Развитие познавательной активности на уроках математики в начальных классах


Педагогические аспекты повышения познавательной активности школьников.
Познавательная активность – сложное понятие и педагогами трактуется по – разному как ввиду его сложности, так и различных подходов авторов к самой проблеме. В работах разных исследователей познавательная активность выступает:
- как личностное образование - познавательная активность школьника, если она достаточно устойчива, следует рассматривать как личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое его участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость ученика в познавательном процессе (Г.И.Щукина);
- как проявление преобразовательного отношения субъекта к окружающим явлениям и предметам (Л.П.Аристова);
- как интенсивная аналитико-синтетическая мыслительная деятельность учащихся в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний (И.Ф.Харламов);
- как качество деятельности, в котором проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей (Т.И.Шамова);
- как психическое состояние и свойство личности (Э.А.Хийе).
Познавательная активность характеризуется: поисковой направленностью в учении; познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников как на уроках, так и во внеурочной деятельности; эмоциональным подъёмом, благополучием протекания деятельности.
Ряд исследователей выделяет основные структурные компоненты познавательной активности. Так, Т.А.Ильина представляет следующие компоненты: стремление к учению, особое умственное напряжение, активная мыслительная деятельность и наличие волевого усилия. Познавательная активность Может проявляться во внешней форме (обучаемые читают, пишут, поднимают руки) или во внутренней (обучаемые слушают, обдумывают, размышляют), что проявляется и во внешней форме – они внимательны, не разговаривают.
Все исследователи проблемы отмечают, что познавательная активность не является врождённой чертой личности, а формируется в процессе жизнедеятельности человека, прежде всего, деятельности, направленной на познание окружающего его мира. Познавательная активность всегда активно преобразующая деятельность, связанная с преобразованием самой личности в процессе достижения нового.
В педагогической литературе выделяют четыре уровня познавательной активности: репродуктивная (воспроизводящая), аппликативная, интерпретирующая и продуктивная активность.
Личный опыт ученика, его потребности, мотивы, интересы и склонности, знания и идеи, умения и привычки, позиция в группе и коллективе формируют познавательная активность. Однако степень активности младшего школьника в познавательной деятельности может быть различной от низкой степени до высокой. Под низкой степенью следует понимать умственные и практические действия младшего школьника, выполняемые преимущественно по образцу, по инструкции, по требованиям взрослых или учителя, по необходимости (потому что заставляют). В таких условиях деятельность ученика является по существу исполнительской, репродуктивной, воспроизводящей, направленной на запоминание предлагаемых знаний, опыта, действий. Обычно младший школьник такую деятельность не воспринимает с точки зрения своих личных интересов, своих притязаний, пополнение личного опыта и удовлетворение своих потребностей и стремлений. Конечно, объективно подобная деятельность приводит к усвоению знаний, выполнению учебной программы, определённому уровню воспитанности. Однако многие критические замечания по отношению к результативности обучения и воспитания в начальных классах связаны именно с пассивной позицией ученика. В педагогической теории даже утвердилось положение о том, что ученик является объектом воспитания и обучения. Отсюда и тенденция не слишком считаться с тем, что желает и хочет сам ученик.
Высокая степень познавательной активности характеризуется тем, что ученик проявляет личные интересы, склонности, желания, стремления к добру и пользе для себя и других людей. В сознании ученика такая деятельность воспринимается как своя собственная, как свой личный опыт. Именно при таких формах проявления познавательной активности в деятельности непосредственно формируются социально-значимые качества личности ученика: честность, доброта, товарищество, ответственность, коллективизм, трудолюбие, скромность и т.д.
Очевидно, между низкой и высокой степенью активности могут быть варианты, создающие различные тенденции в характере выполняемой деятельности и в процессе формирования личностных качеств школьника.
Основные противоречия, влияющие на степень познавательной активности личности – это противоречивая взаимосвязь личного опыта ученика и общественно-исторического опыта, которым должен овладеть младший школьник.
Чем ближе к личному опыту ученика изучаемый общественно-исторический опыт, тем выше степень познавательной активности. И, наоборот, чем менее связан по содержанию, идеям, методам изучения общественный опыт с личным опытом ученика, тем менее выражена его познавательная активность.
В результате наблюдаются различные группы учащихся начальных классов. Для одних учебная и общественная деятельность в школе приносит удовлетворение и радость, у них нет резкого разделения границ бытия в школе и дома. Для других детей школа является принуждением, повинностью, и пребывание в ней рождает отрицательные эмоции. Хотя таких детей единицы, но они есть в каждой школе, в каждом классе. Эти дети в школе и дома живут разной жизнью.
Есть также группа младших школьников, которые приспособились к школе, выполняют моральные требования, достаточно хорошо учатся. И порой трудно понять направленность их познавательной активности: то ли ученик учится ради похвалы, ради оценки или ради пополнения запаса знаний, или привык быть дисциплинированным, или хочет быть авторитетным среди товарищей, или быть просто похожим на всех других в классе.
В теории и практике начального обучения существуют многообразные средства педагогического воздействия на формирование высокой степени познавательной активности. Одним из факторов, регулирующих связь личного опыта ученика с общественным, является соотношение модели и оригинала в учебно-воспитательном процессе.
Обучение и воспитание в школе являются видами познавательной деятельности человека. Результатами обучения и воспитания являются овладение школьниками определёнными сторонами общественно-исторического опыта: научными знаниями и умениями, моральными ценностями и нормами поведения, искусством, трудовыми навыками и некоторыми профессиями и др.
Общественно-исторический опыт представляет перед учеником в системе учебного материала, в котором отражается реальный мир, предметы, явления, закономерности. В этом отношении учебный материал представляет собой систему моделей: книги, тексты, знаки, рисунки, картинки, наглядные пособия и др. Иначе говоря, окружающий мир ученик познаёт через знаковые, материальные, словесные и другие разновидности учебных моделей.
Целью обучения как в учебной, так и преподавательской деятельности является овладение программным материалом, то есть учебными моделями. Прежде всего младшему школьнику нужно знать содержание учебного материала, а затем уже соотнести учебную модель с реальными явлениями, предметами окружающего мира, или действиями людей.
Под оригиналом понимается реальный предмет в естественном условии своего бытия. В нём нет моделированных свойств. Возникает определённое соотношение модели и оригинала в процессе обучения и воспитания младших школьников. Это соотношение определяет методы формирования познавательной активности. Можно выделить три группы методов.
К первой группе относятся методы изучения модели, то есть зафиксированные учебной программой знаний о мире, о трудовой деятельности, о нормах морали, об эстетическом отношении человека к действительности, о мировоззрении и взглядах людей, о физическом развитии человека и других сторон жизни. Познавательная активность Младшего школьника в этих условиях направлена на усвоение знаний из общественно-исторического опыта человечества. Связь с личным опытом ученика достигается преимущественно в виде поясняющих примеров, иллюстраций, наглядных средств. Такая ситуация приводит к неопределённой степени познавательной активности младших школьников. Ребёнок сосредоточен на усвоении знаний, и неясно как эти знания будут влиять на его личные взгляды и отношения к жизни, к деятельности, к самому себе, к окружающим людям.
Ко второй группе относятся методы изучения связи учебной модели с оригиналом, то есть знаний из опыта человечества с окружающим ребёнка миром, реальными предметами, явлениями, событиями, видами трудовой деятельности и поведения людей. Связь учебного материала с реальными объектами требует иных форм познания, меняет характер познавательной активности младшего школьника. Эти методы основаны на взаимосвязи конкретного и абстрактного, чувственного и понятийного, единичного, особенного и всеобщего. Здесь недостаточно сосредоточить ученика на овладение программными знаниями, а важно достичь определённой связи изучаемого общественного опыта с личным опытом ученика, его взглядами, знаниями, интересами, деятельностью. Ученик как бы должен увидеть мир с точки зрения изучаемых положений, понятий, закономерностей. Эти методы при умелом использовании учителем ведут к высокой степени познавательной активности ученика.
Третья группа методов – изучение в оригинале предметов, явлений, событий, отношений людей, их трудовой деятельности с точки зрения образовательных, воспитательных и развивающих задач. Использование этих методов ведёт к высокой степени познавательной активности младших школьников. Методы изучения оригинала создают неповторимую ситуацию. Здесь возникает непосредственный интерес, идея, творчество, инициатива, самостоятельность, желание трудиться и быть полезным обществу.
Проблемное обучение
Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину и всем коллективом находить ее.
В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное на доске пишу несколько примеров для устного счета на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4 и, например 12765:3. Предлагаю объяснить прием вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ. Напряжение передается и слабым. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос КАК?, а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научиться. А это желание – залог успешного освоения нового.
Сильные ученики справляются с заданием, заменяя делимое удобным слагаемыми. Естественно, я поощряю этих учеников, но отмечаю, что они затратили много времени на нахождение результата, а пример решить очень быстро и справиться с решением может каждый. Как? Глаза у всех горят любопытством. В эту напряженную минуту я быстро решаю пример на доске столбиком, не задерживая их внимания на объяснении. Важна быстрота получения ответа. Дети не ожидали, что так быстро можно решить сложный пример. А вот для объяснения приема решения тоже нужно выбрать удобный момент или создать ситуацию, когда учащиеся поймут, что им необходимо послушать, и послушать внимательно. Вернусь к этому уроку математики.
После АХ! Я спросила: ПРОСТО? Все радостно заулыбались. Я не стала объяснять прием решения, так как поняла, что должного внимания не будет.
Решение стерла.
Дети верили, что все они поняли и решать подобные примеры очень просто. Я предложила им сразу же решить пример самостоятельно. Они с радостью взялись за дело, веря в быстрый успех. Наблюдаю: одни глаза смотрят на меня вопросительно, другие, третьи … И так большая часть класса, и главное – у всех в глазах вопрос А КАК? Почему не получается, хотя показалось так просто?
У детей появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время для объяснения. Внимание полное. После объяснения опять даю самостоятельное задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение. В конце урока показываю микрокалькулятор, с помощью которого за несколько секунд можно произвести сложные вычисления, и обязательно подчеркиваю, что эту умную машину изобрел человек.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Для развития познавательных интересов важно усложнение познавательных задач. Для этого интересно использовать предварительную подготовку к восприятию нового.
Игровые технологии на уроках математики.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.
Работая в школе, приходится много думать, искать, творить. В результате родились уроки-состязания, уроки-экскурсии, уроки-игры, уроки-путешествия и т.д.
Каждый раз отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются, как впервые. При разработке нестандартных уроков учебные задания предлагаются таким образом, чтобы дети воспринимали их как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру урок превращают их эмоциональность, непринужденность, занимательность.
В таких уроках ненавязчиво обогащает словарный запас, развивает речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.
И главное – огромнейший эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.
Для лучшего усвоения учебного материала на уроках в начальной школе применяю различные игры. Почему?
Наряду с трудом и учением игра – один из основных видов деятельности ребенка, в котором он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений, окружающую действительность.
Играя, ребенок все время стремится идти вперед, у него одновременно работают подсознание, разум и фантазия, следовательно, развитие эмоциональной сферы детей, как и интеллектуальной, наиболее эффективно происходит в игре.
Игровая технология привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового. В то же время игра не является только развлекательным средством – это обычное упражнение, облаченное в занимательную форму. Содержание игры служит выполнению учебной задачи, в которой важна и воспитательная сторона. Игра требует от учащихся сообразительности, внимания, учит выдержке, взаимоподдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильное решение, развивает и повышает интерес к предмету. Наличие разных по сложности, форме и содержанию игровых упражнений позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, повышает уровень их знаний.
Игра также предоставляет возможности для перестройки эмоционального опыта играющего: создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и т.д. В игре возможны инсценирование эмоции, чувств, реализация способностей ребенка «быть собой и другим». Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В младших классах одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.
Информационная игра – этот вид деятельности с использованием ТСО в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление познавательной деятельностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи информационных игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Реализация информационных игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Каждая информационная игра представляет собой набор задач. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п. – и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи игры имеет очень широкий диапазон трудностей. Постепенное возрастание их игровой сложности позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где в ребенке формируются в основном только исполнительские черты.
Результат использования игр в процессе обучения достаточно велик. Кроме приобретения детьми опыта адекватного эмоционального реагирования, попутно происходят позитивные изменения в развитии высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания), в развитии личности в целом, а также в овладении младшими школьниками интеллектуальными умениями и учебной деятельностью.
Информационные технологии
Информационные технологии – это процессы,
связанные с переработкой информации. В. М. Глушков
Активная информатизация всех сфер человеческой жизни формирует новые требования к системе образования по адекватной организации обучения подрастающего поколения. Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса, погружение  самого образовательного процесса школы в информационную среду стало нормой.
В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
4. снижению дидактических затруднений у учащихся;
5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции.
В начальных классах использование информационных технологий помогает учителю наглядно представить необходимые дидактические единицы учебной информации, повысить интерес младших школьников к математике, содействовать накоплению учащимися опорных фактов и способов деятельности по образцу.
На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого порой нельзя добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Но для того, чтобы учащиеся начальной школы могли в соответствии со своими желаниями использовать компьютер как помощник в учебе, надо позаботиться об универсальности их пользовательских навыков. Дети имеют право пользоваться современными средствами труда уже сегодня. С помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения можно заинтересовать учеников, облегчить усвоение материала.
Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Их преимущество в том, что они вызывают большой интерес у учащихся. Какая бы сложная и скучная не была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами. В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем. Таким образом, широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов, в том числе и математики, дает возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и любой предмет имеет равные шансы стать любимым учащимися. А преподаватель при таком процессе будет выступать «наставником», помощником при получении учащимся новых знаний, освоении способов получения этих знаний.

Тестовые технологии
Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик: быстрота поверки выполненной работы; оценка достаточно большого количества учащихся; возможность проверки теоретического материала; проверка большого объема материала малыми порциями; объективность
оценки результатов выполненной работы.
Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад или методом исключения, проверка лишь конечных результатов действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику ученика) тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся. При работе с тестами совершенствуется внимание, память, стремление к улучшению результата, самоконтроль. Дети с большим увлечением работают с тестами. Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Да и смена видов деятельности на уроке стимулирует учащихся к творческой работе, вызывает интерес, предупреждает утомляемость. Тесты могут применяться на разных этапах урока, но чаще при повторении ранее изученного и закреплении нового материала. Как часто, объяснив материал, учитель не может иметь полной картины усвоения учащимися данной темы. С целью осуществления обратной связи можно применить тесты. Всего за 5-7 минут на уроке можно определить знания всего классного коллектива, иметь полное представление о качестве усвоения
той или иной темы.
Тесты дают возможность не только для выявления уровней знаний учащихся, но и некоторых индивидуальных характеристик учебной деятельности детей, таких, как темп деятельности, сосредоточенность, степень развитости памяти, внимания, отношения к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать личностные особенности каждого ученика и продуктивнее индивидуализировать учебный процесс.
На своих уроках я использую следующие виды тестов:
тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений или правил.
«Тесты-правила».
Заполните таблицы:
к   5    12   43   50   37 
5 + к          
50 - к          
Слагаемое 6 3   Уменьшаемое  13          12 
Слагаемое 4   7 Вычитаемое 6 9  
Сумма         11   15  Разность   7 4
тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений. Мы их называем «Верю – не верю».
«Верю – не верю».
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
                                                                                                        
Если учащиеся согласны с утверждением, они ставят знак «+», если нет, то знак «-». Можно использовать определенные цвета. Например, согласен – красный, а не согласен – зеленый или геометрические фигуры. Тогда в результате должен получиться определенный цветовой рисунок или геометрический узор, по которому учитель легко может определить ошибки.
выборные тесты, которые предполагают выбор одного или нескольких ответов из целого ряда вариантов. В своей работе я использую несколько вариантов этих тестов.
Можно просто писать номер вопроса и ставить букву правильного ответа.
1) 7 + 8 =
А 12 Б 15 В 18
Ребенок на листе бумаги или в тетрадке записывает
Б
Можно использовать заранее заготовленные специальные бланки.
занимательные тесты, тесты, которые ведут к созданию схем, графиков, рисунков, слов. В таких комплексных заданиях каждый находит интересное для себя: раскрашивание, рисование, поиск ответов на теоретические вопросы, практическое использование знаний. Это может быть:
Расшифровывание слов
Решите примеры и расшифруйте слово:
Л 17 – 9 + 3 =        О 17 – (38 - 30) =  
И (49 + 1) – 30 =   Б 28 – 20 + 5 =  
В 72 – 2 + 0 =   Е 75 – 30 – 10 =  
 Ш  (14 - 8) + 40 =   Н 12 – 9 + 40 =  
К 100 – 50 – 20=                  

70 9 11 46 35 13 43 20 30
                                                              
Нахождение и исправление ошибок
«Мы – учителя». Исправьте, где есть ошибки:
30 + 31 < 60 – 40
12 + 6 = 20 – 2
20 – 20 > 5 – 0
54 + 32 = 32 + 45
«Установим связь». Соедините стрелками части задачи:
решение задачи                 Бабушке 60 лет, а мама моложе ее на 30 лет
условие задачи   Сколько лет маме?
вопрос задачи   Маме 30 лет.
ответ   60 – 30 = 30 (лет)
Нахождение закономерности и продолжение заданного ряда
«Продолжи ряд». Установите закономерность и продолжите ряд:
21 34 47 … … 86 …
Использование тестов на уроках помогает выявить проблемы в знаниях младших школьников, а, следовательно, понять происхождение ошибок, допускаемых ими в практической работе. Это позволяет учителю иметь сведения о знаниях и умениях каждого учащегося класса, позволяет управлять учебным процессом, совершенствуя формы и методы, строить и варьировать с учетом этого процесс обучения.
Диагностические мероприятия по определению уровня познавательной активности младших школьников
Предлагаемый метод диагностики познавательной активности основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, (Приложение А).
Уровень познавательной активности младших школьников определялся по пятибальной шкале, путем вывода среднего балла по всем ответам на вопросы, которые представлены в Приложении А и распределялся в соответствии с оценочной шкалой.
- Высокий уровень – 4,0 – 5 баллов
- Средний уровень – 3,0 – 3,9 балла
- Низкий уровень – 2,5 – 2,9 балла
Критерии определения уровней познавательной активности
Высокий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Низкий уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»