Проект Семейная студия Мастерилкин и Компания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Дюймовочка» города Сафоново Смоленской области.











Проект «Семейная студия «Мастерилкин и Компания».





Автор проекта: воспитатель высшей категории Базылева И.А.




















2015 год
г. Сафоново




Пояснительная записка

Тема проекта: «Семейная студия «Мастерилкин и Компания».

Актуальность проекта.
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В Законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44, п. 1 определяется, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений между образовательным учреждением и семьёй, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных». Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребёнка. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействия ДОУ и семьи.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добросовестностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности за результат».
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышает ответственность родителей за результативность учебно-образовательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО, ч. 1, п. 1,6, п.п. 9)
Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе её лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ предполагает и новые отношения. Имея свои особые функции, они не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними контакта является необходимым условием успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и детским садом рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.

Гипотеза: совместная инновационная работа по образованию и воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс ДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.

Цель проекта: Привлечение родителей к активному участию в развитии своего ребёнка, а также создание творческого пространства для игрового и делового общения детей и родителей.

Задачи:
1. Создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами ДОУ.
2. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия.
З. Повысить уровень педагогической культуры родителей.
4. Пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни.
5. Организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность детского сада как полноправных участников образовательного процесса.

Тип проекта: долгосрочный, коллективный, практический.

Целевая аудитория проекта:
- администрация ДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, научно-методическое оснащение;
- педагоги и специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) – взаимодействуют с родителями и детьми;
- родители – участвуют в совместных мероприятиях, работе студии «Мастерилкин и Компания», обмениваются опытом семейного воспитания;
- дети – участвуют в совместных мероприятиях, общаются с взрослыми и детьми.

Основные принципы
ФГОС ДО предусматривает современные принципы взаимодействия семьи и ДОУ, которыми я пользовалась при подготовке данного проекта:
- ориентация в содержании общения – это доверительность отношений между педагогом и родителями, личная заинтересованность;
- безоценочный стиль отношений;
- принцип открытости детского сада – вовлечение родителей в педагогический процесс;
- формирование родительской компетентности;
- плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
- дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом специфики каждой семьи;
- индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
- сознательность, активность и дозированность – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым мероприятиям, получаемой информации;
- гуманистический подход – изменение традиционного педагогического мировоззрения: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а детский сад является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.

Подходы к формированию содержания проекта
  Объединение усилий дошкольного учреждения и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом  плане задача. По моему мнению, принципиальные условия  для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями воспитанников,  администрацией и педагогами ДОУ, которую можно обозначить как доверительный  контакт. Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме творческой семейной студии представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается дружеская атмосфера не только внутри одной взятой семьи, но и между всеми семьями, участниками образовательного процесса, что послужит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.   Мероприятия, запланированные в данном проекте, состоят из двух частей: первая часть носит познавательный или развлекательный характер, вторая часть – практическая – изготовление детьми и родителями поделок (далее семейная поделка используется как подарок или для украшения группы).
Семья и дошкольное образовательное учреждение – два важных института социализации детей. В дошкольном учреждении должно быть создано единое сообщество "родители - дети - педагоги", для которого характерны взаимопомощь, содействие друг с другом, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Только понимание взрослыми (педагогами и родителями) своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, а партнера и практические действия в этом направлении могут дать положительный результат.

Срок реализации проекта: с сентября 2013 г. по май 2015 г. (средняя, старшая группа).

Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный – изучение особенностей семей, их интересов и потребностей, консультативная помощь, привлечение родителей к участию в подготовке и проведению мероприятий.
2 этап – основной – осуществление сотрудничества в рамках запланированной совместной работы.
3 этап – заключительный – обобщение результатов проведенной работы, их анализ, формулировка выводов. Презентация семейных творческих работ, семейных проектов.

Ожидаемые результаты проекта:
Рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.
Оптимизация детско-родительских отношений.
Сохранение и приумножение семейных ценностей и традиций.
Возрастание интереса родителей к работе ДОУ.
Положительное общественное мнение родителей о работе сотрудников ДОУ.

Пути реализации проекта.

План – график мероприятий по реализации проекта


Дата проведения
Название мероприятия

Октябрь 2013г.
«Магазин»

Декабрь 2013г.
«Посиделки»

Февраль 2014г.
«Рамка для портрета»

Апрель 2014г.
«Каравай»

Октябрь 2014г
«Путешествие в страну Вежливости»

Декабрь 2014г
«Наша дружная семья»

Февраль 2015г.
«Знаете ли вы природу?»

Апрель 2015г.
«Мы дружные ребята»




Методические ресурсы

Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. Детско-родительский клуб // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №1. С. 66.
Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2014. – 190 с.
Зубова О.Н., Лукьянова Н.А. Клуб заботливых родителей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010. №11. С. 52-60.
Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребёнка: взаимодействие ДОУ и Семьи. [Текст]: И.О.  Пастухова / М .: ТЦ Сфера, 2007.48 с.
Современное дошкольное образование. Теория и практика №1, 2013г., "Изменения дошкольного образования сегодня и завтра"





Электронные ресурсы:
     1. http://www.firo.ru/?page_id=11684;
   2.Электронный журнал "Психологическая наука и образование      psyedu/ru", стр182.


















Приложение

1.Фотографии проведенных встреч в семейной студии «Мастерилкин и Компания».
2. Конспекты непосредственно организованной деятельности в студии.
















































Средняя группа
Занятие в семейной студии «Мастерилкин и Компания».
Тема: «Магазин».
Цель. Объединить детей и родителей в совместной деятельности.
Задачи. Развивать умения детей лепить из соленого теста. Создать атмосферу коллективного творчества.
Подготовка к занятию. Разучивание стихов, пословиц, загадок.
Материалы и оборудование. Колокольчик, витрина и атрибуты для игры в «Магазин», соленое тесто, доски, стеки, салфетки.

Ход занятия.
Ведущая в форме продавца приветствует собравшихся и показывает колокольчик.
Ведущая. У меня в руках обыкновенный колокольчик, который звенит и подает сигнал, например, в школе на урок. Но он может быть и волшебным, и что-то открывать. Смотрите
Открывайся, дзинь-дзинь-дзинь,
Наш волшебный магазин!

Открывается оформленная витрина с кондитерскими изделиями.

Ведущая. Вот с продуктами витрина,
Загляденье, как картина!
Торты тут, печенье, сдоба
Для покупки и для пробы.
Магазина нету краше!
Продавец в нем тетя Маша,
Весь товар покажет нам:
Мамам, папам и друзьям!
Подходите, подходите,
Что понравится – берите.
Товары здесь не продаю,
А даром детям отдаю
За песню, танец иль стишок.
Кто первый? Подходи, дружок!

Выходит ребёнок и родитель, выбирают понравившийся образец, который затем будут лепить.

Ведущая. Что желаете купить?
А чем будете платить?
Я не деньги получаю,
Исполненье принимаю.
Что исполните для нас?
Будем рады слушать вас!

Ребенок и родитель исполняют знакомую песню, стихотворение, загадку, пословицу и др.
Все остальные участники встречи делают покупки таким же образом.

Практическая часть.

Показ образцов и способов действия.
выполнение работ в паре: ребёнок и родитель. По окончании лепки воспитатель обращает внимание на то, что готовые изделия из глины должны ещё просохнуть, после чего их можно будет раскрасить и поместить в уголок сюжетно-ролевых игр.
Итог деятельности.

Дети и взрослые рассматривают получившиеся «кондитерские изделия». Готовая продукция выставляется на красиво оформленный поднос.

Ведущая. Потрудились вы на славу,
Получайте же по праву
В магазине главный приз –
Печенье с названием «Сюрприз»!
Пришло время расставаться,
Магазину – закрываться.

Чаепитие.
Ведущая благодарит всех и прощается.


..
















Средняя группа
Занятие в семейной студии «Мастерилкин и Компания».
Тема: «Посиделки».
Цель. Объединить детей и родителей в совместной деятельности.
Задачи. Совершенствовать умения детей работать с бумагой, ножницами, клеем.
Развивать чувство юмора.
Обогащать словарь детей малыми формами фольклора.
Создать атмосферу праздника, радостное настроение.
Материал и оборудование: клей, ножницы, кисточки, подносы, цветной картон, поролон, салфетки, клеенки.
Подготовка к мероприятию. Чтение произведений устного народного творчества – потешек и песенок, пословиц и поговорок, небылиц. Оформление выставки семейных коллекций.

Ход занятия.
Звучит русская народная музыка. Входит Хозяйка в русском народном костюме.
Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Моя изба давно тепла. В доме моем все чисто и прибрано. Ведь как говорят: «Домом жить – не лукошко шить. Домом жить – не развеся уши ходить. Дом вести – не лапти плести. Домом жить – обо всем тужить. Ведь хозяюшка в дому, что оладушек в меду: она и шьет, и готовит, и прибирает – одна за все отвечает».
В старые добрые времена, чтобы отдохнуть от работы, устраивали люди посиделки. Вот и мы сегодня посидим, друг на друга поглядим, себя позабавим, других посмешим да делом займемся.

Веселись, народ, много интересного вас ждет!
Будут песни, будут шутки и смешные прибаутки
Вот одну послушайте.

Ребенок. Сел сверчок в уголок, таракан – на шесток,
Сели-посидели, песенку запели.
Услыхали ложки – вытянули ножки.
Услыхали калачи – как попрыгали с печи
Да давай плясать, всех вокруг забавлять

Хозяйка. Это только присказка. А что будет впереди –
Приготовься и гляди!..

На ширме появляются куклы Филя и Уля.

Уля. Здравствуй, Филя!
Филя. Здравствуй, Уля!
Уля. Ты где был?
Филя. У бабушки.
Уля. Что принес?
Филя. Оладушки.
Уля. Где же они?
Филя. Под лавкой.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы сделала как?
Уля. Я бы оладушки на стол положила и съела.
Филя. Ладно, следующий раз так и сделаю (прячется).
Уля. Филя, ты где был?
Филя. У бабушки!
Уля. Что принес?
Филя. Сапожки.
Уля. Где они?
Филя. А я сделал, как ты велела: на стол поставил и съел.
Уля. Экий ты, Филя, чудак!
Филя. А ты бы сделала как?
Уля. А ты лучше у ребят спроси, они знают, что надо с сапогами делать. Ответы детей.)
Филя. А где ты, Уля, была?
Уля. В деревне!
Филя. Что видела?
Уля. Утку в юбке, курицу в сережках, свинью в рогоже – нет ее дороже!
Филя. Знаю-знаю.
Это небылицы в лицах
Сидят в тереме-светлице,
Щелкают орешки да творят потешки!
Кто расскажет?

Ребенок. По поднебесью, братцы, медведь летит!
Медведь летит, хвостом вертит.
А свинья на ели гнездо свила.
Гнездо свила, деток вывела,
Малых детушек – поросяточек.
Они по веточкам сидят, полететь хотят.
Уля. Ну и потеха!
Филя. Как у наших у ворот собирается народ.
Да и вы все выходите, веселитесь и пляшите!
А нам уходить пришла пора.
До свиданья, детвора! (Уходят.)

Исполняется песня «К нам гости пришли». Дети поют, взрослые играют на шумовых инструментах.

Хозяйка. Позабавились, пора и делом заняться. Где тут рукоделие моё? (Берет ткань, начинает шить.)
Иголка, иголка, ты тонка и колка.
Не коли мне пальчик, шей сарафанчик.
Мне б тебя не уронить. А куда же положить?
Вы не подскажете? Согласна с вами. Давайте сделаем игольницу, тогда все иголки будут на месте.

Практическая часть.

Изготовление поделки детьми и родителями.
Выставка готовых работ.

Хозяйка. Хорошо потрудились! Красивые игольницы получились и нужные. А теперь можно и угоститься. Поработали на славу, получайте же по праву!

Хозяйка раздает угощение, прощается.

.


























Средняя группа
Занятие в семейной студии «Мастерилкин и Компания».
Тема: «Рамка для портрета».
Цель. Объединить детей и родителей в совместной деятельности.
Задачи. Развивать творческие способности, фантазию. Воспитывать аккуратность, желание мастерить.
Материал: бросовый – кондитерские упаковки, палочки от эскимо.
Оборудование: клей, ножницы, кисточки, подносы, цветной картон, салфетки, клеенки.

Ход занятия.
На столе ведущей игрушечный телефон. Звенит звонок.
Ведущая (снимает трубку, отвечает). Да, все уже собрались. Приходите, будем ждать! (Кладёт трубку на место.) Сейчас к нам придёт интересный гость. Пойду его встречу

Звучит музыка, за ширмой появляется Художник (кукла би-ба-бо).

Художник. А я уже здесь! Здравствуйте, взрослые!
Здравствуйте, дети! Больше всех на свете
Я люблю рисунки красить, создавать.
Рисовать узоры, дом, поля и горы,
Реки, море, солнце, лес изображать.
Я художником зовусь, вечно с красками вожусь
И люблю карандаши а сейчас давайте мы
Все посмотрим на портрет Нравится?

Ведущая. Да! Лучше нет! А наши ребята знают, что такое портрет. И даже могут спеть.

Исполняется 1-й куплет песни Г.Гладкова «Если видишь на картине».

Ведущая. Понятно! Но портреты и другие картины художники помещают в рамки. А что делать, если рамки нет?
Художник. Надо купить в магазине или сделать самим.
Ведущая. Ты угадал наше желание, мы как раз этим и собираемся сегодня заняться: сделать рамку для портрета. Кого? Догадайтесь сами!

Два ребёнка читают стихотворение О.Чусовитиной «Мой папа».

1. Может он в футбол играть,
Может книжки мне читать,
Может суп мне разогреть,
Со мной мультик посмотреть.
Может поиграть он в шашки,
Может даже вымыть чашки.
Может рисовать машинки,
Может собирать картинки.

2. Может прокатить меня
Вместо быстрого коня.
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить.
Вместе. Для меня всегда герой –
Самый лучший папа мой!

Ведущая. Догадались? Правильно, для пап. Ведь у них скоро праздник. Сам портрет вы, дети, нарисуете дома или можете использовать папину фотографию, а здесь, в нашей студии, мы будем изготавливать вот такие рамки.

Ведущая показывает образцы рамок, которые предстоит сделать.

Ведущая. У меня в руках рамка пока еще пустая. Мы сейчас поиграем с ней в игру. Выходите в круг.

Игра «Покажи портрет».

Рамка передается по кругу со словами:
Мы эмоции все знаем,
Показать их – не секрет.
А сейчас мы отгадаем,
Что покажет нам портрет!
У кого в руках с окончанием слов окажется рамка, тот должен, приставив рамку к лицу, изобразить какое-нибудь эмоциональное состояние.

Практическая часть.

Ведущая предлагает детям и родителям занять свои места и приступить к работе. Работа проходит на фоне спокойной музыки. По окончании ведущая предлагает Художнику оценить рамки и похвалить всех за фантазию и старание.
Затем Художник прощается и «уходит».

Ведущая. Вот и закончилась наша очередная встреча в семейной студии «Мастерилкин и Компания», но еще не до конца выполнена работа. Дети. Помните, что еще надо сделать? Правильно, нарисовать папин портрет, потом поместить его в вашу рамку и подарить на 23 февраля. Спасибо всем за то, что хорошо потрудились. До новых встреч!
..
Средняя группа
Занятие в семейной студии. Тема: «Каравай».
Ведущий: Дорогие гости! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о хлебе. С весны до осени, не покладая рук, трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел!

В е д у щ а я. У народа есть слова:
«Хлеб – всей жизни голова».
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе.
А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,
Ломоть ржаного трудового хлеба?
Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное – работой пахнет хлеб.

Да, дети, чтобы вырастить хлеб, нужно много-много трудиться.
О труде хлебороба все колосья поют,
Значит, это особый, замечательный труд.

В е д. Ребята, назовите пословицы и поговорки о хлебе.
Много снега – много хлеба. Таня
Худой обед, коли хлеба нет. Маша Г.
Покуда хлеб да вода - все не беда. Вика
Будет хлеб - будет и обед. Родион
Хлеб на стол - так и стол престол,
хлеба ни куска - так и стол доска. Миша
Посей впору – будет хлеба горы. Лева


В е д.
К дошколятам на машине
Каравай приехал ныне.
Пышной коркой похрустим.
Всех на свете угостим.
В круг вставай, каравай,
Кого хочешь - выбирай!

К а р а в а й.
Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пёк.
Пекарь, с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!

П е к а р ь.
Мельника!
Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй,
Кого хочешь – выбирай!

М е л ь н и к.
Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал,
А хлеба растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!

Х л е б о п а ш е ц.
Рабочего!
Он приехал к нам с дарами –
Тягачами, тракторами!
А награда – урожай!
Всех на праздник приглашай1

П е к а р ь.
Слава урожаю в закромах!
М е л ь н и к.
Слава караваю на столах!
Х л е б о п а ш е ц.
Слава, слава дружным рукам1
Р а б о ч и й.
Слава, слава труженикам!


Вед. Ребята, пригласим каравай поводить с нами хоровод.

Каравай заводит дружбу с тем,
Кто с детства любит труд
Если ты с работой дружен,
Выходи скорее в круг.

Хоровод "Каравай"
"Как на праздник урожая
Испекли мы каравай,
Вот такой вышины,
Вот такой ширины,
Вот такой ужины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай,
Выбирай поскорей,
Чтобы было веселей".

В е д.
Мне до земли поклониться хочется
Хлебу, рождённому нашей страной.
Д е т и.
Труд – его имя,
Мир – его отчество.
И для народа он самый родной.

Вед. А теперь настало время для заданий для наших родителей.

О хлебе народ сложил немало пословиц. Уважаемые наши родители, закончите, пожалуйста, пословицы.
* Горька работа, да хлеб сладок.
* Хочешь есть калачине сиди на печи.
* Пироги не растутна кустах.
* Не ленись с плужком, будешь с пирожком.
* На чужой каравай рот не разевай.
* Пот на спине, так и хлеб на столе.
* Доплясались, что без хлеба остались.
* Каравай хлеба не свалится с неба.
* Не красна изба углами, а красна пирогами.
* Был бы пирог, найдется и едок.
* Без теста пирога не испечь.
* Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
* Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
* Разговором сыт не будешь, если хлеба недобудешь.

1. Конкурс для родителей и детей «Кто назовет больше изделий из теста?» (команда детей и команда родителей).
2. Вед.: Очень важно и нужно бережно относиться к хлебу. Научитесь с детства ценить хлеб. На Руси был обычай - сгрести в ладонь хлебные крошки со стола и съесть.
А теперь задание для родителей: У вас имеются остатки хлеба. Что можно из них приготовить?
3. Назовите злак, из которого сварили кашу.
Пшенную (просо) Гречневую (гречиха)
Перловую (ячмень) Геркулесовую (овес)
Манную (пшеница) Овсяную (овес)
Кукурузную (кукуруза)


Старшая группа
Занятие в семейной студии «Мастерилкин и Компания».

Тема: «Путешествие в Страну вежливости и культуры поведения».
Цель. Формировать гармоничные детско-взрослые отношения в процессе общения и совместной деятельности.
Задачи. Привлечь родителей к активному участию в развитии и воспитании детей.
Закреплять знания детей о правилах культурного поведения и хороших манер.
Объединить детей и взрослых в совместном общении и деятельности.
Материалы и оборудование. Цветная бумага и картон, клей, кисточки, салфетки, ножницы.

Ход.
Ведущая. Уважаемые родители! Наши дети приглашают вас в Страну вежливости и культуры поведения. Послушайте их, пожалуйста.
Вежливых слов не одно и не два,
Помни и знай эти чудо-слова.

1 ребёнок. Я другу говорю: «Привет!»,
А он в ответ: «Здорово!»
Тут ничего плохого нет,
Подходят оба слова.
2 ребёнок. Старшему, если встречаемся с ним,
Первыми «Здравствуйте!» мы говорим.

3 ребёнок. На прощанье «До свиданья!» говорим,
О том и речь.
Значит, ждут ещё свиданья,
Много-много новых встреч!

4 ребёнок. Вечер, спать ты хочешь очень.
Всем скажи: «Спокойной ночи!»

5 ребёнок. Если вы куда-нибудь спешите,
На бегу толкая всех подряд,
Говорите вежливо «Простите!» -
Вас за эту вежливость простят.

6 ребёнок. Ты чихнул? Без лишних слов
Мы желаем: «Будь здоров!»

Игра «Потерялось словечко».
(На каждый ответ мяч передается из рук в руки.)
Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы(спасибо).
Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста).
Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь (здравствуйте).
Во всех странах на прощание говорят всем(до свидания).

Ведущая. А теперь дети всех познакомят с правилами поведения.
Ребёнок. Все вещи не на месте,
Но мы разложим вместе
Всё на свои места –
И будет красота!

Ребёнок. Пора за стол. Всё для еды накрыто.
Приятного желаем аппетита!

Ребёнок. Мы всегда перед едою
Без капризов руки моем.

Ребёнок. Мы с тобою за столом
Себя правильно ведём,
Потому что мы с тобой
Не болтаем за едой.

Ребёнок. Кто слишком громко речь ведёт,
Себя не правильно ведёт!

Ведущая. И напоследок послушайте наши советы.
Ребёнок. Давайте мирно жить и дружно –
Чужих игрушек нам не нужно.

Ребёнок. Поспорив, драться не годится –
Куда полезней помириться!

Ребёнок. Любой наряд – нарядный,
Когда наряд опрятный!

Практическая часть.
Совместная деятельность детей и родителей.
Изготовление поделки»Коробочка для секретов».

Ведущая. Вот мы и побывали в стране Вежливости. На прощание хочу вручить родителям памятки, которые помогут воспитанию у детей культуры поведения.

Старшая группа
Занятие в семейной студии «Мастерилкин и Компания».
«Наша дружная семья».
Цель. Способствовать эмоциональному общению детей и родителей,
сплочению семьи, сближения взрослых и детей.
Задачи. 1.Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
3. Приобщать детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Ход мероприятия.
Дети и родители стоят в кругу.
Ведущая:
Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении пройдем за столы.
- Сегодня мы побеседуем о семье. У всех дома есть семейные альбомы, в которых хранятся фотографии близких людей - наших родных.
- А сейчас подумайте, и ответьте, кого называют родственниками? (Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя.)
- Правильно. Родственниками называют близких по родству людей. А что означает слово «род»? (Бабушка, дедушка, их дети, братья, сестры, мама, папа их братья, сестры и дети.)
- Если объединить ваши ответы можно сказать, что род - одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самыми уважаемыми считаются самые старшие по возрасту члены семьи.
- Подскажите, кто самые уважаемые родственники в вашем роду и почему?
Рассуждения детей.
- Правильно! Самыми уважаемыми считаются старшие по возрасту члены семьи бабушка и дедушка. Мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители вам. Так и образовывается семья.
Ребята, Миша выучил стихотворение о семье. Давайте послушаем.
Семья это слово родное!
Сколько в нем света добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными,
за все их заслуги, за все их дела!
Оля тоже знает стихотворение о семье.
Что такое семья?
Вы спросите меня.
Я отвечу вам с удовольствием,
Что семья - это дом,
Садик мой за окном,
И семья - это малая Родина!
Под пургой и дождём
Нас согреют теплом
И помогут в любых ситуациях
Мамы милой глаза,
И улыбка отца,
И ватрушки, и булочки бабушки!
В мир идём из семьи,
Там и корни твои,
Твоя долгая жизнь начинается.
И основа основ -наш родительский дом,
И семьёй в мире жизнь продолжается.
Ведущая. - О семье очень много пословиц и поговорок придумал русский народ. Давайте вспомним их.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В семье и каша гуще.
На что и клад, когда в семье лад.
Какова мать, такова и дочь.
Мать всякому делу голова.
Согласную семью и горе не берет.
В семье и горох молотят.
Дружная семья и землю превратит в золото.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
В дружной семье и в холод тепло.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Конкурс для родителей «Узнай сказку».
Жили-были три медведя. И была у них избушка лубяная, а еще была ледяная. Вот бежали мимо Мышка-норушка и Лягушка-квакушка, увидали избушки и говорят: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!". Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждет, когда Емеля ее поцелует.
(7 сказок: "Три медведя", "Заюшкина избушка", "Теремок", "Баба Яга", "Репка", "Спящая красавица", "По щучьему веленью")

Физкультурная пауза
Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (поднимают плечи)
Раз, два, три, четыре, пять (прыгают на месте)
Вас могу пересчитать; (считают пальчиком)
Папа, мама, брат, сестра.
Бабушка и дедушка, (показывают ладошкой)
Кошка Мурка, два котенка (наклоняются в право, влево)
Мой сверчок, щегол и я (повороты в право, влево)
Вот и вся моя семья. (Хлопают)
Ведущая. Мама Ариадны прочтёт нам стихотворение.
Молоды пока,
Ищут счастье люди
В деньгах, в славе,
В преданных друзьях.
Но во все века
Была, есть и будет
Главной составляющей семья.
Если папа есть,
Если мама рядом,
Звонок мир от детских голосов.
Остальное всё
Будет так, как надо,
Всё приложится без лишних слов.
Вместе перетрут
Беды и преграды,
Радость вознесут под облака.
И семейный труд
Будет им отрадой,
Если в жизнь идут в руке рука,
Вряд ли деньги вам
«Сделают погоду».
Если одиночество - судьба,
Только лишь семья -
Продолженье рода,
Значит продолжение себя.
Ведущая. Каждая семья имеет свой дом, но не все знают, что слово дом – нерусское. Оно происходит от латинского слова «доминиум» - владение. Под словом дом подразумевают не только постройку, но и само житье-бытье под ее крышей, в кругу близких и любящих людей. Их единодушие, дружба, поддержка, согласие, умение ладить друг с другом – вот в чем крепость дома. Мы все знаем пословицы о доме. Я буду начинать пословицу, а вы постарайтесь ее закончить:
Гость на пороге – счастье в (доме).
– Дом без хозяйки (сиротка).
– Дом вести (не бородой трясти).
– Яблоко от яблони (не далеко падает).
– Чем богаты, (тем и рады).
– В гостях хорошо, (а дома лучше).
Не только о доме, но и о семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Вам надо поправить то, что будет неверно.
– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).
– Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).
– У семи нянек дитя в порядке -----доглядке (без глаза).
– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).
Ведущая. - У многих из вас есть братья и сестры у ваших мам и пап они тоже есть, поэтому большой род изображают в виде древа, которое называется «генеалогическое древо».
Дома вы всей семье хорошо постарались, изучили своих предков, и составили свои родословные, придумали рассказы о своей семье. Кто хочет рассказать о своем роде? Давайте послушаем все рассказы и выберем лучший.
Практическая часть.
Дети вместе с родителями изготавливают свои «генеалогические древа».


.

































Старшая группа
Игра – конкурс «Знаете ли вы природу?»

Цель. Закреплять и обобщать знания детей о зиме и зимних явлениях неживой природы, о приспособлении животных и птиц к зимним условиям.
Задачи. 1.Формулировать правила поведения в природе.
2. Формировать умение обосновывать свой ответ, составлять простейшие рассказы.
3. Воспитывать сочувствие к нелёгкой жизни зимой всех живых организмов.
Оборудование и материалы. Фланелеграф, картинки с изображением частей птиц; разрезные модели листьев с деревьев; эмблемы для команд; мягкий кубик (20*20*20см), игровое поле.
Предварительная работа. Заучивание пословиц и поговорок о природе; беседы о зимующих животных и птицах.

Ход. Выбирается жюри из числа родителей.
Воспитатель: - Сегодня, ребята, мы проверим, как вы знаете и любите природу. Мы разделимся вначале на две команды. Заранее мы придумали названия для них – «Снежинка» и «Ёлочка».
Дети садятся на стулья.
В.: - Немного напомню правила игры. Перед вами игровое поле., разделенное на три сектора. Каждый сектор имеет свой цвет. Жёлтый цвет будет обозначать вопросы из области неживой природы; зелёный – из области живой природы, а красный цвет обозначает вопросы о правилах поведения в природе. Каждый из играющих будет бросать кубик на это поле. На какой сектор упадет кубик, из той области и задаётся вопрос.
За правильный ответ команда получает 1 балл, за полный ответ с рассказом – 2 балла.
Внимание! Начинаем!
Первый конкурс.
Вызываются по очереди дети из обеих команд по одному. Ребёнок кидает кубик, ему задаётся вопрос из соответствующей области.
Живая природа.
Назови животных, которые впадают зимой в спячку.
Чем питаются зимой птицы?
Какие деревья не сбрасывают листья зимой?
Почему не видно зимой насекомых?
Назови животных, которые делают запасы осенью.
Какая птица выводит птенцов зимой?
Почему деревья сбрасывают листья осенью?
Неживая природа.
Как образовывается лёд?
Назови времена года.
Что такое метель?
Назови части суток.
Как называется планета, на которой мы живём?
Назови виды снега (хлопья, крупа).
Правила поведения в природе.
Вы приехали с родителями в лес отдыхать. Разожгли костёр, нажарили шашлыков, поели, попили и собрались уезжать. Что вы сделаете перед отъездом? 2. Вы встретили в лесу зайчонка или ежонка. Что вы с ним сделаете?
3. В лес или на речку вы взяли с собой сачок для ловли бабочек. Как вы поступите с наловленными насекомыми?
4. Для того, чтобы развести костёр, какие деревья вы выберете: молодые, крепкие или старые, сухие?
5. Станете ли вы выбрасывать мусор в речку, озеро?
6. В лесу вы наткнулись на яйца птиц. Возьмёте ли вы их домой?
7. Станете ли вы топтать, собирать в букеты цветы?

- Молодцы, ребята, сейчас жюри объявит вам результаты конкурса.

Второй конкурс.

- Посмотрите на фланелеграф. На картинках изображены части птиц, которых вы должны узнать, назвать птицу и доказать, почему вы так решили.

Проводится конкурс.

Физкультразминка.
- Сейчас мы поиграем. Я буду называть животное. Если это животное зимой не спит, а ходит по лесу в поисках пищи, вы походите на месте. Если животное впадает в спячку, присядьте, руки приложите к щеке.
( Звучит музыка. Дети танцуют. По сигналу музыка выключается. Воспитатель называет животное – медведь, лиса, волк, ёж, заяц, змея, барсук, лось, хомяк, белка, енот.)

Третий конкурс.

Игра «Так бывает или нет?»
Воспитатель поочерёдно задаёт вопросы участникам команд.
Бывает так, что медведь зимой выходит на прогулку? (Нет.)
Бывает так, что зайцы едят семена из шишек, когда очень голодно? (Нет.)
Бывает так, что белка зимой прячется от холода в дупле? (Да.)
Бывает так, что ласточки улетают на зиму в тёплые края? (Да.)
Бывает так, что лягушки прыгают зимой по снегу? (Нет.)
Бывает так, что зимой у птиц появляются птенчики? (Нет. Кроме клестов.)

Четвёртый конкурс.

Загадки о явлениях природы.

В белом бархате деревня –
И заборы и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт. (Иней.)

Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель.)

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз.)

Уж не солнце ль виновато,
Что висит на небе вата? (Облако.)

Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (Молния.)

Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал.
Без тела, а живёт оно,
Без языка – кричит. (Эхо.)

Пятый конкурс.

«Чья команда назовёт больше пословиц и поговорок о лесе».
Не высок лесок, а от ветра защита.
Срубил дерево – посади два.
Зелёное царство – лучшее лекарство.
Лучше дальний путь в лес, чем ближний в аптеку.
Собирай по ягодке – соберёшь кузовок.
Зима лето пугает, да всё равно тает.

Седьмой конкурс.
- А сейчас вы прослушаете голоса птиц и отгадаете, какая птица поёт.
Слушает команда «Снежинка».
А теперь слушает команда «Ёлочка».
- Молодцы, ребята. Наша игра окончена. Послушайте результаты конкурсов.

Происходит награждение команд.

Старшая группа
Занятие в семейной студии «Мастерилкин и Компания».
«Мы дружные ребята».

Цель. Обогащать детско-взрослые отношения в процессе общения и совместной деятельности.
Задачи. Организовать содержательное общение и совместную деятельность детей и взрослых для эмоционального и нравственного обогащения друг друга. Укрепить дружеские, доброжелательные отношения детей в группе.
Материалы и оборудование. Игрушка Буратино, памятки для родителей, клубок ниток, цветная бумага и картон, ножницы, клей, салфетки.

Ведущая. – Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети! Сегодня мы собрались в семейной студии «Мастерилкин и Компания». А поговорим мы с вами о дружбе, о друзьях. Я уверена, что у каждого из вас есть хороший, верный друг или даже много друзей. Без друзей жить нельзя! Послушайте стихотворение «Лучший друг» (читает ребёнок).
- В пословице говорится: «Старый друг лучше новых двух». А вы знаете пословицы о дружбе?

Пословицы и поговорки.
* Дружба что стекло – разобьёшь, не склеишь.
* За друга держаться – ничего не бояться.
* Друг – ценный клад, ему всякий рад.
* Человек без друзей, что дерево без корней.
* Дружба и братство дороже богатства.
* Старый друг лучше новых двух.

- Ребята, я получила письмо от Феи Дружбы:
«Задержусь немного я,
Вы, ребята, без меня
Не грустите, не скучайте,
А урок свой продолжайте.
Я, когда освобожусь,
Непременно к вам явлюсь».

Слышен стук в дверь.
- А вот и Фея освободилась
Появляется Шапокляк.
Шапокляк. – Здравствуйте, детишки- шалунишки!
Ведущая. – С чего это Вы взяли, что они шалунишки? Наши дети уже большие и знают, что на занятиях шалить нельзя, а вообще пошалить немножко можно, но так, чтобы не мешать другим и никого не обидеть. Дети у нас примерные.
Шапокляк. – Я тоже примерная. Все утро свою шляпу примеряю.
Ведущая. – Вот смешная! Ребята, скажите, что значит слово «примерный»? (Ответы.) правильно, воспитанный, показывающий хороший пример.
Шапокляк. – Я и сама могу вам сколько угодно примеров показать, на доске решить. 2+2=4.
Ведущая. – Этот пример из математики. А мы говорим о дружбе и товариществе.
Шапокляк. – Вот и я тоже дружу со своей Лариской. (Достает игрушечную мышь.). А как дружить я знаю и вам советы дам
Шапокляк читает несколько «Вредных советов» Г.Остера.
Ведущая. – Нет, таких советов нам не надо, наши дети воспитанные и не будут ими пользоваться.
Шапокляк. – Не хотите советов, могу истории рассказать.
Обещал Игорь принести настоящий бинокль для игры в пограничников. Принёс. Стали ребята играть, а Серёжа никому не даёт бинокль, сам смотрит.

Ведущая. – Ребята, как вы думаете, Серёжа хороший товарищ? А какой он? (Ответы.)
Шапокляк. – А теперь про Наташу расскажу.
Строит Наташа из кубиков комнатку для кукол. Играет, радуется. Прицелился Алёша – ба-бах! И нет комнатки. Гордый стоит Алёша – точно попал в цель. Жаль только, что ребята не видели.
Ведущая. – Ребята, а вы так поступаете, как Алёша?
Шапокляк. – Жалко, дети, что вы не принимаете моих советов, поэтому я пойду к другим детишкам. До свидания.
Ведущая. – Давайте прочитаем стихи, в которых говорится о том, как надо правильно дружить и быть хорошим другом.
«Подарок» Е.Благининой, «Совет» Р.Сеф, «Про дружбу» Ю.Энтина.
Ведущая просит детей выйти в круг для игры «Паутинка», в которой дети перебрасывают друг другу клубок ниток, при этом называя своего товарища или подругу ласковым именем. Затем все садятся на места.
Появляется Фея Дружбы.
Фея. – Я слышала, что вы сейчас говорили о дружбе и верных друзьях. Умение дружить – прекрасное качество. Чтобы иметь хороших верных друзей, нужно уметь дружить. Это значит, уметь уступать, не ссориться по пустякам, не злиться и не завидовать.
Из-за ширмы появляется Буратино.
Буратино. – Привет, ребята, здравствуйте, взрослые! Чем вы занимаетесь?
Фея. – У нас урок в «Школе вежливых наук». Ребята учатся в ней быть вежливыми, добрыми, заботливыми. А ты, Буратино, хороший товарищ?
Буратино. – Да, я всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые моих шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как шлёпнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся почему-то и ушел. А что я ему плохого сказал? Или вот учительница ему двойку поставила, а я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса, гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было! Он очень рассердился, а я ведь развеселить его хотел. Нехорошо он поступил, правда? (Ответы детей.)
Фея. Правильно ребята тебе сказали: ты пошутил плохо! Нужно всегда вначале подумать: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Следи за своими словами.
Буратино. А разве я один так разговариваю? Да я просто учусь у других.
Фея. Послушай, Буратино, ребята расскажут тебе правила поведения, что нужно делать, чтобы у тебя было много друзей.
Дети называют правила.
Не жадничай! Не ябедничай! Не завидуй!
Не смейся над чужой бедой.
Выполняй свои обещания.
Помогай товарищу в беде.
называй товарищей по имени, не давай им прозвищ.
делись игрушками, сладостями.
С игрушкой товарища обращайся аккуратно.

Буратино. Спасибо вам, ребята, это хорошие советы. Когда люди дружат и помогают друг другу, им легче жить и работать. Давайте все вместе споём хорошую песню о дружбе.

Дети и взрослые исполняют песню «Настоящий друг» (музыка Б.Савельева).

Ведущая. А теперь, ребята, давайте сделаем фоторамку и назовём её «Фоторамка дружбы». В неё вы сможете вставить фотографию друга или себя со своим другом.
Изготовление фоторамки детьми и родителями.



.