НОД в старшей группе ДОУ


МБДОУ детский сад № 21 «Дюймовочка»
г. Сафоново Смоленской области
Конспект НОД в старшей группе
Тема: Осенняя мозаика
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Воспитатель: Виноградова З.А.
Цель: Закрепить представление детей об овощах; развивать сенсорные способности. Развивать эмоциональное сближение детей.
Задачи:
Учить классифицировать предметы по двум признакам: овощи и фрукты.
Углублять знания детей об условиях, необходимых для роста и развития растений.
Развивать знания детей об экологических связях между живой и неживой природой, растениями и деятельностью человека.
Воспитывать любовь к природе, доброжелательное отношение друг к другу.
Развивать эмоциональное состояние с помощью мимики.
Активизировать творческое воображение, творческие проявления, предоставить возможность к самовыражению.
Обогащение словаря за счёт слов: лиловый, багряный, жёлто-зелёный, озорное, гневное, тоскливое.Материал:
Инструментальная пьеса «Музыкальное настроение»
Музыкальные инструменты: металлофон, маракасы, рожок; шуршащая бумага, цветные ленточки.
Поднос с овощами и фруктами.
Карточки-схемы.
Картинки с изображением птиц.
Ход НОД:
Звучит музыка ( инструментальная пьеса « Музыкальное настроение»). Дети, кружась в ритме вальса вбегают в зал с осенними листочками в руках.
Дети:
Здравствуй, Солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живём в одном краю,
Я вас всех приветствую!
(садятся на стульчики)
Воспитатель:
Снега нет, но холодает,
Лист деревья покидает.
Скрылась в тучах неба просинь.
Это время года…
Дети:
Осень!
Воспитатель:
Жила-была волшебница, и звали её Осень. Была она могущественной и «капризной». Часто меняла своё настроение. В заколдованной сумочке хранила она главное своё сокровище – волшебную палочку (из сумочки извлекается палочка, обвитая парчовой лентой).
Именно волшебная палочка помогала её творить множество чудес. Дотронется она до листьев и… раз! Из зелёных они превращаются… в какие?
Дети:
В жёлтые.
Воспитатель:
И в красные, и в коричневые, багряные, лимонные, и даже лиловые и фиолетовые.
Дотронется палочкой до неба, и начинает небо плакать долгими и тяжкими слезами.
Покрутит палочкой над головой – налетит ветер порывистый, безжалостно сорвёт с деревьев их наряд.
Как вы думаете, какое настроение может быть у Осени, когда она заставляет плакать небо? (печальное, невесёлое, грустное).
Когда крутит палочкой над головой? (мрачное, вредное, гневное, злое).
Когда гонит листья по дорожке? (озорное).
Тренировка мимики
Нахмурьтесь, как осенняя тучка; улыбнитесь, как солнышко; испугайтесь, как заяц, увидевший волка.
Осенью больше пасмурных дней, реже улыбается солнышко. Вот и сейчас его нет. А хотите я открою вам один секрет?
Эмоциональное упражнение «Поделись теплом».
Воспитатель:
Дело в том, что у нас в груди есть своё маленькое солнышко и оно всегда с нами – это наше сердце и оно тоже может дарить тепло.
Положите руки на сердце и почувствуйте, как оно стучит.
А теперь давайтепошлём лучик тепла нашим гостям и вы увидите, что произойдёт чудо – они улыбнутся.
Вот так, как лучики от солнышка, подарите друг другу тепло и улыбку.
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, чем пахнет Осень? (грибами, дождями, опавшими листьями, кострами, лесом, овощами…).Предложить понюхать.
А знаете ли вы, какие у Осени звуки? ( капельки дождя стучат, листья шелестят, ветер воет, жучки-букашки ползут, ёжик шуршит в густой траве…).
- Давайте попробуем изобразить звуки Осени (металлофон, расчёска, маракасы, «шуршалки»…).
- А теперь давайте покажем краски Осени. Перед вами разноцветные ленточки. Выберите, пожалуйста, осенние цвета и покружитесь с ними.
Дети кружатся и поют:
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Жёлтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки,
Кружат по дорожке.
Падают листочки
Прямо нам под ножки.
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель:
Что созревает осенью? (овощи, фрукты).
А зачем выращивают овощи? (супы, салаты, соленья).
Кому ещё нужны овощи? (перечислить, какие животные питаются овощами).
А что помогает овощам расти? (рассматривают карточки-схемы)
Солнце: согревает землю, растения, даёт им свет, тепло.
Почва: чем растения прикреплены к земле (корнями). Из земли растения берут питание и воду.
Тучка: из тучки дождик поливает растения, они пьют воду, омывают свои листочки – «умываются».
Червячки и жучки: рыхлят землю.
Воспитатель:
Растения живые, они растут, двигаются к свету, питаются, если у них есть корни.
-Дети, а как вы думаете, что делают птицы на огороде? (уничтожают тлю, гусениц).
-Каких птиц вы видели на огороде? (показ картинок: синица, сорока, скворец, дрозд).
Игра «Дрозды» (эмоц.)
Дети парами напротив друг друга:
- Я – дрозд, ты – дрозд.
- У меня – нос, у тебя – нос.
-У меня – щёчки гладки, у тебя – щёчки гладки.
-У меня – губки сладки, у тебя – губки сладки.
-Я– твой друг, ты – мой друг.
-Мы любим друг друга!
(обнимаются)
Воспитатель:
Вот сколько помощников у овощей. А человек, как помогает расти овощам? (ответы детей).
-А сейчас мы поиграем в игру «Овощи – для борща, фрукты – для компота». Разложить овощи в кастрюлю, фрукты – в банку.
Воспитатель:
Хорошо потрудились. А теперь становитесь в хоровод.
«Весёлый хоровод»
Веселей, хоровод, все ребята рады.
Загляни в огород, выросло, что надо.
Огурец, помидор, перчик для салата.
Кабачок, выходи, попляши ребятам.
Веселей, хоровод, все ребята рады.
Загляни в огород, выросло, что надо.
Ты, арбузик, дружок, выходи смелее
И с собой приводи дыню поспелее.
Веселей, хоровод, все ребята рады.
Загляни в огород, выросло, что надо.
Урожай наш хорош
Поплясать нам надо.
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем, какая осень на вкус.
Эмоциональная игра «Выжмем сок»
Ребёнок – в кругу. Оставшиеся дети нежными прикосновениями «выжимают сок». Затем все показывают, как они пьют сок, меняя выражение лица в зависимости от того, сладкий он или кислый, выражая свои эмоции.
Входит Чучело (взрослый):
А! Вот вы где! Попались? Так это вы утащили с моего огорода весь урожай, съели его, а теперь морщитесь?
Воспитатель:
Дети, объясните Чучеле, куда делся урожай с огорода? (люди убрали).
Чучело:
Значит, я зря вас обидело? (грустно) Простите меня.
Воспитатель:
Мне жаль Чучело, оно такое грустное. Как его развеселить? (поиграть, станцевать, спеть)
Воспитатель:
А теперь скорее все навострите ушки,
Мы об осени споём весёлые частушки.
Дети исполняют частушки:
Мы осенние частушки пропоём сейчас для вас,
Громче хлопайте в ладоши, веселей встречайте нас. Ух!
Как красиво всё кругом
Золотым осенним днём
Листья жёлтые летят
Под ногами шелестят
Осень – времечко сырое,
Дождик льётся с высоты.
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты.
Нет вкуснее яблок спелых,
Это знает детвора.
Как мы яблоки увидим,
Сразу все кричим: «Ура!»
Любим свёклу и морковку,
И капусту тоже есть.
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть.
Осень, осень золотая,
Хорошо, что ты пришла.
Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба принесла.
Мы частушки вам пропели.
Вы, скажите от души
Хороши частушки наши
И мы тоже хороши!
Чучело:
Ох, и развеселили вы меня, ребята. А я вам сейчас покажу, что ещё можно сделать из овощей ( Показ кукол из овощей – предметный театр). Чучело: А теперь я с вами прощаюсь, а на прощанье хочу угостить вас осенними яблочками.