Транслирование педагогического опыта. Тема Современные образовательные технологии на уроках информатики

Слайд 1
21 век – век информации – часто называют веком цифровых технологий. Дети, родившиеся в век интернета, общаются и познают мир не так, как когда-то познавали его их родители, деды и прадеды. Современные школьники с раннего детства используют электронные «орудия»: телевизор со спутниковой антенной, компьютер и ноутбук с выходом в интернет, мобильные телефоны.
Всё это существенно влияет не только на их образ жизни, но и на способы общения и учения. Вот лишь некоторые примеры. Школьники, выросшие бок о бок с компьютерами, зачастую используют его там, где не следовало бы: компьютерные игры, калькулятор, копирование готовой текстовой информации без её чтения и понимания, виртуальное или СМС-общение и т.п.
Слайд 2
По данным исследований, проведенных порталом для подростков Habbo Hotel, 43% учатся с помощью Интернета. 38% сочетают Интернет с чтением книг и только 16% отмечают книги в качестве приоритетного источника учебной информации. В результате современные школьники привыкают по-другому думать: им легче воспринимать образную, а не текстовую информацию. Они испытывают затруднения в ходе слушания, для них становится проблемой сплошное чтение художественного произведения.
Слайд 3
Современное информационное общество характеризуется постоянным притоком несистематизированной информации. Это ведёт к росту «информационного хаоса».
Только на основе четкого понимания и структурирования окружающей человека информации можно ожидать от него осмысленных и социально-значимых действий. Овладение стратегиями смыслового чтения – путь и средство достижения этой цели. В процессе чтения человеческий мозг получает, хранит, преобразует, комбинирует и выдаёт информацию не только о мире, который нас окружает, но и о нас самих. Прав был великий Дидро, говоря: «Переставая читать, человек перестаёт мыслить»

Слайд 4
К сожалению, сегодня не только дети, но и многие взрослые перестали систематически читать, не умеют правильно работать с информацией, не могут произвести простейшие арифметические расчёты в уме и на бумаге, не умеют слушать и слышать собеседника, затрудняются выразить свои мысли устно и письменно. Это явление принято называть вторичной неграмотностью. Эта проблема носит глобальный характер, о чём свидетельствует решение ЮНЕСКО о введении 8 сентября Международного дня грамотности.
Слайд 5
В информационном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Чтение - это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, это такое личностное качество, которое должно совершенствоваться в разных ситуациях деятельности и общения на протяжении всей жизни человека.
Смысловое чтение рассматривается как ключевая компетенция, характеризующая уровень личностного развития индивида, его готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению. В основополагающем документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» смысловое чтение включено в перечень универсальных учебных действий и понимается как одна из составляющих «умения учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Слайд 6
Смысловое чтение - это совокупность таких способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Отсюда следует, что смысловое чтение относится к числу метапредметных умений и навыков и должно формироваться всеми участниками образовательного процесса (обучающиеся, их родители и педагоги) на каждом уроке и в ходе внеурочной деятельности средствами всех без исключения образовательных дисциплин.

Слайд

Для реализации программы используются следующие образовательные технологии:
1) Технология НИТИ. (Аббревиатура НИТИ означает «новые информационные технологии и Интернет) НИТИ-методики – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
2) Технология проблемного диалога.
3) Технология развития критического мышления в ходе чтения и письма.
4) Технология «Интеллект-карты (в оригинале Mind maps®) Тони Бьюзена.
5) Технология «Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats)
6) Интернет-сервис «Ленты времени»

Слайд Слайд Слайд
4) Технология «Интеллект-карты (в оригинале Mind maps®) Тони Бьюзена.
Интеллект-карты это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Используя технологию Интеллект-карт, школьники учатся созданию ясных и понятных конспектов лекций, рефератов, учебных проектов; получают максимальную отдачу от прочтения книг/учебников. Интеллект-карты – это эффективный способ запоминания прочитанного при подготовке к экзаменам по любому предмету. Технология Тони Бьюза «Интеллект-карты» позволяет обучать созданию эффективной презентации, в которой за меньшее время дается больше информации, которую слушатели лучше понимают и запоминают.

Слайд

Используются карты для следующих целей:
- обучение;
- конспектирование лекций;
- конспектирование книг;
- подготовка материала по определенной теме;
- решение творческих задач;
- мозговой штурм;
- презентации;
- планирование и разработка проектов разной сложности;
- составление списков дел;
- общение;
- проведение тренингов;
- развитие интеллектуальных способностей;
- решение личных проблем;
- и т.д.

Слайд Слайд
Лента Времени - это наглядное дидактическое пособие. Изучая историю события, можно отмечать на этой ленте основные факты, события, которые произошли в каждый период времени. Дополняют эти записи иллюстрации.
Слайд
5) Технология «Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют, обосновываются и доказываются.
Правила использования шляп
Надевая шляпу мышления, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.
Снимая шляпу конкретного цвета, мы уходим от этого типа мышления.
При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.
Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.
Слайд
Шесть шляп мышления
Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.
Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.
Черная шляпа. Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
Зеленая шляпа. Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.
Белая шляпа. Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры.
Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате. Это режим наблюдения за самим процессом мышления и управления им (формулировка целей, подведение итогов и т. п.).
Дополнительная информация:
Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.
До 90% ошибок в мышлении (в нетехнических областях) - это ошибки восприятия. Логические ошибки очень редки.
Метод шести шляп обогащает наше мышление и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. Однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает.
Слайд

В качестве путей и методов, обеспечивающих развитие стратегий смыслового чтения, следует назвать:
1. Систематическую работу по анализу учебных заданий, инструкций, направленную на развитие умений вчитываться в задание, выделять ключевые слова, на развитие понимания смысла задания, на «перевод» задания, инструкции в алгоритм действий и др.
2. Активное использование на всех уроках тетрадей на печатной основе, выполнение письменных заданий:
- ответ на поставленные вопросы;
- высказывание своей точки зрения;
- приведение доводов, как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение;
- объяснение различных ситуаций с помощью текста;
- доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст и т.д.).
3. Чтение разнообразных видов текстов, представленных как в учебниках, так и в специальных журналах.
4. Перевод сплошных текстов в таблицы, пиктограммы, графики, диаграммы.
Создание по материалам прочитанных текстов проспектов, рекламных материалов и т.п.
6. Создание программ для решения несложных задач, возникающих в ходе работы с учебным и научным текстом.

Слайд

Синквейны






Используемая литература

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Сост. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009

Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. Козлова С.А. – М.: Просвещение, 2011


Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2011



















15