Урок истории Объединение русских земель вокруг Москвы


Тема: Объединение русских земель вокруг Москвы
Класс: 10
Уровень: базовый
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Цель: создание условий для изучения и первичного закрепления представлений о процессе объединения русских земель в конце XIII – XIV вв.
Задачи:
организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению сведений о предпосылках, причинах, основных событиях объединения русских земель в XIV в;
способствовать формированию у учащихся навыков работы с текстом, историческим источником, картой (познавательные УУД);
содействовать развитию у учащихся умений обобщать, анализировать, делать выводы (познавательные УУД);
развивать умение работать в группах, вести диалог, приходить к общему мнению, выстраивать монологические высказывания, приводить аргументы в речи (коммуникативные УУД).
Используемые приёмы и методы: проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, групповая работа, работа с картой, работа с историческим источником.
Оборудование: компьютер, карты, учебник, записи на доске
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
Организационный этап Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, фиксирование отсутствующих Организация пространства для учебной деятельности, самопроверка готовности к уроку, концентрация внимания, приветствие учителя Регулятивные: самоорганизация
Актуализация знаний Предлагает проанализировать 2 высказывания, относящиеся к истории Руси в XIII века:
«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты... Всем ты преисполнена, земля Русская!..»
«Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...»
Уточняющие вопросы:
Почему произошло изменение, что случилось на Руси в XIII веке?
К чему могла привести феодальная раздробленность и междоусобицы? Читают текст высказываний.
Осуществляют сравнение. С опорой на ранее изученное приводят фактическое обоснование происходящим в XIII веке событиям. Познавательные: понимать текст, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: выстраивать монологическое высказывание с приведением доказательств, аргументов в речи
Определение темы урока, постановка цели деятельности Предлагает рассмотреть карту «Изменение территории Московского княжества в XIV в»
Предлагает сформулировать тему и задачи-этапы урока.
Фиксирует этапы на доске (в течение урока обращается к ним). Работа с картой: анализируют историческую ситуацию, описываемую на карте с помощью знаков и символов, условных обозначений. .
Формулируют то, что представлено на картах: постепенное расширение владений московских князей, Москва стала центром объединения русских земель
Определяют (с помощью наводящих и корректирующих поправок учителя) тему урока: «Объединение русских земель вокруг Москвы».
Определяют этапы изучения темы:
Предпосылки объединения
Борьба Москвы и Твери
Возвышение Москвы
Итоги первого этапа объединения Познавательные: понимать информацию, описываемую на карте с помощью знаков и символов, условных обозначений.
Проводить сравнение. На основе сравнения делать вывод о сходном и различном.
Регулятивные: целеполагание.
Изучение нового материала:
1) Предпосылки объединения Предлагает прочитать текст источника о развитии Руси в конце XIII – начале XIV вв.
«
Предлагает определить предпосылки объединения русских земель Читают текст.
Находят необходимую информацию, делают выводы, формулируют предпосылки:1. Восстановление хозяйства, возрождение городов, сел и деревень
2. Переселение людей из юго-западных земель на северо-восток
3. Развитие ремесла и торговли
4. Развитие вотчинного землевладения
5. Свержение ордынского владычества 2). Борьба Москвы и Твери Предлагает определить, какие княжества стремились стать центром объединения русских земель, на основе фрагмента из книги Н.М. Карамзина «История государства Российского»:
«Два Князя объявили себя его наследниками: Михаил Тверской и Георгий Даниилович Московский; но первый с большим правом, будучи внуком Ярослава Всеволодовича и дядею Георгиевым, следственно, старейшим в роде. Сие право казалось вообще неоспоримым, и Бояре Великого Княжения, предав земле тело Андрееве, спешили в Тверь поздравить Михаила Государем Владимирским… Добрый Митрополит Максим тщетно уговаривал Георгия не искать Великого Княжения, обещая ему именем Ксении, матери Михаиловой, и своим собственным любые города в прибавок к его Московской области. Дядя и племянник поехали судиться к Хану, оставив Россию в несогласии и в мятеже. Одни города стояли за Князя Тверского, иные за Московского»
Организует работу в группах:
- Первая группа: определите основные действия тверских князей в борьбе за лидерство в конце XIII – начале XIV вв.
- Вторая группа: определите основные действия московских князей в борьбе за лидерство в конце XIII – начале XIV вв.
- Третья группа определите основные этапы борьбы Москвы и Твери в первой четверти XIV
Организует беседу:
- Кто же победил на данном этапе?
- Кому противостояние нанесло больший вред?
Определяют, что основными соперниками за роль объединителя русских земель стали Тверь и Москва
Работают в группах с информацией учебника (стр. 144 - 149).
Определяют основные действия московских и тверских князей.
Делают вывод, что на данном этапе ни одна из сторон не добилась победы, но больший вред был нанесен Твери. Познавательные: понимать текст, находить в тексте необходимую информацию.
3). Возвышение Москвы Организует просмотр видео (История государства российского, серия 101, Иван Калита)
Предварительно дает задание:
- Определите основные шаги Ивана Калиты по усилению Московского княжества и запишите их в тетрадь.- Подумайте над причинами успехов Ивана Калиты
Организует обсуждение видеофрагмента:- Итак, назовите основные шаги Ивана Калиты.- Каковы же были причины его успехов?
Записывают в тетради:Иван Калита (1325 – 1341)
Смотрят видео, выделяют основные шаги Ивана Калиты, определяют причины
Называют основные шаги, делают предположения о причинах его успехов.
Познавательные:. Устанавливать причинно-следственные связи. Формулировать вывод на основе полученной информации. Формулировать предположения,
Коммуникативные: вести диалог, участвовать в обсуждении, приходить к общему решению.
4) Итоги первого этапа объединения Предлагает учащимся прочитать в учебнике пункт «Усиление Москвы при Дмитрии Ивановиче» и определить, какие изменения в отношениях Москвы и Орды произошли в этот период.
Организует обсуждение:- Итак, как же изменилось положение и роль Москвы за период борьбы с Тверью? На основе информации учебника определяют, что Орда ослабела и распалась на две части, а Москва наоборот усилилась, добилась права передачи власти по наследству, подчинила себе основных противников, прекратила платить дань Орде.
Делают вывод, что Москва из небольшого удачного расположенного княжества, стала сильнейшим княжеством на Руси. Познавательные: делать умозаключения на основе полученных сведений.
Коммуникативные: выстраивать монологическое высказывание с приведением доказательств, аргументов в речи
Проверка понимания Организует беседу с учащимися:
Каковы же причины борьбы Москвы с Тверью?
Какие события стали ключевыми?
Какие князья сыграли наибольшую роль в возвышении Москвы?
Какие причины способствовали победе Москвы?
Используют информацию для формулировки ответов и выводов, для аргументации собственной позиции.
Познавательные: делать умозаключения на основе полученных сведений.
Коммуникативные: выстраивать монологическое высказывание с приведением доказательств, аргументов в речи.
Первичное закрепление изученного Предлагает показать на карте территории, присоединенные к Москве.
Предлагает сопоставить тверских и московских князей боровшихся между собой за первенство
Организует беседу с учащимися, подводящую к итоговым выводам:
Каковы отрицательные стороны процесса объединения русских земель?
Каковы его положительные стороны? Показывают на карте территории, присоединенные к Москве: Переяславское, Владимирское, Можайское, Костромское княжества и отдельные территории других княжеств
Проводят сопоставлеиеМихаил Ярославич Юрий Данилович
Даниил Александрович
Александр Михайлович Иван Калита
Используют информацию для формулировки ответов и выводов, для аргументации собственной позиции.
Формулируют итоговый вывод: - Начало процесса объединения было продиктовано самим ходом развития Руси, на первом этапе определился лидер этого процесса Москва, бросившая вызов Орде. Познавательные: ориентировка на карте.
Познавательные: составление схемы.
Познавательные: делать умозаключения на основе полученных сведений.
Коммуникативные: выстраивать монологическое высказывание с приведением доказательств, аргументов в речи.
Подведение итогов Предлагает ответить на проблемный вопрос:
- Почему процесс объединения русских земель шел путем борьбы между крупнейшими центрами, а не каким-либо другим? Используют информацию для формулировки ответов и выводов, для аргументации собственной позиции.
Коммуникативные: выстраивать монологическое высказывание с приведением доказательств, аргументов в речи.
Личностные: высказывать свой мнение по поводу изученного.
Рефлексия
Подведение итогов Обращается к тем этапам-задачам, которые были поставлены в начале урока. Предлагает определить успешность изучения каждого пункта.
Предлагает определить содержание следующего урока.
Учитель даёт качественную оценку работы класса, отдельных учеников.
Отмечает лучших учащихся. Выставляет оценки. Высказывают своё мнение по поводу успешности освоения содержания темы.
Выстраивают логическую последовательность, формулируют тему следующего урока: о последствиях нашествия для Руси.
Участвуют в качественной оценке работы класса, отдельных учеников. Коммуникативные: выстраивать монологическое высказывание.
Регулятивные: оценивать свою деятельность, её результативность, определять причины затруднений.
Домашнее задание Сообщает домашнее задание:
Параграф 14, подготовить ответ на вопросы 3,4,5
Для учеников, интересующихся историей:- определить роль Литовско-русского государства в процессе объединения русских земель. Выбирают задание на дом.
Регулятивные: оценивать свою деятельность, осуществлять выбор задания исходя из степени доступности, планировать самостоятельную работу дома.