Программа по настольному теннису


Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета и.о.директора МБОУ Рожковская СОШ
протокол № ___________ __________\Швечкова О.В.\
от «__»__________2015 г. Приказ№____от «____»__________2015г.
Программа внеурочной деятельности
«Настольный теннис»
Возрастной диапазон с 6 до 10 лет
Срок реализации 4 года
Руководитель кружка: учитель физической культуры МБОУ Рожковская СОШ Зудин А.Ю.
Нижегородская обл., Сосновский р-онС. Рожок 2015 г.
Программа по настольному теннису

Все занимающиеся в школьной секции настольного тенниса делятся на четыре возрастные группы с учетом возраста, общефизической и спортивной подготовленности: подготовительную (1-4 кл. ), младшую (5-7 кл. ), среднюю (8-9 кл. ), старшую(10-11 кл. ). Программа рассчитана соответственно на 4 года обучения. Занятия в каждой группе. проводятся 2 раза в неделю по 2 ч, количество занимающихся в каждой группе 15 человек. Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и практических умений и навыков. Большое место в подготовке игрока в настольный теннис надо уделять воспитанию его волевых качеств и совершенствованию психических показателей, необходимых для успешной игры. По плану секции школьного коллектива следует регулярно проводить соревнования по настольному теннису.
В процессе теоретических и практических занятий, соревнований занимающиеся должны получить знания и навыки, необходимые инструктору-общественнику и спортивному судье.
В процессе учебно-тренировочных занятий и спортивных соревнований преподаватель должен воспитывать у учащихся добросовестное отношение к труду, чувство ответственности перед коллективом, добросовестное отношение к своим обязанностям. Учебный материал рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и практических умений и навыков.
Большое место в подготовке игрока в настольный теннис надо уделять воспитанию его волевых качеств и совершенствованию психических показателей, необходимых для успешной игры.
По плану секции школьного коллектива следует регулярно проводить соревнования по настольному теннису.
В процессе теоретических и практических занятий, соревнований занимающиеся должны получить знания и навыки, необходимые инструктору-общественнику и спортивному судье.
Преподаватель-тренер секции должен систематически следить за успеваемостью и дисциплиной своих воспитанников в общеобразовательной школе, иметь тесный контакт с классным руководителем и родителями. В соответствии с общими задачами работы секции определяются задачи каждой группы. В подготовительной группе - всесторонняя физическая подготовка, 'укрепление здоровья, развитие волевых качеств и способностей, необходимых игроку, овладение основами техники и тактики игры, подготовка к сдаче тестов. В младшей группе - повышение функциональных возможностей организма занимающихся, укрепление здоровья, закаливание, совершенствование технико-тактических основ игры, участие в соревнованиях, выполнение нормативов 11 юношеского разряда. В средней группе - повышение функциональных возможностей организма, совершенствование спортивно-технических показателей, участие в соревнованиях, выполнение нормативов 1 юношеского или 111 спортивного разряда. В старшей группе – физическая подготовка, совершенствование спортивно-технических показателей, получение звания судьи по спорту или инструктора-общественника, выполнение нормативов 2 или 1 спортивного разряда.
ПРОГРАММА.
Подготовительная группа (1-4 классы)
Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь.
Появление игры в стране, ее распространение, техника, тактика, особенности инвентаря. Проведение первых международных соревнований и участие в них российских спортсменов. Особенности современной игры.
Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности.
Режим дня. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна. Уход за кожей, волосами и ногтями. Гигиена полости рта. Уход за ногами. Гигиеническое значение водных процедур. Использование естественных факторов природы для закаливания организма. Гигиена мест занятий. Временные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой и спортом. Значение врачебного контроля и самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, спирометрия, потоотделение, пульс, кровяное давлениe. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о травмах. Причины травм и их профилактика на занятиях настольным теннисом.
Общая и специальная физическая подготовка. Особенности выполнения физических упражнений, их последовательность, периоды отдыха, интенсивность, значение многократного повторения каждого упражнения.
Практические занятия. Строевые упражнения. Повороты на месте и в движении, перестроения на месте в движении. Размыкание и смыкание строя, перемена направления движения.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения. в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание и разгибание, отведение, повороты, маховые и круговые движения), сгибание рук в упоре лежа.
Упражнения для мышц туловища. Наклоны вперед и назад, в стороны с различными положениями и движениями рук,
Упражнения для мышц ног. Движение прямой и согнутой ноги, приседания на двух и на одной _ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, прыжки на двух и одной ноге на месте и в движении, комбинации вольных упражнений на 8:64 тактов. Ходьба и бег: ходьба в различном темпе, ходьба на носках, на пятках, скрестным шагом, высоко поднимая колени, выпадами, приставными шагами; бег с изменением направления и скорости, бег, высоко поднимая колени, бросание и ловля различных мячей во время бега.
Упражнения с предметами. Скакалка: прыжки с. вращением скакалки вперед и назад, на двух и одной ноге, с ноги на ногу, прыжки с поворотами, прыжки в полуприседе и в приседе, бег, перепрыгивая через скакалку. Гимнастическая палка: наклоны и повороты туловища, маховые и круговые движения рук, переворачивание, выкручивание и вкручивание палки, прыжки через палку, подбрасывание и ловля палок, Теннисный мяч: броски и ловля одной и двумя руками из положения стоя, сидя, лежа, ловля мяча, отскочившего от стенки, перебрасывание мяча на ходу и на бегу, метание в цель и на дальность, жонглирование. Набивной мяч (1-2 кг): броски вверх и ловля с поворотами и приседаниями, перебрасывание по кругу и в разных направлениях различными спасобами. Упражнения с гантелями (1-2 кг) для различных групп мышц плечевого пояса и рук.
Игры с мячом, с бегам, с прыжками, с метанием, игры нa внимание и быстроту реакции, игры на местности, эстафеты, встречные и круговые. Акробатические упражнения Кувырки вперед, назад, стайка на лопатках, “мост” из положения лежа на спине, из положения стоя с. опусканием назад.
Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением 30-60 м, эстафеты встречные и круговые с этапами по 10 м, пробегание дистанции до 500 М, прыжок в высоту с места и с разбега, прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега, прыжок в длину правым и левым боком, прыжки с двух ног через гимнастическую скамейку. Игра в баскетбол, теннис, бадминтон. Лыжные прогулки от 1 до 3 км. Плавание.
Сnецuальные упражненuя. Имитационные передвижения, прыжки, шаги и выпады по сигналу. Приседание на одной и двух ногах с прыжками из приседа по сигналу.
Упражнения с ракеткой, с утяжеленной ракеткой. Вращательные движения кистью, рисование кругов и восьмерок. Подбивание мяча различными сторонами на месте и во время ходьбы. Удары слева и справа у тренировочной стенки. Имитационные удары ракеткой по одновесному мячу слева и справа. Упражнения с ракеткой у зеркала - имитация ударов слева и справа в быстром темпе. Различные виды жонглирования теннисным мячом одной и двумя руками. Игра с партнером двумя мячами на столе. Игра двумя ракетками поочередно. Игра в “крутиловку. Игра одного против двоих и троих. Эстафетный бег с ведением мяча ударами ракеткой вверх. Специальные упражнения для пальцев. Эстафеты с элементами настольного тенниса.
Основы техники и тактики игры. Понятие техники игры. Значение технической подготовки для достижения высоких спортивных результатов. Основные технические приемы игры. Способы хвата ракетки. Основная стойка и позиция.
Виды ударов (промежуточные, атакующие, защитные). Разновидности ударов: по назначению, направлению вращений мяча, силе удара, траектории полета мяча, времени выполнения удара. Подача в настольном теннисе, с верхним, нижним, смешанным вращением, “двойники”.
Взаимосвязь техники и тактики игры. Тактика одиночных встреч. Планирование тактических действий. Применение различных тактических приемов проtив теннисистов разных стилей игры и характеров. Выбор позиции. Выбор. темпа игры. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры противника.
Техника и тактика парных встреч. Особенности техники игроков при парных встречах, умение применять разнообразные технические приемы, передвижение у стола при парных встречах. Значение начальной расстановки игроков. Особенности тактических приемов в парных играх. Согласованность действий партнеров при проведении всех применяемых приемов. Тактика игроков в смешанных парных играх. Важность подбора партнеров для парных игр. .
Практические занятия. Специальная гимнастика для пальцев: сжимание и разжимание пальцев, охватывающих, ручку ракетки для приобретения привычки расслаблять руку If контролировать правильность хвата. Основная исходная стой ка и выпады для ударов справа и слева. Групповое изучение слева и справа в шеренге без ракетки и с ракеткой. Различные виды жонглирования мячами. Игра с мячом у стены.
Ознакомление с основными видами вращения мяча.
Подачи: толчком слева без вращения мяча; ударом справа без вращения мяча, ударом слева с вращением мяча вверх, справа с вращением мяча вверх, ударом слева “подрезкой>, мяча вниз, справа “подрезкой” мяча вниз.
Удары: толчок тыльной стороной ракетки по прямой без вращения мяча, прием подачи “подставками”, слева без вращения мяча, “накат” слева против “подставки” без вращения мяча, то же против несильной “подрезки” с вращением мяча вниз, “накат” справа против “подставки” без вращения мяча, то же против несильной “подрезки”. с вращением мяча вниз, “накат” слева против несильного “наката” С вращением мяча вверх, то же справа.
Сочетание ударов: удары “накат” слева и справа поочередно против “подставки” без вращения мяча, затем против I “подрезки” С вращением мяча вниз, удары “накат” слева и справа против контратак с вращением мяча вверх. Игры на счет (тренировочные) - нападение против . защиты “подставками”, “подрезками” и против контр нападения, парные между мальчиками и девочками и смешанные пары, в “крутиловку” один против двух, один против пяти, контрольное соревнование . Практическое изучение основ тактики нападения и защиты в одиночных играх.
Младшая группа (5-7 классы).
Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь.
Развитие настольного тенниса в России и за рубежом. Этапы развития игры в теннис в стране, ее популярность, изменение инвентаря, техника и тактика игры. Участие российских спортсменов в международных соревнованиях.
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Особенности строения кровеносной системы человека в разном возрасте. Опорно-двигательный аппарат.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Положительное влияние постепенности увеличения нагрузки и повторности упражнения на повышение функциональных возможностей организма детей.
Гигиена и режим дня спортсмена. Значение режима дня в тренировке спортсмена, врачебный контроль, и самоконтроль, средства закаливания, ежедневная утренняя гимнастика, уход за телом.
Общая и специальная физическая подготовка. Применяются те же средства, игры и эстафеты, что и в подготовительной группе, но при этом увеличиваются объем и интенсивность занятий и шире используются специальные упражнения.
П р а к т и ч е с к и е з а н я т и я. Упражнения для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости: имитация ударов слева и справа на количество повторений за 1, 2, 3 мин, имитация сочетаний ударов справа и слева на количество повторений за 1, 2, 3 мин, имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола по схеме “треугольник” на количество повторений за 30 с, имитация перемещений в 3-метровой зоне на количество повторений за 30 с, за 1 мин, имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола на количество повторений за 30 С, прыжки боком с двух ног через гимнастическую скамейку на количество повторений за 30 с, за 1 мин, имитация перемещений в 3-метровом квадрате по схеме “восьмерка”, игра на двух столах на счет, имитация ударов справа и слева с отягощением (утяжеленной ракеткой) на количество повторений за 1, 2, 3 мин.
Основы техники и тактики игры. Совершенствование изученных приемов игры. . Чередование нескольких приемов игры в быстром темпе, с различными направлениями полета мяча.
Практические занятия. Сочетание сложных подач ( атакующими и защитными ударами. Поочередные контрудары слева и справа по диагонали против атакующих ударов “восьмеркой” (по прямой и по диагонали). Удар справа “топ-спин” против “подрезки”, то же против длинной подачи “подрезкой”. Парные . игры с применением изученных атакуюrцих ударов. Защита “свечкой” С верхним вращением мяча. То же с вращением мяча вверх и в сторону.
Подачи: “подрезкой” мяча вниз справа и слева различной длины в сочетании с атакующими ударами слева и справа; с боковым вращением мяча слева и справа в различном направлении, чередование и выполнение серий различных по вpaщeниям мяча подач. .
Отражение сложных подач: “накат”, “подрезка”, “подставка” и “топ-спин”. Удары: слева против “подставок” и контрударов с различными вращениями мяча, справа против “подставок”, “подрезок” и контрударов с различным вращением, сильный завершающий удар справа без вращения сочетании с укороченным мячом, падающим в центре стола, вблизи сетки, на край стола.
Игры (на счет - двумя мячами) “подставкой” против “подставки” только ударами “накат” слева против защиты “подрезками” по углам, то же справа легкими “накатами”, слева и справа неигровой рукой, в “крутиловку” втроем в одну и другую сторону. Тактика одиночной игры с противниками: защитниками, нападающими, комбинационными игроками. Особенности парных игр и тактика смешанных игр. Совершенствование тактики игры в разных зонах.
Методика обучения. Соблюдение принципа последовательности в обучении - от простого к сложному, от основного к второстепенному. Всесторонность физической, морально-волевой, технико-тактической подготовки. Значение психологических показателей для повышения спортивных результатов.
Практические занятия. Определение ошибок в технике и тактике игры, проведение урока, работа над исправлением ошибок.
Оборудование и инвентарь. Ремонт кронштейнов для сетки, стоек, столов, ракетки. Замена игровых покрытий ракетки. Профилактический уход за ракетками. Оформление залов, наглядные пособия.
Практические занятия. Ремонт спортивного инвентаря, смена игровых покрытий ракеток.
Правила игры, организация и проведение соревнований. Ознакомление с правилами игры, требования к организации и проведению соревнований по настольному теннису. Системы проведения соревнований, требования, предъявляемые к участникам, контрольные турниры.
Практические занятия. Судейство соревнований, оформление документации.
Контрольные испытания. Общая и специальная подготовленность занимающихся проверяется два раза в год по контрольным нормативам. Практика инструктора-общественника. Организация мест занятия, самодельный инвентарь. Обучение занимающихся основам техники игры, проведение тренировочных занятий, организация и проведение соревнований по настольному теннису.
Соревнования. Практические занятия. Проведение учебных занятий, организация и проведение соревнований, составление планов одного и нескольких уроков.
Средняя группа (8-9 классы ).
Развитие настольного тенниса в России. Paспространение игры в России. Участие российских спортсменов в международных соревнованиях. Уровень игры российских и зарубежных спортсменов.
Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности.
Влияние природных факторов. Гигиена мест занятий. Предупреждение травм, особенности травматизма в настольном теннисе, практические навыки оказания первой помощи занимающимся.
Общая и специальная физическая подготовка. Совершенствование приобретенных на занятиях умений и навыков. Упражнения на развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости.
Практические занятия. Выполнение упражнений в соответствии с планами подготовки.
Основы техники и тактики игры. Совершенствование подач различной длины, направлений. Подача “двойника”, прием сложных подач атакующими ударами, “подставкой”, “подрезкой”. Организация этих атак посредством сложной подачи.
Практические занятия. Выполнение серийных ударов: удары “откатка” справа (слева) по диагонали и по прямой; удары “накат” справа (слева) по диагонали и по прямой, сочетание ударов “накат” справа и слева в левый угол стола, подача справа и слева разученными ударами с завершением комбинации атакующими ударами “топ-спин” и “накат”. .
Совершенствование техники и тактики игры по всему пройденному материалу. Повышение точности ударов и контрударов слева и справа, изменяя направление и длину полета 'мяча. Совершенствование и усложнение серии подач в сочетании с атакующими и защитными ударами. Углубленное изучение тактических комбинаций. Сочетание и. чередование сильно подрезанных мячей с ударами “топ-спин”. Совершенствование завершающих ударов с укороченными заторможенными мячами. Тренировка различных финтов кистью рук. Совершенствование ударов по “свече”, “подрезкой” против “подставок” и “подрезок. Сложные передвижения на косые мячи, броски на отражение укороченных мячей после сильных ударов. Удары слева в броске по укороченному мячу. Отражение ударов “топ-спин”, “подставкой” и “подрезкой” и ударов справа и слева. Парные игры с различными партнерами и противниками. Игры двумя мячами “накатами” слева и справа и в “крутиловку” втроем.
Старшая группа (10-11 классы)
Развитие настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь. Развитие настольного тенниса в республике, крае, области, городе. Участие российских теннисистов в крупнейших международных соревнованиях. Ремонт столов, ракеток, стоек, сеток. Изготовление приспособлений и тренажеров.
Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. Гигиена мест проведения занятий, гигиена спортивной формы. Режим дня, питание. Спортивный массаж, способы самомассажа. Природные факторы закаливания - солнце, воздух, вода.
Общая и специальная физическая подготовка. Занятия различными видами спорта. Строевые упражнения, изученные ранее специальные упражнения.
Практические занятия. Выполнение упражнений из других видов спорта. Специальные упражнения теннисиста. Участие в соревнованиях по другим видам спорта в соответствии с индивидуальными и групповыми планами подготовки.
Основы техники и тактики игры. Повторение пройденного материала, разбор современных тенденций в развитии игры, анализ новейших способов игры.
Практические занятия. Игра на столе разными ударами по элементам и в сочетаниях, игра на счет из одной, трех, пяти, семи партий, свободная игра.
Правила игры, организация и проведение соревнований. Подготовка к сдаче правил игры, судейство соревнований, организация соревнований в группах, классе, школе, районе. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ
№п/пСодержание занятий Группы
Подготов.
(1-4 кл. )Младш.
(5-7 кл. )Средняя
(8-9 кл. )Старшая
(10-11 кл. )Теоретические сведения
1. Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Оборудование и инвентарь. 1 1 1 1
2. Гигиена и врачебный контроль. Меры безопасности. 1 1 1 1
Итого: 2 2 2 2
Практические занятия
1. Общая и специальная подготовка 24 24 24 24
2. Основы техники и тактики игры 32 32 32 32
3. Контрольные игры. Посещение соревнований 10 10 10 10
Итого: 66 66 66 66
Всего часов: 68 68 68 68
ЛИТЕРАТУРА
Байгулов Ю. П. Программа средней школы по физической культуре (внеклассная работа), М., Просвещение, 1982г.
Байгулов Ю. П. Мостки к мастерству. - Спортивные игры, 1974, №4:
Байгулов Ю. П:, Аверин Г. А. Атакует чемпион мира. - Спортивныe игры, 1973, N3
Байгулов Ю. П., р о м а н и н. А. Н. Кто станет теннисистом. - Спортивные игры, 1973, №6
Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 1968.
Иванов В. С. Теннис на столе. М., 1970.
Кудряшов Г. А. Чертежи на теннисном столе. - Спортивные игры, 1972, N!! 8.
Рудик П. А. Психология. М., 1967.
Старажиле  А. А. Делай характер смолоду. - Спортивные игры, 1970, N!! 10.
Филин В. П.,  Т а. л ы ш е в Ф. М. Тем, кто тренирует юных. - Теория и практика физической культуры, 1971, N!! 2.
Филин В. П. Начальная подготовка юного спортсмена. М., 1966.

П/П Название темы Часы Дата по плану Факти- чески Примечание
I четверть 1 Вводный урок по настольному теннису, Т.Б. инструктаж, обзор развития настольного тенниса. 1 2 Гигиена и врачебный контроль. Изучение элементов стола и ракетки. 1 3 Изучение плоскостей вращения мяча. 1 4 Изучение хваток. 1 5 Изучение выпадов. 1 6 Передвижение игрока приставными шагами. 1 7 Совершенствование выпадов, хваток, передвижения. Обучение подачи. 2 8 Обучение техники подачи прямым ударом, совершенствование плоскостей вращения мяча. 2 9 Игра-подача. 2 10 Обучение подачи «Маятник». 1 11 Учебная игра с элементами подач. 1 12 Обучение подачи «Веер», совершенствование техники подачи «Маятник», соревнования в группах. 2 II четверть 13 Совершенствование подачи «Маятник», «Веер», техника отскока мяча в игре. 2 14 Учебная игра с изученными элементами. 2 15 Обучение техники «срезка» мяча. 1 16 Совершенствование техники срезки в игре. 1 17 Совершенствование техники «срезки» слева, справа. Игра с применением срезок. 2 18 Учебная игра с ранее изученными элементами. 2 19 Соревнование в группах. 2 20 Совершенствование техники движения ногами, руками в игре, техника подач. 2 21 Совершенствование техники постановки руки в игре, расстояния до стола, высота отскока мяча. 2 III четверть 22 Обучение техники «наката» в игре. 1 23 Изучение вращения мяча в «накате». 1 24 Обучение техники «наката» слева, справа. 2 25 Совершенствование техники «наката», применение в игре. 2 26 Занятие по совершенствование подач, срезок, накатов. 2 27 Учебная игра по совершенствованию изученных элементов в игре теннис. 2 28 Изучение техники вращения мяча и движение руки в элементе «подставка». 1 29 Применение «подставки» в игре. 1 30 Изучение техники выполнения «подставки» слева. 1 31 Изучение техники выполнения «подставки» справа 1 32 Занятия по совершенствованию техники элемента «подставка» слева, справа. 2 33 Совершенствование в группах по качеству элементов игры. 2 34 Изучение техники элемента «подрезка», движение руки, ракетки , ног. 1 35 Применение элемента «подрезка» в игре. 1 36 Совершенствование элемента «подрезка» справа, слева в отрабатывание на столе. 2 IV четверть 37 Применение элемента «подрезка» в игре. 2 38 Совершенствование изученных элементов в игре. 2 39 Изучение технического приёма «свеча». 1 40 Совершенствование технического приёма «свеча» в игре. 1 41 Занятие с применением изучаемым приёмом «свеча». 1 42 Учебная игра для совершенствования учебных элементов. 1 43 Изучение элемента «стоп-спин». 1 44 Изучение элементов «топ-спин» справа, слева. 1 45 Совершенствование приёмов «топ-спина» в игре 1 46 Занятия для совершенствование ранее изученных элементов. 1 47 Учебная игра, соревнования среди занимающихся. 2