Педагог года — 2016 Пояснительная записка к презентации Использование приемов ассоциативно-образного мышления на уроках истории

Использование приемов ассоциативно-образного мышления на уроках истории
Цель: гармоничное развитие учащихся средствами интеграции ассоциативно-образного мышления на уроках истории через использование творческих способностей и умений создавать новое, модифицируя уже существующее.
Задачи:
Овладение базовыми теоретическими знаниями и навыками по истории, постижение сути истории во взаимосвязи с другими учебными предметами (дисциплинами);
Активизация познавательной деятельности учащихся;
Развитие ассоциативного мышления, воображения, тренировка образной памяти;
Всестороннее развитие личности, ее творческого потенциала, формирование жизненной позиции.
Актуальность.
Ассоциация (от лат. associatio соединение) закономерная связь двух или более психических процессов (психических элементов), возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. Например, это связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое (ассоциация идей). Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией. Строки стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов всё это для нас системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определённой последовательности, каждый из которых вызывает в памяти представление об остальных. Этим рутинным путём повторения и наведения идут почти все умственные процессы у сухих и прозаических натур. Напротив, у людей остроумных и обладающих богатой фантазией обычное течение процессов может легко прерваться. У них одно поле духовных объектов может вызвать появление в сознании другого, такого, с которым первое, быть может, ни разу не сочеталось во всей предшествующей истории человеческой мысли. Связующим звеном в таком случае обыкновенно служит какая-нибудь аналогия между появляющимися друг за другом объектами аналогия, которая часто бывает так тонка, что мы, хотя и чувствуем её, всё же с трудом можем найти её основание. Например, в красном цвете многие видят что-то мужественное, а в голубом - женственное; некоторые человеческие характеры напоминают нам кошку, другие - собаку, третьи, пожалуй, корову. Повседневный опыт показывает, что наш ум может переходить от одного предмета к другому через множество промежуточных полей сознания. Мы никогда не в состоянии заранее определить цепь возможных ассоциаций. Мы не можем предсказать, о чём человек будет думать через пять минут. По мнению основателя ассоциативной психологии английского врача Д. Хартли (1705-1757), ассоциативное мышление - понятие, отражающее факт использования в мышлении закона ассоциации (сочетания): любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу. Многие ключевые составляющие истории, такие, как понятия, даты, причинно-следственные связи и т. д., трудны для понимания, а значит, и для запоминания школьников. К тому же многие из таких вопросов изучаются в 6-8-х классах, т. е. на первых годах обучения истории. Именно по этой причине, т. е. из-за простого непонимания, любовь к истории, возникшая на первых порах, может легко перерасти в ненависть, и справиться с ней учителю будет нелегко. Восприятие сложных вопросов затруднено также тем, что у учащихся неодинаково развито абстрактное и пространственное мышление, способствующее пониманию процессов общественного развития. Первостепенная задача преподавателя истории - не просто донести до ученика смысл тех или иных понятий, но научить его самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между ними, в особенности связи таких явлений и объектов которые невозможно непосредственно наблюдать и потрогать своими руками. Каждый преподаватель находится в постоянном поиске методов и способов подачи материала учащимся с учётом их индивидуального развития. Одним из приёмов, способствующих пониманию нового, зачастую действительно трудного для восприятия материала, может быть ассоциативное мышление. К использованию на уроках приёмов ассоциативного мышления меня подтолкнули сами дети. Как оказалось, если не представлять тот или иной процесс на сложном научном уровне, а связать его с какими-то привычными для учащихся образами, то многие научные термины и даты становятся им понятны, а значит, уже не так страшны и не требуют заучивания.
Описание опыта.
Все помнят детскую игру – рисование человечка с помощью цифр. Эта методика используется в ДОУ и в начальной школе: дети с помощью цифр рисуют различных животных или предметы, потом дополняют их изображениями.(I слайд). Она применяется, чтобы вызвать у детей интерес к цифрам и рисованию. Данный метод можно использовать на уроках истории, но вместо цифр использовать даты, а вместо животных - исторические личности, известные предметы материальной культуры и искусства.

Тема: «Октябрьская революция 1917 года в России».
Перед обучаемыми вывешивается профильный портрет В.И.Ленина
План:
Подготовка революции;
Ход революции.

1) Подготовка революции:
09.09.1917 – большевики берут под свой контроль Петроградский Совет. Председателем назначен Троцкий(II слайд)
16.09.1917 – при Петроградском Совете создан Военный революционный комитет (ВРК) во главе с Троцким. ВРК готовит вооруженное восстание в Петрограде.(III слайд)
2) Ход революции:
24.10.1917 – начало вооруженного восстания(IV слайд); захвачены важнейшие пункты в Петрограде(Vслайд); Ленин пришел Смольный дворец; Керенский бежал из города(VI слайд). Дата наносится на доске мелом, либо на интерактивной доске стилусом определенным образом.
25.10.1917 – залп «Авроры» в 21.40 ч.(VII слайд); штурм Зимнего дворца(VIII слайд); захват власти большевиками во главе с Лениным(IX слайд); Временное правительство низложено(X слайд); II Всероссийский съезд Советов.(XI слайд). Дата наносится на доске мелом, либо на интерактивной доске стилусом определенным образом.
26.10.1917 – декрет о мире, декрет о земле(XII слайд). Дата наносится на доске мелом, либо на интерактивной доске стилусом определенным образом.
В процессе написания определенным образом дат, вырисовывается профиль В.И.Ленина. (последний слайд презентации)
Рефлексия:
в процессе написания дат, дети запоминают портрет личности. Рефлексия данного метода в том, что дети с творческим складом ума, заинтересуются датами. А с математическим складом – творчеством (портрет). Этот прием можно использовать на разных этапах урока и в различных видах (новый материал, закрепление, обобщение)