Школьная библиотека — территория семейного чтения


Н.В. Белякова,
методист МКУ «Отдел образования
Исполнительного комитета Тетюшского
муниципального района РТ»
Школьная библиотека — территория семейного чтения
Всем известно, что мир для ребенка начинается с семьи: первые шаги, первые слова, первые книжки...
И привычка читать зарождается здесь же. Именно родители читают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают вместе с ребенком удивление, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев.
Хорошая книга в руках родителей и их ребенка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовное единство, важно не растерять эту связь семьи и книги, а укрепить ее так, чтобы она передалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало семейной традицией.
Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. И поэтому тревога педагогов, психологов, библиотекарей и родителей весьма обоснована: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении. О том, почему многие дети не любят и не хотят читать, как развить у ребенка читательский интерес и потребность в семейном чтении, мы и поговорим сегодня.
Дети сегодня находятся в ситуации выбора, и зачастую эта ситуация очень сложна. Им приходится выбирать между различными взглядами и различными представлениями и, что особенно трудно, формировать собственную картину мира. И помочь им в этом могут семья, школа и книги. Так, в целом, семья и школа придерживаются примерно одной системы ценностей, в основе которой – гуманность, трудолюбие, уважение к личности и прочее. Во главе угла процесса воспитания и обучения может и должна стоять книга. Поэтому совместная работа учителя, родителя и библиотекаря может привить любовь к книге, чтению и помочь школьнику раскрыться как личности. Именно поэтому, особое значение школьная библиотека придает сотрудничеству с семьей.
Возрождение традиции семейного чтения как культурной нормы развития ребенка – одна из важнейших задач библиотечных учреждений. Для решения подобной задачи необходимо не только иметь, но продолжать создавать информационно-документную базу (фонд детской литературы, фонд справочной и научно-популярной литературы, фонд нетрадиционных носителей информации и др.).
Наши школьные библиотеки с 1 класса начинают работу как с учениками, так и с родителями учеников: принимают участие в подготовке и проведении праздника первоклассников, посвященного окончанию изучения Азбуки, где знакомятся с будущими читателями и их родителями, проводят занимательную викторину и приглашают на экскурсию в библиотеку. Каждый класс приходит со своим классным руководителем. Знакомство с библиотекой происходит непосредственно в самой библиотеке, проводится экскурсия в познавательно - игровой форме.
В своей работе библиотекари используют разнообразные формы массовой работы: реклама новых книг, викторины, библиотечные уроки, конкурсы, интеллектуальные и познавательные игры, путешествия и т.д.
Вот так в одной из городских школьных библиотек проходит праздник семейного чтения. Для участия выбрали 6-е классы, самая ответственная, активная и кое-что (за свои годы), уже успевшая прочитать аудитория. Провели подготовительную работу к этому празднику: информация в библиотеке, в фойе школы – на доске объявлений, книжная выставка в библиотеке.
В этом празднике приняли участие три сборные семейные команды по четыре человека.
Для того, чтобы команды быстрее освоились и чувствовали себя уверенно – первый тур - «Разминка» (очки за него не ставились) с использованием литературных и познавательных вопросов.
Второй тур - загадки, составленные на основе пословиц и поговорок.
Следующий тур – викторина, например, состоял из таких вопросов:
Что вы можете рассказать о зеркале «Еиналеж» (зеркало «Желаний»).
Как звали друга Тома Сойера (Гекльберри Финн).
Поэтому без полного прочтения книг: М. Твена «Том Сойер», В.А. Каверина «Два капитана», А. Дюма «Три мушкетера», Дж. Ролинг «Гарри Поттер и философский камень», А.Р. Беляева «Человек-амфибия» и других, команды успешно справились с очередным заданием.
Следующим этапом стало – домашнее задание: пантомима (инсценировка любимой сказки, по определенной теме на выбор). 6 «а» – литературные сказки, команда выбрала Ш. Перро «Красная шапочка», 6 «б» – бытовые сказки, команда «посадила и растила «Репку», 6 «в» – сказки о животных, была выбрана сказка «Лиса и журавль». Был полный аншлаг, болельщики смеялись от души. Домашнее задание сменил рассказ, все слова которого начинались на одну и ту же букву. В подготовке этого домашнего задания принимали участие даже бабушки.
Чтобы привлечь ребят в дальнейшем к чтению книг, конечно, же, нужен конкурс болельщиков. Вопросы использовались только литературные. Болельщики очень активно поднимали руки, кто быстрее.
И заключительное задание: назовите произведение, в котором имеется этот атрибут (предмет). Представители от каждой команды выбирают предмет и называют произведение (одно или несколько). Предметы: 1-я Команда, выбрала лапоть–произведения: М. Горький «Дед Архип и Ленька», сказка– «Лапоть, соломинка и боб». 2 Команда – выбрала шляпу, произведение: Н. Носов «Живая шляпа». 3-я команда – выбрала собаку, произведения: Г. Троепольский, Белый Бим, черное ухо; А.П. Чехов, Каштанка.
Каждой из команд была присуждена номинация: команде 6 «а» - «Самые читающие», команде 6 «б» - «Самые дружные», команде 6 «в» «Самые творческие».
Такие праздники, на которых царит веселье, творчество, очень нужны детям. Неформальная обстановка таких встреч позволяет каждому школьнику раскрыться как личности, проявить в полной мере свои индивидуальные интересы и способности. Мы не можем и не должны работать традиционно, мы должны везде находить наших читателей – активнее завоевывать Интернет-пространство и выходить на улицы. Наша задача - поработать добрыми волшебниками: дать возможность детям испытать это счастье.