого образовательного пространства, 2) формирование гражданственности и патриотизма учащихся зависит от личностных морально-этических, нравственных и профессиональных качеств руководителей образовательного учреждения, корпоративного стиля руководства, форм и методов, социального партнерства, установления обратной связи школы с семьей, использование разнообразных форм самоуправления и развития ученических инициатив. 3) эффективному управлению гражданско-патриотическим воспитанием может способствовать использование современного отечественного и зарубежного опыта гражданско-патриотического воспитания. ( Вот и пришло время литературы, которая залежалась на полке более 15 лет. Не спорю, сегодня есть Интернет. Есть возможность знакомства с опытом любой страны. А я рада, что мой опыт конца ХХ века актуален в начале ХХI века. И самое главное – есть результат: выпускники нашей школы – активные граждане и успешные личности.) Перед школой стала цель: модернизация управления гражданско-патриотическим воспитанием посредством создания единого воспитательного пространства. Выскажу свой взгляд на правильность нашего решения. Наш коллектив считает, что целью общего образования должно стать воспитание ГРАЖДАНИНА и ПАТРИОТА. И дело не только в благородстве этой цели, но и в том, что гражданин – это полноправный и полноценный член общества. Каким требованиям должен отвечать вступающий в самостоятельную жизнь выпускник школы?
1. Прежде всего это должен быть патриот своей страны! А для этого он должен знать основы Конституции России, гражданского законодательства, социально-экономического устройства и т.д. Гордость за свою страну может проявиться только при условии знания родного языка, истории, географии, культуры.
2. Гражданин должен быть готов к выполнению конкретных действий для своей Родины: трудиться, учиться, беречь природу, заниматься общественными делами и т.д.
Особенностью и оптимальными условиями нашей школы для развития современного воспитательного пространства являются:
- многонациональность состава населения нашего района,
- приграничность географического положения района с Республикой Татарстан, Башкирской Республикой,
- богатое культурно-историческое и педагогическое наследие,
-межведомственное взаимодействие решения задач воспитания подрастающего поколения по некоторым направлениям на районном уровне.
На развитие гражданско-патриотического воспитания детей влияют такие учреждения, службы, ведомства села и района, как семья, учреждения дополнительного образования, средства массовой информации (в т.ч. газета Северо-Запада Оренбуржья «Малая Родина»), отдел молодежи администрации МО «Матвеевский район», спорткомитет администрации МО «Матвеевский район», военкомат, Совет ветеранов ВОВ и локальных войн, администрация села Старокутлумбетьево, РОВД, КДН, прокуратура,МУЗ Матвеевская ЦРБ, СДК села Старокутлумбетьево, районная центральная библиотека, музеи школьный, с. Матвеевка, г. Абдулино, ЦВР и ДЮСШ.
Анализ состояния совместной работы с вышеперечисленными субъектами позволил сделать вывод о ее низкой результативности. Работа совместная ведется, но она часто нескоординирована, инициатива исходит только от школы.
Необходимость создания единого воспитательного пространства для нашей школы очевидна, так как именно воспитательное пространство позволит максимально привлечь различные позитивные общественные силы к воспитанию подрастающего поколения, повысит их роль и ответственность в этом деле, выведет совместную работы школы на новый, более высокий и результативный уровень.
Работа ведется поэтапно и продолжается в настоящее время.
1.Подготовительный. Цель этапа: проанализировать состояние уровня гражданско-патриотического воспитания в МБОУ «Старокутлумбетьевская СОШ» и собрать необходимую информацию по проблеме создания единого воспитательного пространства с целью формирования гражданско-патриотических компетентностей личности учащихся. Разработать механизм управления данной системой.
2.Организационный. Выстроить систему работы школы и заинтересованных служб и ведомств по гражданско-патриотическому воспитанию и отработать механизм управления данной системой.
3.Аналитико-результативный. Подвести итоги достигнутых результатов и определить пути дальнейшего развития гражданско-патриотического воспитания и сотрудничества с заинтересованными службами и ведомствами. Фиксация созданных прецедентов практики воспитательной работы и их закрепление в локальных нормативных актах школы.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию организована через традиционные коллективно-творческие периоды (КТП): акции «Сад Хуснури», «Помоги ребенку!», «Уважай старость!», «Дети ХХI века – детям войны», « Солдатский платок», «Живи, родник!» «Чистая остановка- лицо села», проект «Национальной культуре- жить!», месячники оборонно-массовой и спортивной работы, «Внимание, дети!» и др., Урокии мужества, организация работы Поста №1, Вахта Памяти. В течение года проводятся традиционные мероприятия: День знаний, День пожилых, День Матери, День родной школы, Дни защитника Отечества, День здоровья, День защиты детей, Международный День толерантности, встречи с ветеранами ВОВ, вдовами ветеранов войны, труженицами тыла и воинами – афганцами.
Совместно с ведомствами обсуждаются, утверждаются и планируются проведение месячников «Внимание, дети!» и др., совместная профилактическая работа с родителями и т.д. В школе огромное внимание уделяется формированию здорового образа жизни детей, использованию здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности. Одним из важнейших элементов правовой реформы и актуальной задачей, стоящей перед обществом в целом и системой образования в частности, является формирование правосознания и активной гражданской позиции несовершеннолетних, которое осуществляется в процессе гражданского образования. С этой целью в школе организована работа клуба « Я имею право», направленная на повышение правовой грамотности учащихся, профилактику правонарушений. В деятельности клуба принимают участие представители прокуратуры, КДН и ЗП, ОВД (в том числе ПДН), отдела образования и т.д. Планирование деятельности клуба на учебный год, проведение профилактических мероприятий обсуждается и утверждается при участии представителей выше перечисленных представителей служб и ведомств.
Аналогично организована деятельность объединения «Память», которое сотрудничает с районным Советом ветеранов ВОВ и локальных войн, СДК, районной библиотекой и др.
По такому же принципу построена совместная работа с отделом по делам молодежи МО «Матвеевский район», военкоматом. Планируется выстроить совместную деятельность с ОУ г. Бавлы (РТ) и г.Октябрьский(РБ).
В свете современных требований были уточнены дефиниции «гражданское образование», «гражданственность», «патриот», «патриотизм», «долг», др.
Для меня лично это опыт отбора и внедрения в образовательный и воспитательный процессы эффективных технологий, обеспечивающих высокий уровень гражданско-патриотического воспитания учащегося. Владея немалым опытом работы, не отрицаю традиционные методы, но время требует совершенства.
Школа создала условия для формирования единого воспитательного пространства с целью развития гражданско-патриотического воспитания. Представлена интеграционно-деятельностная модель управления процессами гражданско-патриотического воспитания в условиях единого образовательного пространства. Составлены подпрограммы « Я – природа», «Я- гражданин и патриот России», «Я и труд» и другие.
Все участники образовательного процесса и другие социальные партнеры приобрели мотивацию на формирование гражданско- патриотических компетентностей и укрепление и сохранение здоровья.
Опыт показывает, что работа по патриотическому воспитанию приносит желаемые результаты только в том случае, если деятельность будет носить системный подход. Системность стала принципом деятельности единого воспитательного пространства.
Результатом гражданско-патриотического воспитания молодого человека является становление позиции гражданина и патриота. Под позицией гражданина и патриота понимается устойчивая система смыслов, отражающая социально обусловленное отношение человека к своей стране, Отечеству, гражданскому обществу и самому себе как его члену, функционально представленную в контекстах социокультурной ориентации и актах социального поведения. В структуре позиции гражданина и патриота выделяются мировоззреческо-ценностный, мотивационно-потребностный, поведенческий компоненты. Как и школа, наши социальные партнеры могут по праву гордиться: наши учащиеся и выпускники – активные граждане и успешные личности. За последние пять лет у нас есть немало причин для гордости. Вместе с сельской администрацией мы ежегодно подводим итоги: село живет, растет, наши выпускники - порядочные сельчане. Строят дома, трудятся, не жалуются на жизнь, берегут традиции и историю села, рожают детей, воспитывают в труде на благо всем. Вместе с районным комитетом по спорту гордимся спортсменами: чемпион России и Республики Башкортостан Исхаков Самат, призеры областных, районных соревнований Сафин И., Хамидуллин И.З. и др.. Гордимся победителями Всероссийской олимпиады по предметам регионального этапа Хаббутдиновым И. (технология), Хуснутдиновой Л. (технология), Рахматуллиной Р. (технология), обладателем Президентского гранта для молодежи Абдрахманова Г, золотыми и серебряными медалистами Рузанова Д, Гиниятуллина А. и др. Районная администрация прославляет труд молодых фермеров Закирова И.А, Гиниятуллина Р.Р., предпринимателя Шарипову И.Р. и др. В ЦРБ вернулась работать после учебы в Оренбургской медицинской академии хирург Исхакова А.Р. Районный военкомат через СМИ выражает благодарность родителям солдата Файзуллина А…
Каждое дело, мероприятие школы не проходит без участия родителей, представителей сельской администрации, работников СДК. Частые гости школы старшее поколение сельчан.
Сегодня сельчане признают самоуправление в школе, знают о существовании Республики «Радуга», ее президента. Все субъекты воспитания в равной степени инициативны и отзывчивы на предложения. Будь то встреча с работниками районного отдела полиции или в участие в фестивале народов района, организованного районным отделом культуры, участие школьников в художественной самодеятельности села на фестивале «Обильный край, благословенный!».
По инициативе школы в селе проходят акции «Чистая остановка – лицо села!», «Чистота и порядок – дело наших рук!», «Сад Хуснури» с участием родителей, сельчан. В 2014году в рамках акции «Живи, родник!» с усилиями земляков был возрожден еще один родник.
Результативность управления подтверждается рядом фактов, устойчивых социальных эффектов: отсутствие правонарушений, рост мотивации к службе в армии, благодарственные письма из военных частей, сплочение климата в коллективах…
Несмотря на успехи в интеграционно-деятельностной модели управления гражданско- патриотическим воспитанием, команда осветила основные проблемы, влияющие на руководство в современных условиях:
- недостаточность комплекса организационно-методического, информационно-просветительского обеспечения системы гражданско-патриотического воспитания в школе, развития форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
- необходимость совершенствования системы управления процессом гражданско-патриотического воспитания в школе через единое воспитательное пространство; определения приоритетных направлений работы школы по патриотическому воспитанию школьников на разных возрастных ступенях обучения.
В процессе выполнения работы я, как руководитель, всегда стремлюсь к развитию таких качеств как: 
-лидерство (лидер имеет авторитет, организаторские способности, формирует цели и ведет за собой людей);
- высокая внутренняя эффективность (хороший моральный климат, атмосфера в коллективе,   профессионально-личностных особенности деятельности педагогов,  эмоциональная   отзывчивость, нравственная чуткость,  творческий стиль мышления, находчивость, способность к эмпатии, ориентации на интересы  и запросы молодых людей.Профессиональная педагогическая компетентность педагога в области гражданско-патриотического воспитания рассматривается нами  как способность создавать условия для духовно-нравственного  становления детей и молодежи, формирования ценностей патриотизма и гражданственности, готовности личного участия в судьбе своей страны, своего отечества;
- высокая внешняя эффективность (итоги, успехи, отдача участников образовательного процесса. Включение всех субъектов процесса в различные виды общественных отношений и деятельности, участие в волонтерском движении, социальных проектах, форумах, встречах, организациях презентаций, соуправление. )
Мои управленческие решения. Инициативность, активность и коллегиальность в управлении, проведение мониторинговых исследований, построение дерева целей. Системное планирование, обеспечивающее согласованность на всех уровнях управления, взаимодействие с внешними партнерами на принципах добровольности, взаимной поддержки, системный контроль, использование методов стимулирования совместной деятельности всех участников процесса.
Технология реализации опыта опирается на следующие принципы:
Принципы природосообразности.
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Деятельностный принцип.
Принцип гуманизации воспитания.
Единство воспитательных воздействий (сотрудничества).
Состояние материально-технической базы школы
для развития гражданско-патриотического воспитания:
Образовательный процесс осуществляется в двухэтажном здании школы. Для развития гражданско-патриотического воспитания в школе имеются: спортивная площадка, беговая дорожка, полоса препятствия, волейбольная площадка, спортивный зал, актовый зал, кабинет ОБЖ, истории, музейная комната, библиотека, тренажерный зал. В школе созданы условия для качественного образования, развития и воспитания учащихся, однако школьные кабинеты нуждаются в оснащении современным оборудованием: оргтехнике, приборами, техническими средствами обучения, современными наглядными пособиями.
Реализация программ дополнительного образования.
Дополнительное образование в нашей школе ведётся на основе личностного общения и взаимодействия детей и взрослых.
В школе созданы и действуют следующие объединения по интересам «Юннат», секция футбола, хоккея, секция лыжной подготовки, Театр Моды « Яз Голе», Школа безопасности и др.
Дополнительное образование школы охватывает все направления внеклассной деятельности. Для творческой работы объединений необходимо взаимодействие с представителями служб и ведомств на более высоком методическом уровне, творческих встреч, экскурсий, использование новых форм работы, укрепление материально-технической базы объединений.
Идет апробация стандарта общего образования второго поколения, в нем отмечено, что воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
Опыт констатирует: во-первых, повышение эффективности управления процессом гражданско-патриотического воспитания; во-вторых, положительную динамику изменения сформированности у учащихся позиции гражданина и патриота, а следовательно и результативности управления.
Изменения в действующие локальные акты школы внесли с утверждением Программы воспитания и социализации с учетом Воспитательной компоненты, с утверждением подпрограммы «Я- гражданин и патриот России!» на педсовете №2 учебного года.
Данный результат получил признание участников образовательного процесса. Выступление на заседании Совета ветеранов по проблеме «Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности». На базе нашей школы был проведен семинар для заместителей директоров по воспитательной работе по теме «Я- гражданин и патриот». На базе школы был инициирован первый районный этнографический фестиваль с участием гостей из Республики Татарстан. Выступление на августовской конференции на секции заместителей директоров по воспитательной работе.
В заключении я не придумала ничего лучше, как процитировать О.Бальзака: « Чтобы дойти до цели, надо идти». Мои коллеги и я понимаем, что если мы рискнули взвалить на себя груз проблем, связанных с организацией создания единого воспитательного пространства, то на легкую жизнь надеяться нам не следует. Но то, что эта жизнь будет творческой и интересной, в этом нет сомнений.
И последнее. Я знаю точно, что могу рассчитывать на поддержку своих коллег, потому что мы- команда.