Открытый урок по МХК в 10 классе на тему: Становление Левитана как художника рядом с Чеховым


Муниципальное казенное образовательное учреждение
Новоспасская средняя общеобразовательная школа
Открытый урок
по мировой художественной культуре
в 9 классе на тему:
«Становление Левитана как
художника рядом с Чеховым»

Подготовила: Болдырева Елена Петровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Новоспасская СОШ



Новоспасск – 2011г.
Тема: Становление Левитана как художника рядом с Чеховым
Цель: познакомить учащихся с чеховскими пейзажами и картинами Левитана.
Задачи:
- развивать способности воображения, эмоционального восприятия мира;
- приобщать учащихся к прекрасному, к искусству;
- показать взаимосвязь различных видов искусства (пейзаж в живописи и литературе).
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-диалог.
Техническое оборудование:
- Портреты А. П. Чехова и И. И. Левитана.
- Репродукции картин Левитана.
- Слайды с картинами Левитана.
- Повесть А. П. Чехова «Степь».
- Музыкальное сопровождение.
Эпиграф к уроку: Это лучший русский пейзажист.
А. П. Чехов
Ход урока:
1. Организационный момент: Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на этом уроке. И для Вас, дорогие гости, и для вас, ребята, это занятие будет проведено впервые. Я очень надеюсь, что оно будет интересным и увлекательным. Для начала я предлагаю вам, ребята, прослушать музыкальный фрагмент. (звучит музыка композитора Чайковского)
- Музыку какого композитора вы сейчас слушали? (Чайковский «Декабрь. Святки»)
- Не правда ли, замечательная музыка? Что навеяла вам она? (ответы учащихся). Музыка — это искусство.
- Сегодня на уроке мы погрузимся в мир искусства. Люди испытывают радость и вдохновение, когда общаются с искусством. Чем полнее переживает человек прекрасное в искусстве и жизни, тем богаче становится его внутренний мир. Д. С. Лихачев утверждал: «Понимать произведения искусства далеко не просто, этому надо учиться — учиться долго, всю жизнь».
- Я вам предлагаю сегодня на уроке совершить небольшое путешествие в мир прекрасного, в мир живописи, литературы, музыки.
- Урок Мировой Художественной Культуры мы проведем сейчас. И я хочу, чтобы он стал началом для Вас целенаправленного и осмысленного познания мира прекрасного. А в этом нам поможет творчество известного художника Исаака Ильича Левитана и писателя Антона Павловича Чехова.
2. Подготовка к новому материалу.
- Запишите тему урока: «Становление Левитана как художника рядом с Чеховым».
- Цели урока: Я расскажу Вам о дружбе писателя и художника, познакомлю с чеховскими пейзажами и с картинами Левитана; мы вместе попытаемся обозначить параллели в их творчестве и вместе будем учиться устному описанию живописных полотен.
- Итак, уважаемые любители искусства! В добрый путь!
3. Изучение нового материала.
К какому жанру живописи вы отнесете эти строки? (чтение стихотворения сопровождается картиной с астрами) (ответы детей)

Осыпаются астры в садах,Стройный клен под окошком желтеет,И холодный туман на поляхЦелый день неподвижно белеет.И.А.Бунин
Учитель: Что такое пейзаж? (рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении). (ответы учащихся)
Учитель: Пейзаж – один из любимейших жанров изобразительного искусства. Откуда появилось слово “пейзаж” и что оно значит? С французского языка оно переводится как “местность, страна”. В пейзаже основной предмет изображения – природа. Мир вокруг нас огромный и прекрасный. Человек неразрывно связан с природой, мы часть ее.
- Обратимся к эпиграфу. Вы, конечно, догадались, о ком идет речь.
(о Левитане). А что означает слово пейзажист? (художник, рисующий пейзаж).
Таким художником-пейзажистом был И. И. Левитан. Немного о нем.
( рассказ о жизни известного художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана). (слово учителя.)
Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860 г. в Кибартае, небольшом литовском городке, откуда его семейство в поисках лучшей доли перебралось в Москву. В Москве, на Солянке, на 4-ом этаже, под самой крышей, в квартире с рваными обоями безропотно голодала семья Левитана. Беспощадная судьба гнала ее куда-то, манил призрак удачи, благополучия, счастья. Но пока ничего этого не было . Когда Исааку Левитану не исполнилось еще 13-ти лет, он написал заявление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества с просьбой принять его. Его приняли. Блеснул луч надежды, но радость была недолгой. Мать не выдержала нужды, умерла. Вслед за ней умер отец. Дети вынуждены были оставить Москву и поселиться в пригороде. Дети влачат жалкое существование. А еще Левитана за бедность исключат из училища. Тогда учащиеся собрали нужную сумму, большую часть которой дал Саврасов, его оставили. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, он выполнял заказы для магазинов художественных предметов, но и продолжал учиться. Он принимал участие в ученических выставках, а его пейзаж “Осенний день. Сокольники” приобрел сам Третьяков! Это была победа, а Левитану – всего 19 лет!
Жизнь Левитана – цепь тяжелых испытаний. Его преследовало одиночество, которое было нестерпимо. Он все искал человека, которому можно поведать о том, что гнетет его. Часто ошибался в людях, но все отступало перед абсолютным поклонением Левитана искусству. Много картин и этюдов художник написал на Волге. В течение всей своей короткой жизни куда-то ездит, что-то ищет. Попадает на Нижегородскую ярмарку, гостит в дворянских усадьбах, влюбляется, разочаровывается. Париж, Вена, Ницца, Швейцария, Германия… Снова Волга. Ему нужно побыть наедине с природой, со всем, без чего он не может жить, дышать. О себе Левитан знает, что он обречен, что болезнь сердца неизлечима. Он не подает вида, чтобы не огорчать друзей, и работает, не выпускает кисти из рук.
Сияет огнями Большой театр. Левитан медленно проходит по залу, идет к третьему ряду партера, ищет свое место. Смуглое лицо восточного типа. В глазах мягкий свет, не умеренная грусть, а затаенная страсть, скрытый огонь творца, не знающего покоя. Он в черном сюртуке, в белоснежной крахмальной сорочке.
Левитан – профессор пейзажного класса Училища. Он подъезжает к зданию на Мясницкой, швейцар распахивает тяжелую дубовую дверь… Ту самую, из которой он однажды выбежал, изгнанный из Училища за бедность. Теперь Москва с нетерпением ждет каждую новую картину. Левитан знаменит, но дни его сочтены. Здоровье художника ухудшается с каждым днем. В 1898 году Левитану присвоили звание академика пейзажной живописи.
Зимой 1899 года врачи послали Левитана в .
Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке. 4 августа 1900 года Левитана не стало. Ему было только 40 лет!
(У портрета Левитана зажигаем свечу). (звучит музыка Чайковского).
Учитель: Когда Левитан был в Ялте, в то же время там находился А. П. Чехов. Он очень переживал за друга, во всем был ему опорой.

(И. И. Левитан в Ялте)


(А. П. Чехов в Ялте)
Учитель: А что вы знаете об А. П. Чехове? (ответы учащихся)
-Какие произведения вы читали? (ответы учащихся)
-Как вы думаете, что связывало Левитана и Чехова? (оба писали пейзажи) (учитель добавляет ответы учащихся некоторыми данными из биографии Чехова).
- А сейчас немного о дружбе Чехова и Левитана. (рассказ учителя). (музыка Чайковского).
Использую “Переписку А.П.Чехова” (т.І, стр.169 – 13 писем Левитана к Чехову).
Учитель: Знакомство Левитана с Чеховым началось в конце 1870-х годов, когда оба были бедными студентами. Но более задушевной их дружба стала с 1885 года, когда они провели лето в подмосковной усадьбе Киселёвых Бабкино на реке Истра. Охота, рыбная ловля, сбор грибов. Вечерами куролесили, рядились, кто во что горазд, писали веселые стихи:
А вот и флигель ЛевитанаХудожник милый здесь живет, Встает он очень-очень раноИ тотчас чай китайский пьет.Позвав к себе собаку Весту, Дает ей крынку молока,И тут же, не вставая с места,Этюд он трогает слегка.
Смеялись до упаду, разыгрывая друг друга. Но нередко и пересаливали. (Рассказ учителя о том, как Чехов в рассказе «Попрыгунья» использовал некоторые грани реальных взаимоотношений Левитана, Софьи Кувшинниковой и ее мужа врача Дмитрия Кувшинниковаю. Левитан обиделся и почти 2 года не разговаривал с Чеховым, но потом дружба возобновилась...) После долгих лет нищеты, голода, одиночества он был особенно чувствительным, легко ранимым. Левитан, весной того года переживший тяжелый душевный кризис, доведший его до попытки самоубийства, нашел в семье Чеховых помощь и понимание.
Чехов и Левитан близки по мироощущению. В формировании пейзажного мастерства Чехова большую роль сыграло общение с живописью Левитана. Постоянным принципом писателя стало соотнесение природы и человеческих чувств. Пейзажи Чехова подвижны, порой печальны. То же и у Левитана:
Где человек у Левитана?Березы тихо дрогнут у пруда,И лошаденка тянет неустанноХудые сани – неведомо куда, А над безлюдьем светится звезда…Да, человека нет у Левитана.Задумчиво я в этот мир вхожуИ чувствую, что счастье и печаль,- А ими здесь пропитан воздух,- Все от людей: рассвет, туман и даль;А если я всмотрюсь, то разгляжуЛюдские судьбы – в елях, в речках, в звездах,Хоть ими здесь пропитан только воздух.
Учитель: «Если посмотреть на полотна Левитана и открыть повесть А. П. Чехова «Степь», то поразишься похожести пейзажных зарисовок. (учащиеся подбирают цитаты из текста (распечатки текста на партах) к полотнам Левитана, на слайдах)
Найдем по тексту эти зарисовки (Картины на слайдах)
1. “Ветряные мельницы”.
“Егорушка нехотя глядел вперед на лиловую даль, и ему начинало казаться, что мельница, машущая крыльями, приближается”.
2. “Вечер на Волге”.
“О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна”.
3. “Сжатое поле”.
“Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое…”
4. “Облачное небо”.
“Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-серое кудрявое облако”.
5. “Золотая осень”.
“Покорная природа цепенела в молчании. Ни ветра, ни бодрого свежего звука, ни облачка”.
6. “Владимирка”.
“Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги; то была серая полоса, хорошо выезженная и покрытая пылью”.
7. “Над вечным покоем”.
“Во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни… И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску”.
Нет, это не убеждение, что Левитан иллюстрировал Чехова. Скорее наоборот, это комментарии полотен Левитана с помощью Чехова. Это возможно, потому что схожи мироощущения двух художников. Известны напечатанные письма И.Левитана к Чехову, из которых нам известно о том, как трепетно относились они друг к другу, следили за успехами друг друга.
16 февраля 1900г. Москва. И.И.Левитан – Чехову. “…На днях слышал о новом твоем рассказе (повесть “В овраге”) в “Жизни”; говорят, что-то изумительное по достоинству”.
А.Чехов как-то сказал драматургу П.П.Гнедичу:
- Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его “Деревню”, серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя: все бы на нее смотрел да смотрел.
Описание полотен Левитана «Чародей настроения». (звучит музыка).
Исаак Ильич Левитан — выдающийся мастер лирического пейзажа, «пейзажа настроения». Он умел видеть красоту в будничном, повседневном. В его картинах «Март», «Золотая осень», «Вечерний звон» и других воссозданы поэтические образы родной земли.
Учитель: Ребята, перед вами репродукция полотна И. Левитана «Осенний день. Сокольники» (1879г.) Это самый первый шедевр Левитана. Создавшему его художнику не было еще и 20 лет. Известен забавный нюанс — фигуру женщины написал брат А. П. Чехова — Николай).


- Ребята, что изображено на картине?
- Какие краски использовал художник?
- Кто может описать картину.
Вывод учителя (стр. 184, методичка): Сразу несколько важнейших для всего творчества мотивов соединились в этом шедевре: дорога, осень, вечер. Есть в нем то, что прославило впоследствии художника — пейзажный мотив, говорящий на языке человеческой души.
Учитель: А теперь вы видите прославленную картину «Вечерний звон» (1892) . Год создания картины — один из самых счастливых в творческой судьбе Левитана. В этом году он написал несколько прекрасных картин, во многом определяющих музыку его художественного мира. «Вечерний звон» - одна из них. Картина не является портретом определенной местности – она создана под впечатлениями Левитана от двух монастырей: под Звенигородом и на Волге. Ее жанр можно определить как «церковный пейзаж». Картина является состоянием души, в которую погружается человек, когда видит старинный монастырь в золотых лучах заката, и слышит головокружительный перезвон колоколов, зовущих то ли на службу, то ли в небо за журавлями...

- Что поражает в этой картине?
- Какие цвета использовал художник?
- Опишите эту картину.
Вывод учителя: (стр.184., методичка).
Особенно сильное впечатление в путешествии по Волге произвели на Левитана староверческие скиты над рекой и древний город Свияжск.
Далекий уголок русской земли, суровая северная природа подсказали художнику тему его знаменитой картины «Над вечным покоем» (1894). Ему удалось сохранить реальный ландшафт и придать ему величественность и глубину. Левитан изобразил в пейзаже движение и покой, гул и тишину.

- Полотно называется «Над вечным покоем» Что это значит? Как вы объясните название картины?
- Что доминирует в картине?
- Опишите это полотно?
- Какие чувства рождает эта картина?
Вывод: Художник писал в письме к Павлу Третьякову: «В ней – я весь. Со всей своей психикой, со всем своим содержанием...». Эту картину Левитан писал под звуки Траурного марша из «Героической симфонии» Бетховена. Именно под такую торжественную и печальную музыку рождалось произведение, которое один из друзей художника назвал «реквиемом самому себе».
Учитель: « Золотая осень». Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является «Золотая осень» (1895).
Это пейзаж-настроение, в нем передано самое обычное состояние теплого осеннего дня, знакомого всем.
- Перечислите оттенки, которыми художник написал осенние листья, траву, воду, небо?

- Расскажите о том, какое впечатление оставила у вас это полотно?
4. Заключительное слово учителя.
- Итак, мы совершили прекрасное путешествие, листая страницы жизни и творчества крупнейших представителей русской культуры второй половины 19 века — пейзажиста Левитана и прозаика Чехова..
- Они жили на нашей российской земле в одно время, под одним неярким ее небом. Печальные и величавые просторы, нелегкая судьба многострадального, умного, гордого народа давали пищу их таланту.
- Они жили, дружили, творили, смеялись и огорчались и при этом незаметно влияли друг на друга, поднимаясь в своем творчестве все выше и выше, а сегодня поднимают нас в понимании смысла жизни, ее красоты и сложности.
5. Рефлексия.
- Что интересного и полезного для вас, ребята, было сегодня на уроке?
- Что больше всего понравилось, запомнилось?
- Нужны ли уроки МХК? Чему они учат? В чем их важность?
6. Домашнее задание.
- напишите сочинение-миниатюру по картине И. И. Левитана «Над вечным покоем».